Андрей Джатдоев: «Кому нужны «страшилки» для горожан?»

Лариса Ракитянская
Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило
Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило

В администрации Ставрополя в минувший понедельник прошла очередная планерка, где одной из тем обсуждения были прошедшие 24 апреля публичные слушания по проекту планировки территории центрального планировочного района города Ставрополя. 

Глава администрации Ставрополя дал принципиальную оценку событию, поставив под сомнение необходимость данного проекта вообще. Андрей Джатдоев подчеркнул: комитет градостроительства ругают все кому не лень. И, как правило, не за дело, а за отсутствие информации и неумение довести до жителей сегодняшнюю линию мэрии.

А линия эта состоит в том, что сегодня ни одно разрешение на строительство не дается, если объект не обеспечен достаточным количеством парковочных мест, в том числе подземных. Не доводится до горожан, что впервые за много лет администрации города удалось убедить застройщиков запроектировать и приступить к строительству за свой счет современного шестиполосного проспекта в Юго-Западном микрорайоне и продолжение ул. 45-я Параллель и стоит это несколько сотен миллионов рублей. Сегодня в городе во «внутрикварталке» не разрешается строить ничего, кроме школ, детских садов и скверов. Жители не знают, что в Ставрополе взамен одному срубленному дереву высаживается 500, и за три года десятки гектаров возвращены в городские леса и скверы. Все исторические памятники Ставрополя находятся в целости и сохранности, и их количество прирастает с каждым годом.

Когда это не делается и возникает информационный вакуум, подчеркнул А. Джатдоев, его быстро заполняют «доброжелатели», которые создают «страшилки» для горожан, стараясь заработать себе как политические, так и финансовые дивиденды. Именно таким «доброжелателям» не нравится, что город сегодня стабилен, что он стал заметен на федеральном уровне. А на таком фоне очень трудно реализовать свои политические или коммерческие проекты, которые, уж поверьте, как правило, не в интересах горожан.

Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило
Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило

Глава администрации Ставрополя подчеркнул также, что городу сегодня жизненно необходим эффективный и объективный информационный проект, который раскроет тему градостроительной политики. Пример уже есть: замена каштанов по улице Дзержинского. Когда горожанам объяснили, в чем вопрос, люди откликнулись, да еще и помогли администрации в выборе деревьев, которые уже высажены...

А теперь вернемся к теме нашумевших публичных слушаний и попытаемся разобраться более детально, что же так напугало жителей, если публичные слушания собрали более 150 человек, если в городскую Думу и комитет градостроительства администрации города за два месяца поступило аж 43 обращения граждан с просьбой отклонить проект планировки территории центрального планировочного района города Ставрополя в границах улиц 8 Марта, Лермонтова, Пушкина, Балахонова.

Публичные слушания: народ отклонил проект

Актовый зал детской музыкальной школы № 2 был заполнен до отказа. Впрочем, еще с начала февраля к названному выше проекту было приковано пристальное внимание людей, проживающих в этом большом «квадрате» центральной части Ставрополя. Ситуация накалялась день ото дня: пошли слухи о скором сносе капитальных жилых домов по пр. Энгельса и Братскому, о приходе в Ставрополь неких московских инвесторов, кровно заинтересованных в «золотой» земле центра нашего города, где уже проложены коммуникации – строй не хочу! Жители двух проездов еще в феврале создали инициативную группу, которая подготовила первое протестное обращение в городскую Думу, комитет градостроительства, в комиссию по землепользованию и застройке.

Шум, поднятый людьми, стал причиной переноса публичных слушаний с 13 марта на 24 апреля: власть услышала народ.

Но эмоциональных моментов 24 апреля все же не удалось избежать. Андрею Уварову, и. о. руководителя комитета градостроительства администрации Ставрополя, который вел публичные слушания, в первые минуты с трудом удавалось удерживать внимание аудитории, чтобы соблюсти регламент и порядок.

Аргументы «за»: город будет расти и развиваться

Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило
Проезд Энгельса. Фото Ивана Дубило

О законных обоснованиях для существования самого проекта рассказал присутствующим завотделом территориального планирования и градостроительного зонирования комитета градостроительства администрации Ставрополя Павел Матвиенко. Еще в 2012 году город заключил муниципальный контракт на проект планировки центрального планировочного района в границах улиц Пушкина, Лермонтова, 8 Марта и Балахонова, а 25 июля 2014 года документация по данному проекту была заслушана на комиссии по землепользованию и землеустройству администрации города. Сам проект был размещен на официальном сайте администрации Ставрополя и в администрациях Ленинского и Промышленного районов города.

