Александр Войсковой: «Чувствовать настроение, понимать мысли молодых – вот наша политика практика»
Лия КарапетянРазговор на патриотические темы еще в начале нынешнего года был среди молодежи не то чтобы не в моде. Поддерживать такие рассуждения некоторые считали чуть ли не дурным тоном.
Но ситуация резко изменилась после 24 февраля: с таким же максимализмом юноши и девушки поднялись на высокую патриотическую волну. Доказательства этому у меня есть личные: свои взгляды на политические события в России и в мире пересмотрели многие мои близкие и их молодые друзья.
Конечно, нельзя считать за точку отсчета в этих переменах именно 24 февраля нынешнего года. Государственным институтам заниматься вопросами молодежной политики, а вместе с этим и проблемами патриотического воспитания всегда было «по штату положено».
Сегодня «Вечерка» рассказывает о том, как в нашем крае действует государственная программа «Молодежная политика», в которой есть подпрограмма «Патриотическое воспитание».
Разобраться, как все это действует не на бумаге, а в жизни, поможет нам Александр Войсковой, начальник Управления по молодежной политике аппарата правительства Ставропольского края.
Гражданская позиция, успешная социализация, культурное развитие молодежи - все в интересах России
Любое уважающее себя государство смотрит в будущее, а потому считает необходимым условием своего успешного развития привлекать молодежь к активному участию в делах государства и общества. Но как это делать? Есть ли механизмы, инструменты, люди, способные твердой рукой и со знанием дела управлять этими процессами?
Я спросила об этом Александра Войскового, решив начать с вопроса в лоб:
- Какими документами вы руководствуетесь в реализации Государственной программы «Молодежная политика» и ее подпрограммы «Патриотическое воспитание»?
- В первую очередь мы руководствуемся Конституцией Российской Федерации, в 72-й статье которой закреплена реализация молодежной политики. Кроме того, в декабре 2020 года принят 489-й Федеральный закон «О молодежной политике». Это первый такой закон. Он «рамочный», над ним продолжается работа, будут вноситься поправки, но факт существования нашего молодежного закона уже не отменить.
По образу и подобию федерального принят краевой закон № 5-кз в начале нынешнего года. Кроме того, действует ряд постановлений и распоряжений, регламентирующих нашу деятельность или отдельные вопросы реализации молодежной политики.
В каких единицах измеряется молодежная политика?
Александр Войсковой в нашем разговоре подчеркнул, что названные им документы содержат весьма конкретную информацию, и все эти данные находятся в открытом доступе. Кроме того, в них прописаны и утверждены не только мероприятия, но и средства. Но сейчас редко можно встретить человека, который бы придирчиво листал всякого рода «официоз». Вот почему я попросила Александра назвать то количество средств, которое направляется из краевого бюджета на реализацию подпрограммы «Патриотическое воспитание».
- Объём финансового обеспечения подпрограммы составляет на сегодняшний день около 4,8 млн рублей. Для сравнения: в 2019 году это был 1, 77 млн рублей, а с 2020 по 2024 год – по 612,080 тыс. рублей.
- Назовите несколько оценочных механизмов, которые позволяют правительству судить о том, как выполняется подпрограмма.
- Достижение целей определяется выполнением индикаторов – четких, количественных, измеряемых в процентах, штуках или единицах. Например, доля молодежи, участвующей в мероприятиях – в процентах, количество добровольцев (волонтеров), прошедших регистрацию в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) DOBRO.RU, количество молодежных и детских общественных объединений, расположенных на территории края. Всего таких разных индикаторов ровно 50.
Молодежь – это возраст. Теперь его считают с 14 до 35 лет
Оказывается, молодежь становится старше. Кто-то скажет: тоже мне, Америку тут автор открывает! Но в том-то и дело, что в 2020 году Государственная Дума России приняла закон, который определяет на федеральном уровне такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения». Согласно этому документу к молодежи относятся граждане от 14 до 35 лет.
