Последний из могикан
Василий СкакунВ пашню брошенные зерна
Дали всходы, дали всходы.
Мы прожили не позорно
Наши годы-скороходы.
Михаил Василенко
Недавно, до Нового, 2021 года, как и наш дорогой Михаил Василенко, ушел из жизни народный артист России Валентин Гафт. Он – яркий представитель плеяды артистов советского периода, которые сумели надолго оставить о себе память в людских сердцах.
Уж если под этот Новый год в 45-й раз по TV демонстрировали «Иронию судьбы, или С легким паром!», то, стало быть, за эти полвека толком создать что-либо стоящее для замены не сумели. Получается так? А что страна будет смотреть в канун 2050 года? Ведь и на самом деле могикане той особой поры уходят. По всей вероятности, нужна какая-то новая эпоха, с новыми устремлениями, основанными на более высоком уровне нравственности, чтобы вновь появились такие, как В.Тихонов, В.Лановой, О.Табаков, В.Гафт и другие. А также как В. Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор.
Но В.Гафт был особенным человеком, у него был открыт канал так называемой сердечной чакры. Он писал эпиграммы на своих собратьев-артистов, и это считалось особым признанием. Но душа его тонко чувствовала сердца других людей, и в первую очередь - ушедших из жизни. Он им посвящал сокровенные стихи:

Что за манера -
сразу за наган?!
Что за привычка -
сразу на колени?
Ушел из жизни
Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни
хулиган Есенин.
Чтоб мы
не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили,
мать, по-идиотски,
Ушел из жизни
хулиган Шукшин,
Ушел из жизни
хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли Туда,
Взяв на себя
все боли наши, раны.
Горит на небе новая звезда –
Ее зажгли, конечно, хулиганы.
Почему все они – хулиганы? Да потому, что им было тесно в рамках позволенной тесной жизни. Их души задыхались в материальном мирке наших потребностей. И все они сгорели на кострах, которые сами себе и распалили.
Валентин Гафт очень четко разобрался в том, что для роста (в любой отрасли) каждому человеку необходимо в обязательном порядке преодолевать трудности, сопротивляться неудобным обстоятельствам жизни, иначе – застой, болото и духовная немота.
И конечно, он не мог не переживать за друзей и приятелей, с которыми десятилетиями занимался актерской деятельностью и которые зачастую так рано покидали земную обитель. У Валентина Гафта было ощущение не только близости и даже род-ства с теми ушедшими из жизни. Он четко знал, что их души живы, что они где-то там, куда можно послать сигнал доброго слова и мысли. Он понимал, что у них нет возможности ответить старому другу, приятелю, сослуживцу, потому-то и родилось это стихо-творение:
Живых всё меньше
в телефонной книжке,
Звенит в ушах
смертельная коса,
Стучат всё чаще
гробовые крышки,
Чужие отвечают голоса.
Но цифр этих
я стирать не буду
И рамкой никогда не обведу.
Я всех найду,
я всем звонить им буду,
Где б ни были они,
в раю или в аду.
Пока трепались
и беспечно жили –
Кончались денно-нощные
витки.
Теперь о том,
что недоговорили,
Звучат, как многоточия, гудки.
И конечно, его продвинутое сознание никак не могло согласиться с одноразовостью жизни человеческой, ибо в этом случае теряется весь замысел создания жизни на Земле. Ведь если дали нам возможность духовно-нравственного роста, то почему он должен прекращаться. Ибо все мы созданы по образу и подобию Творца, значит, и цель жизни - в стремлении максимального приближения к идеалу. И потому-то и было создано это стихотворение о превращении гусеницы в бабочку:
Через муки, риск, усилья
Пробивался к свету кокон,
Чтобы шелковые крылья
Изумляли наше око.
***
Жизнь длиною в одни сутки
Несравнима с нашим веком,
Посидеть на незабудке
Невозможно человеку.
***
Когда гусеница в кокон
Превратится не спеша,
Из-под нитяных волокон
Вырвется ее душа.
Жизнь былую озирая,
Улетит под небосвод.
Люди, мы не умираем,
В каждом бабочка живет.