"Тяжело быть ненавидимым..."

Читатели «Вечернего Ставрополя» знакомы с работами нашего внештатного автора геолога Станислава МИЛАНТЬЕВА. В центре его интереса - всегда что-то таинственное, малоизвестное, но влекущее людей. На этот раз он посвятил свою работу 200-летию человека с мировым именем - Чарлза Дарвина. Родился великий ученый 12 февраля 1809 года.

Малоизвестное о Дарвине

Удивительно познавать интересы этого человека. Автор теории происхождения биологических видов англичанин Чарлз Дарвин был разносторонним ученым. Однако выше всего он ценил геологию. Это ему принадлежат слова: «Нет ничего, что могло бы сравниться с геологией».
Сегодня он как эволюционист воспринимается в различных слоях общества неоднозначно. Расхождение во взглядах людей, верящих в Бога и креационизм, и ученых, принимающих его гипотезу эволюции, со временем все увеличивается.
Лично меня привлекли увлечения молодого ученого геологической наукой, любопытные и обстоятельные наблюдения, сделанные им во время кругосветного плавания (1831 — 1836 гг.) на корабле «Бигль».
Надо сказать, что кроме знаменитого сочинения «Путешествие натуралиста вокруг света…» собранный научный материал по результатам экспедиции по Австралии, Южной Америке и на экзотические острова трех океанов составил 5 томов.
В программе проведения юбилея англичане предусматривают начать в 2009 году повторное кругосветное путешествие по маршруту знаменитого земляка на вновь построенной копии парусника «Бигль-2».

Животные–цветы

Особо велика заслуга Ч. Дарвина в создании теории происхождения и распространения коралловых рифов. Кораллы – это «животные-цветы», появились они в океанах и морях более полумиллиарда лет назад. Они служат хорошими хронометрами геологических эпох, поскольку живут в жестко определенных экологических нишах: соленость и температура воды, глубина и так далее.
Колонии кораллов благодаря известковым скелетам образуют рифы. Они достигают больших габаритов: до 1,5 км над уровнем моря и иногда — более одного километра на глубину.
Причины образований столь мощных накоплений ученый связывал с опусканием дна океана, погружения островов, берегов континентов. При постепенном погружении острова затопляются, а риф, надстраиваемый кораллами, превращается вначале в барьерный риф, а затем – в атолл с лагуной на месте исчезнувшего острова.
Хитрые японцы, чтобы удержать за собой острова в 200 милях, затопляемые ныне океаном, засеяли их скальные берега личинками кораллов. Когда кораллы вырастут, они образуют риф, который останется на месте островков.

Эти грозные стихии

Многочисленны и интересны экскурсии и экспедиции Ч. Дарвина были по Южной Америке, в которой разнообразны и порой уникальны природные явления – вулканы и землетрясения. Ученый во многих местах документировал выходы геологических пород, свидетельствующих о широкой вулканической деятельности. И даже наблюдал пробуждение и извержение вулкана в Чили и связанные с ним землетрясение и цунами.
Вулканические горы относятся к самым прекрасным созданиям природы. Заметим, что слово «Чили» в переводе с индийского «холодный», так как наличествует множество снежных вершин. И одна самая высокая — на острове Огненная Земля - названа «горой Дарвина».
Практический интерес представляют наглядные и впечатляющие описания автором сильного землетрясения. Оно сразу разрушает наиболее привычные ассоциации: Земля — символ незыблемости.
«Землетрясение началось внезапно и длилось всего две минуты, но время это казалось гораздо более долгим. Колебания грунта было весьма ощутимо, но трудно было почувствовать и понять направление (по горизонтали) вибрации. Устоять порой бывает трудно, колебание почвы может вызвать головокружение. Многие передвигались на четвереньках…».
Ужасно зрелище разрушений. Ученый заметил, что разрушаются по-разному не только дома, но и улицы ведут себя по-разному в зависимости от характера планировки, застройки.
Вкратце о других заслугах натуралиста Ч. Дарвина. Интересны смелые по тому времени его научные исследования отложений древних оледенений («Огненная Земля»), песчано-пылевых облаков (о. Зеленого Мыса), а также причин отсутствия естественной древесной растительности в степях, прериях и пампах.

Евангелие сатаны

Мне кажется, что так долго проклинаемый автор монографии «Происхождение человека…» все-таки был верующим. Об этом свидетельствуют и поведение во время путешествия, и все его геологические исследования в молодости.
Дарвин высказывался за то, что при всем различии фауны Австралии от других континентов над всей Вселенной работала рука единого творца. А периоды сотворения мира были и различные, и отдаленные один от другого – в геологической истории также шесть временных эр, так как творец делал «передышку» в своей «работе».
Ч. Дарвин корректно признавал: «Кто докажет, что скачки (перерывы) – не иллюзия, порожденная неполнотой геологической летописи, тот может отвергнуть и всю теорию эволюции». Сегодня наука располагает фактами по всему миру, что скачки – не иллюзия. И биосфера, в которой царствует живой мир, представляет единые космогеобиофизические системы, в которых бывают и кризисы, порожденные сложными взаимодействиями в ней (космос, вращение Земли, климат и т.д.).
Примерно такую же точку зрения в ХХ веке высказывали известные российские академики-геологи: В. Вернадский, 
В. Обручев, П. Флоренский, А. Яншин по поводу движущих сил эволюции. Только сейчас стало известно: все они были верующими в Бога и креационизм.
Чарлз Дарвин был тишайший человек, живший уединенно в провинции в окружении многочисленной семьи — имел одиннадцать детей. Он искренне переживал: «Тяжело быть ненавидимым в такой степени, как ненавидят меня». Он страдал, смиренно претерпевал это и самокритично называл свои главные работы по биологии «Евангелием сатаны». А разве это не покаяние, когда у человека постоянно присутствует неудовлетворенность?

Станислав МИЛАНТЬЕВ, геолог.



Последние новости

Все новости

Объявление