Вот почему, когда я попросила Александра Войскового назвать несколько мероприятий подпрограммы по патриотическому воспитанию, выполненных в 2022 году в конкретных школах Ставропольского края, он ответил вполне четко:
- Мы не ведём учёт проведённых мероприятий в конкретных школах. Более того, школы – не совсем наша сфера. По закону мы охватываем молодёжь только от 14 лет, то есть не раньше 9-го класса. Однако в общем объёме наших мероприятий принимают участие и школьники: к примеру, это акции «Успей сказать спасибо!», «Степной десант», «Красная гвоздика», «Георгиевская ленточка», военно-спортивная игра «Зарница» и многие другие.

А вот кто и как готовит специалистов, способных вести патриотическое воспитание? Александр Войсковой на этот вопрос ответил так:
- Вопросами патриотического воспитания на разных уровнях занимаются многие специалисты: педагоги, культорганизаторы, органы самоуправления в школах, ссузах и вузах. Специального курса по подготовке нет, так как патриотика – это часть воспитательной работы с молодёжью. Ведь патриотизм – это все, что мы любим в себе, в своей стране. Это наша история, наша культура, литература, природа. Но у нас есть планы повышать квалификацию уже работающим специалистам и оказывать помощь в привлечении выпускников школ к обучению по нашему профилю.
Если ты талантлив...
- Александр, как правительство края поддерживает общественные военно-патриотические, военно-спортивные, поисковые, исторические клубы, действующие на территории нашего края?
- Надо отметить, что и сами клубы, если они являются официально зарегистрированными общественными организациями, могут поддерживать себя и других – участвовать в грантах, выигрывать средства на реализацию своей деятельности.
Кроме того, существует конкурс субсидий в правительстве Ставропольского края. В нём также можно выиграть средства на продвижение своей работы в массы. По линии управления по молодёжной политике – это фонд в размере 20 млн рублей.
Если говорить о частных, то бизнес по разным каналам активно включается в патриотическую повестку.
Прошлое пришло в негодность?
Задала я Александру Войсковому и тот вопрос, с которого возникла идея нашего разговора:
- С 24 февраля нынешнего года во многих сферах жизни нашей страны произошли существенные изменения. Как это коснулось системы патриотического воспитания молодежи в Ставропольском крае?
- Могу сказать, что в патриотическом воспитании наблюдается серьёзный крен в сторону военной патриотики: мы говорим о героях прошлого, о наследии подвига советского народа. Кроме того, много общаемся с молодёжью, поскольку довольно непросто чувствовать настроение, понимать мысли своей целевой аудитории, не общаясь с ними. Так они видят, что их не бросили, их слышат, к ним прислушиваются.
В целом же сегодня наша задача состоит в том, чтобы молодёжь получила как можно больше правдивой информации и сумела составить правильное представление о происходящем. Считаю, что у нас получается.
Я же могу подтвердить: да, получается. Свидетельство тому – недавний День России, прошедший в Ставрополе. А еще – вся информация, публикуемая в соцсети «ВКонтакте» по ссылке vk.com/kdm26.

Взять, например, запись от 14 июня. Я назову лишь несколько тем, которыми занимаются ребята в первом сезоне Всероссийского конкурса молодёжных проектов. Это «Военно-патриотический квест «Путь к Победе», проект «ДОБРОферма», проект «Ответственный донор Ставрополья», «Молодёжный гражданско-патриотический форум «Дружба и взаимовыручка!», работа «Волонтёрского центра «Дорога добра», «Историко-просветительский видеоблог «А что происходит?», «Молодёжный патриотический слет «Братское единство» и другие проекты. Только в рамках названного Всероссийского конкурса в этом году их 25, но ведь сам конкурс – лишь часть огромной работы с молодежью. И он, как и все другие мероприятия, есть способ «чувствовать настроение, понимать мысли молодых», чтобы страна могла идти с ними в ногу, чтобы Родина могла быть спокойной за свое будущее.