Автомобили и деревья: кто кого?..

Сегодня, когда продолжается обсуждение проекта генерального плана Ставрополя, многие горожане обеспокоены тем, чтобы принятые решения впоследствии не оказались разрушительными не только для культурно-исторического облика города, но и здоровья жителей. 
Автомобили или деревья - с недавнего времени такое противопоставление возникло в краевом центре. О том, чем грозит уничтожение зеленых насаждений в Ставрополе, рассказывает доктор биологических наук Владимир Васильевич СКРИПЧИНСКИЙ.

- Ставропольские старожилы наверняка не забыли, как еще в середине прошлого века летом в засушливые годы при господстве восточных ветров в городе поднимались столбы пыли. В 60 - 70-е руководители Ставрополя и края активно взялись за решение проблемы. Были разбиты газоны, посажены тысячи деревьев вдоль проезжей части дорог и тротуаров. Так, вдоль улицы Ленина работники Горзелентреста (которым в то время руководили И.И. Бурым и В.Д. Горлова) высадили пирамидальные тополя, а между ними посеяли желуди, собранные школьниками в городских лесах. Через 20 лет тополя состарились, их убрали, а дубы остались. Сегодня они украшают улицу Ленина от проспекта Октябрьской революции до улицы Доваторцев.
Для Ставрополя дуб черешчатый - настоящее спасение. Это удивительное растение способно развиваться на любых, включая сухие, почвах. Он стал незаменимым в зеленом строительстве многих российских городов. Дуб обладает высокой засухо- и жароустойчивостью. Наиболее долговечные деревья могут жить до 1500 лет. В Ставрополе дуб черешчатый живет 600 - 700 лет. Ветви подавляющего большинства дубов растут только вверх. Но у ряда деревьев, даже несмотря на многократную обрезку, сохраняется так называемый плакорный рост. Такой тип роста уникален для декоративного садоводства. Когда в краевой центр приезжал знаменитый ученый, специалист по дубам Северного Кавказа, профессор Ю.Л. Меницкий, я обратил его внимание на дубы, растущие на улице Ленина. Он поразился, увидев плакорный рост дубов, и признал это чудом. 
Однако совсем недавно планировалось вырубить все дубы на улице Ленина для расширения проезжей части. Я считаю, что это совершенно недопустимо. Попробую объяснить почему.
Во-первых, расширенная до четырех полос проезжая часть улицы не сможет значительно повысить пропускную способность этой транспортной артерии. Обратите внимание, чаще всего пробки возникают там, где вдоль дороги припаркованы автомобили. Так, к примеру, между улицами Артема и Маршала Жукова расположено подряд 4 банка, масса клиентов которых оставляют свои авто не только на парковках, обустроенных на месте бывших газонов, но и на обочинах дороги. 
Во-вторых, если проезжая часть улицы Ленина расширится за счет вырубки дубов, она не только лишится привычной зелени, нарушится микроклимат этой части города, гул машин станет слышнее в жилых домах, повысится уровень загрязнения воздуха. А это, заметьте, имеет значение как для пешеходов, так и для автомобилистов. 
Мне пришлось бывать на научной конференции в Тарту. Там я обратил внимание, что главная улица города засажена дубами довольно внушительных размеров. При этом они не мешают движению городского транспорта. Ветви деревьев подняты выше проводов и троллейбусных контактных линий. Город зеленый, а его жители дышат чистым воздухом. Значит, в Тарту позаботились о том, чтобы деревья и транспорт могли мирно сосуществовать. Думаю, что в Ставрополе не грех последовать положительному примеру. 
К сожалению, за последние годы наш город потерял значительную часть зеленых насаждений. Поэтому речь должна идти не о дальнейшем уничтожении деревьев, а их грамотном возобновлении. На примере той же улицы Ленина, думаю, надо продолжить дело работников Горзелентреста 60-х годов и использовать их опыт выращивания дубов из желудей. Распространить эту практику на улицы юго-западного и северо-западного районов, где выросли леса многоэтажек, а об озеленении территории задумывались разве что редкие энтузиасты из числа местных жителей.



Последние новости

Все новости

Объявление