«Жизнь в квадрате»

Владислав Секачев

 

«Жизнь в квадрате»
 Именно так называется фотовыставка, открывшаяся недавно в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Она персональная — автор всех работ наш коллега, имя которого должны хорошо знать читатели газеты «Вечерний Ставрополь». Это фотокорреспондент Александр Плотников. Об истоках увлечения фотографией, секретах профессии и, конечно, творческих планах мы с ним и поговорили. Получилось весьма интересно.

- Саша, когда ты почувствовал, что фотография — это, как говорится, твое?
- Еще в 1985 году мы вдвоем с другом пошли в туристический поход в горы. Он взял два фотоаппарата, один из них достался мне. Тогда я и начал снимать и очень скоро заболел этим делом. Все началось в горах, поэтому один из самых старых моих циклов, представленных на выставке, так и называется - «Лучше гор могут быть только горы». Конечно, самых первых работ там нет, а наиболее ранние датированы девяностыми годами. Но подобных фотографий у меня на самом деле больше всего. Может быть, когда-нибудь организую чисто тематическую выставку, время покажет. Ведь горы — еще одно мое серьезное увлечение.
- А когда начал заниматься фотографией профессионально?
- По этой специальности первый раз устроился на работу в 1998 году. Но на самом деле с того самого 1985-го с фотоаппаратом не расставался уже никогда. Начал с горных пейзажей. Постепенно круг интересов расширялся. Есть фотографы, которые любят работать в одном жанре. Я же считаю это немного скучным, потому всегда любил и люблю эксперименты.
- Теперь давай вернемся к выставке. Ее название - «Жизнь в квадрате». Что ты в него вкладываешь?
- Это, наверное, все от того же стремления к творческим экспериментам. Квадратами я называю монтажные фотографии, представленные на выставке. Появились они так — фотография мне нравилась, но чего-то в ней не хватало. Захотелось добавить, привнести что-нибудь новое. По стечению обстоятельств все эти работы приобрели квадратную форму. А вообще к названию можно применить математическую ассоциацию — ведь каждая фотография в той или иной степени - квадрат.
- На выставке представлено несколько циклов. Можно о них подробней.
- Есть репортажные фото. Они отражают конкретное событие с людьми, которые в нем участвуют. Это как бы более сиюминутно. В жанровых фотографиях все, по-моему, интересней. В них картинка живет как будто сама по себе, не привязываясь к какому-то конкретному мероприятию. Для меня жанр ассоциируется, в первую очередь, со сценками из городской жизни. Еще один цикл - «Лучше гор могут быть только горы» - о нем я уже рассказывал. Рядом размещен в чем-то очень перекликающийся с ним «Автостопом по Крыму». И тот, и другой сделаны в жанре тревел-фото. В качестве звукового сопровождения я использовал песни Визбора. На мой взгляд, этот зал получился тематически наиболее выдержанным. «Мои современники» - портреты известных людей, которых я фотографировал в свое время. То есть на выставку я отобрал только фото известных. А вообще, в этот цикл я включаю любых интересных лично мне на момент съемок людей. Ну и наконец монтажные работы, которыми я занимаюсь в последнее время. Они, собственно, и дали название выставке. Раньше эти монтажи делались исключительно в лабораторных условиях, вручную. Теперь, когда в дело вступили компьютеры, свободы для творчества стало больше. Но, кажется, стиль и дух монтажа мне выдержать удалось. Ведь сегодня есть и такие люди, которые, не умея фотографировать, из различных фрагментов собирают целые картины. Вот их можно назвать фотохудожниками. Себя же я считаю фотографом. Просто добавляю в фотографии то, чего в них не хватило во время съемки.
- Сколько работ представлено на выставке и сколько, если не секрет, в твоем личном архиве?
- На выставке 115 фотографий. Весь мой пленочный архив — 22 тысячи кадров — негативы и слайды. Ну а когда стал работать цифровым аппаратом — это случилось больше четырех лет назад, — произошел не качественный скачок, а количественный. Я подсчитал, что, работая в газете, на пленку я снимал 6 тысяч кадров в год. За первый год работы на «цифре» я снял 40 тысяч (!) кадров. Легче стало в каком плане — перестал экономить, можно работать, пока не добьешься результата. К тому же можно сразу отсмотреть отснятый материал. Мой цифровой архив на сегодняшний день — более 150 тысяч кадров. Однако подчеркну, хорошее качество снимка не является полной гарантией ее удачности. Даже сегодня есть те, кто возвращается к работе на пленке.
- Это твоя первая выставка?
- Персональная да. Готовился к ней очень долго. Сроки постоянно переносились, но в конце концов сам решил ускорить события. Не скажу, что все получилось идеально, но, как говорится, «первый блин вышел не комом». В идеале я хотел оформить выставку по всем канонам, как положено — стекло, багет, прорезное паспарту (плотный цветной картон или другой аналогичный материал, оформляющий фото). Но это требовало достаточно больших для меня затрат. Пришлось пойти на компромисс и взять то оборудование, которое было в музее. Там работают настоящие профессионалы, которые скомпоновали выставку так, что она смотрится более чем приемлемо. И главное — на выставке нет ни одной проходной или случайной фотографии, за которую мне было бы стыдно. А это самый важный показатель.
- Поздравляю тебя с этим важным для любого фотохудожника событием в жизни и желаю творческих успехов!
- Спасибо.

Фото Александра Плотникова.