ЖКХ как живой организм

Тамара Коркина

Сейчас количество звонков в редакцию по проблемам ЖКХ значительно поубавилось. Иной день их нет вовсе. Не то что раньше – огромные расходы на общедомовые нужды, платная опломбировка приборов учета, плохая работа управляющих компаний...

То ли порядка в отрасли стало больше, то ли люди со всем свыклись, то ли они стала более грамотными и хозяйственными. С такого вот моего вопроса и начался наш разговор с министром жилищно-коммунального хозяйства края Романом Марченко.

– Я думаю, люди стали понимать, что без их активного участия в управлении многоквартирным домом сегодня не обойтись. Они ведь хозяева, они создают комфорт там, где живут. Нас радует, что в министерство поступает много обращений собственников по таким вопросам, как механизм формирования платы за жилищно-коммунальные услуги, регулирование отношений между собственником и управляющей организацией. Мы видим, что жильцы начали внимательнее изучать отчеты управляющих компаний, выявлять всевозможные нарушения, расхождения отчетов с положениями заключенного договора управления.

Собственники стали понимать, что перечень работ и их стоимость они должны утверждать сами, что они являются заказчиками и их слово для УК – закон. Что главный документ в управлении домом – договор, заключаемый собственниками помещений с управляющей организацией.

Мы видим, что многие пользуются разработанными министерством методическими рекомендациями по управлению МКД, а также калькулятором жилищных услуг. Он позволяет рассчитать стоимость работ по содержанию общего имущества дома. Также нашими специалистами разработаны рекомендуемые форма договора и форма годового отчета управляющей организации. Они доступны на сайте министерства www.mingkhsk.ru.

– Роман Алексеевич, и реформирование ЖКХ, и привлечение к управлению МКД специализированных организаций в первую очередь были направлены на улучшение, приведение в порядок жилого фонда. Что-то в этом направлении продвигается?

– Условия проживания улучшились лишь в тех многоквартирных домах, где собственники осознали, поняли, что именно они заказывают жилищные услуги и что в их воле сделать дом комфортным

интервью с министром ЖКХ КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ и уютным. Мне не единожды приходилось бывать в таких домах, в них сразу видно – живут самодостаточные, ответственные люди, хозяева своего дома.

Собственно, очень многое зависит от совета дома. Если это работающий орган, он все сделает для того, чтобы обеспечить выполнение принятых общим собранием решений.

В тех домах, где собственники пассивны, надеются на административный ресурс, пишут жалобы в различные инстанции, при этом даже не посещая общие собрания, говорить об улучшении состояния жилищного фонда не приходится.

Ведется активная работа по внедрению ГИС ЖКХ. Это позволит собственникам владеть информацией, которая позволит представить полную картину о той или иной управляющий организации и прийти к решению о выборе управляющего для их домов.

– Капитальный ремонт многоквартирных домов – давайте поговорим об этом. Уже подходит к концу первая трехлетка – а особых достижений в капремонте нет. Мало того, мы не раз писали, да и с разных трибун звучало, что более миллиарда народных рублей на счетах регионального оператора лежат мертвым грузом.

– Основная причина срыва сроков выполнения краткосрочного трехлетнего плана – неисполнение подрядными организациями договорных обязательств по разработке проектной документации. А без нее выполнение работ по капитальному ремонту невозможно.

Краткосрочным планом на 2014 – 2016 годы в региональной программе запланировано проведение капремонта в 790 многоквартирных домах.

На сегодня ремонт в 196 МКД завершен, в 529 домах продолжается, при этом степень выполнения по 101 МКД составляет 68 процентов и по 428 домам –14 процентов. По 65 домам объявлены конкурсы по отбору подрядной организации на выполнение капремонта.

Министерство ведет еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный мониторинг хода работ, наши специалисты выезжают на места.

Региональный оператор планирует завершить краткосрочный план до ноября текущего года.

– Уже, очевидно, можно делать выводы, какой способ накопления средств на капремонт эффективнее: «общий котел», то есть регоператор, или спецсчет?

– Спецсчет, как и ожидалось, выбрали наиболее инициативные, неравнодушные собственники. Они сами распоряжаются своими средствами, направляя их на ремонтные работы по решению общего собрания. Сказать короче, дом сам распоряжается своим кошельком. Спецсчета рекомендует Минстрой РФ, поставивший задачу перевести на них к 2020 году 30 процентов всех МКД. Но! Есть случаи, когда выбравшие спецсчет дома переводятся согласно законодательству в «общий котел», поскольку собирают меньше 50 процентов взносов. С другой стороны, 13 многоквартирных домов, формирующих средства на счете регионального оператора, выполнили капитальный ремонт раньше установленных региональной программой сроков. Собственники собрали деньги, провели ремонт и теперь находятся на «финансовых каникулах», то есть не уплачивают взносы, им сделан зачет. О чем это говорит? Да все о том же: о позиции собственников помещений. 

– Мы только что сообщали нашим читателям, что правительством края утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Разъясните, пожалуйста, суть этой схемы.

– С 1 января 2017 года услуга по сбору и транспортировке отходов должна стать коммунальной, она будет называться услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказываться услуга будет исключительно региональными операторами, действующими на определенной территории. Тариф для каждого регоператора будет устанавливаться региональной тарифной комиссией.

Территориальная схема делит край на две территории – северную и южную. В крае будет создано 15 новых мусороперегрузочных станций с первичной обработкой отходов, пять новых межмуниципальных зональных центров. Сейчас ведется работа по выделению земельных участков для строительства новых объектов и привлечению инвесторов. Также ведутся подготовительные работы по организации конкурсного отбора региональных операторов, определению нормативов образования твердых коммунальных отходов и подготовке ряда региональных нормативных актов.

– Первичная обработка отходов – она предполагает их раздельный сбор? – К этому мы подойдем, скорее всего, в 2018 году. В первую очередь, понадобятся контейнеры для раздельного сбора. Пилотные проекты целесообразно запускать в крупных городах – в Ставрополе, городах-курортах КМВ.

Для полноценного внедрения данной системы необходима замена почти всей цепочки технологического оборудования, начиная с контейнеров и мусоровозов и закачивая оборудованием для утилизации отходов. Расходы предстоят большие, и они могут значительно увеличить тариф региональных операторов. Поэтому все новшества будут детально обсуждаться с региональными операторами и общественностью с учетом возможного финансового участия федерального бюджета.

– С 1 июля на всей территории России введена государственная информационная система – ГИС ЖКХ. Что она дает собственникам помещений? – С 1 января 2017 года каждый собственник помещения сможет, зайдя на сайт ГИС ЖКХ, ознакомиться с информацией о жилых домах, коммунальных услугах, программах в сфере ЖКХ, тарифах, нормативно-правовых актах, размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сейчас идет наполнение системы информацией. В ГИС ЖКХ зарегистрированы и приступили к размещению данных 992 поставщиков информации, что составляет 85,3 процента от общего количества поставщиков в крае. Пока большая часть незарегистрированных, проблемных поставщиков – это ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные кооперативы. Организована консультационная и техническая поддержка пользователей по работе в ГИС ЖКХ. Каждый поставщик информации может обратиться за консультацией по телефонам: (8652) 26-38-45, 26-38-54, 26-3861, 26-39-07 или по электронной почте: gis-gkh@riacsk.ru.

Для поставщиков информации, у которых нет компьютерной техники или доступа к сети «Интернет», в ГКУ СК «РИАЦ», расположенном по адресу: г.Ставрополь, пр. Карла Маркса, д.58, оборудованы рабочие места, позволяющие произвести регистрацию и размещение информации в ГИС ЖКХ. Надо сказать, в рейтинге по внедрению ГИС мы на 11-м месте.

В общем, отрасль ЖКХ меняется, разворачивается в сторону потребителя услуг. Уверен, в обозримой перспективе мы сможем констатировать этот разворот как свершившийся факт. Единственное, призываю жителей не оставаться безучастными к управлению своими домами. Как минимум – не проходить мимо общего собрания.

ЖКХ, Ставропольский край