Разработчик проекта – Нелли Литвин, главный архитектор «Architektur Gallery» L-GROUP» ltd,  – пояснила, что проект рассчитан на ближайшие 30 лет и направлен на устойчивое развитие территории центральной части Ставрополя. Проведены расчеты, которые говорят о том, что в данных границах ближайшие три десятилетия будет наблюдаться рост населения, а значит, будущим жителям этого микрорайона потребуются школы, детсады и поликлиники, спортплощадки, парковки, культурные объекты.

Н. Литвин отметила: здесь планируется многоэтажная застройка.

Затем выступил главный архитектор Ставрополя Геннадий Ленцов. Он привел один из основных аргументов «за» проект: именно комплексный взгляд на развитие территорий Ставрополя может уберечь наш город от так называемой «точечной» застройки, которая только уродует внешний облик города. Главный архитектор, отвечая на предварительные вопросы горожан, подчеркнул: данный документ не предусматривает ни сноса существующих МКД, ни иного ущемления прав жителей города. Проект лишь регламентирует будущее использование этой территории. Чтобы успокоить аудиторию, Г. Ленцов сообщил также, что дома по проездам Энгельса и Братскому внесены в программу капитального ремонта до 2017 года, а потому никакой речи о сносе этих жилых зданий нет и быть не может.

Аргументы «против» каменных джунглей

С этого момента в ходе публичных слушаний, на мой взгляд, и произошел переход народа «в наступление». Прозвучало немало аргументов: в частности, говорилось, что в пояснительной записке к проекту не внесены ключевые моменты: нет сроков его реализации, о возрасте существующих жилых домов и их пригодности к проживанию тоже ничего не сказано, не известны и механизмы реализации проекта (кто, когда и как его будет воплощать в жизнь), не обозначена правовая основа планировки (в части соблюдения прав собственников), ничего в проекте не сказано о недопустимости застройки существующих детских и спортивных площадок на пр. Энгельса и Братском, а их там (на минуточку!) – около шести.

На эти замечания ответ давала руководитель правового управления комитета градостроительства администрации Ставрополя Анна Куценко. Она подчеркнула главное: проект планировки – совсем не тот документ, который может стать основанием отчуждения собственности.

Начинается тюрьмой и кончается кладбищем. Сюда бы сквер и школу…

Участники публичных слушаний выслушали и другие мнения. Так, многие выступавшие говорили о том, что обсуждаемый проект в определенном смысле ставит «телегу впереди лошади», ведь ни инвестор, ни застройщик, способный реализовать его, никому не известны. А раз так, то публичные слушания нарушают и целый ряд пунктов ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Звучала мысль и о том, что проезды Энгельса и Братский являются уникальной территорией, которая спланирована и построена в соответствии со всеми нормами градостроительства; она удобна и комфортна. Детскими и спортивными площадками пользуются жители многих прилегающих улиц.

Кроме того, начиная с конца 2008 года, в рамках федеральной и городской программ реконструкции жилья в отдельных домах двух проездов проведен капитальный ремонт, а средняя степень физического износа домов того же проезда Энгельса не превышает 40 процентов.

Аудитория эти доводы активно поддержала – выглядели они очень убедительно.

Особенно бурно реагировал зал на выступление одного из активистов, который говорил о проекте школы. Ее строительство предусмотрено на территории воинской части – аккурат рядом с Верхним рынком и следственным изолятором. То, что здесь не место образовательному учреждению, должно быть понятно и архитекторам, и представителям власти, считают люди.

Столь же нелепым выглядит и размещение сквера неподалеку от Даниловского кладбища – и так улица 8 Марта с давних пор предмет городских шуток – мол, начинается тюрьмой и кончается кладбищем...

Публичные слушания, собравшие более 150 человек, завершились. Люди расходились с ощущением своей победы. Хотя высказывались опасения, что уникальный зеленый уголок Ставрополя по-прежнему останется привлекательным для застройщиков. Так уже было в 1998 году, когда на проезд Энгельса, на одну из детских площадок, неожиданно приехал экскаватор. Наша газета писала о том, что строить жилой дом здесь «возжелал» известный в крае и стране человек. Тогда люди вышли в полной готовности – никакую технику не пустили, и до сих пор на этой площадке детвора гоняет в футбол, а года два назад появилась здесь и теннисная площадка...

– Получили от жителей? – подвел итоги планерки А. Джатдоев.  – И поделом! Нечего от людей прятаться в кабинетах. Сами не понимаете, что хотите и зачем делаете! Уж если не помогаете, то хоть не мешайте. Проект с рассмотрения снять!

От автора: видимо, в комитете градостроительства в ближайшее время грядут кадровые перемены…

город, благоустройство, градостроительство, планировка

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление