Бакалавр: «С тяпкой на грядке?»

Лариса Ракитянская

Бакалавр: «С тяпкой на грядке?»
Кто такие «бакалавры» и «магистры»? Каковы перспективы карьерного роста людей, имеющих в своих дипломах о высшем образовании именно такую запись? Об этом размышляет сегодня на страницах «Вечерки» член Общественной молодёжной палаты при ГДСК Сергей Демченко.

«Старший помощник младшего дворника»

- Это было четыре года назад, - рассказывает Сергей. - Подойдя к списку поступивших в вуз, я нашел свою фамилию напротив графы с пометкой «бакалавр». На мои вопросы о том, что же означает это понятие,  члены приемной комиссии аграрного университета в один голос утверждали: это то же, что и специалист, только учиться всего 4 года, и ничего, кроме плюсов, в том, что вы окончите вуз бакалавром, нет. В принципе, так оно и получилось...
Прошли четыре года моего обучения в вузе, а за это время страна так и не перешла на двухступенчатую систему. Из года в год на каждом факультете набирали по одной группе бакалавров, в то время как все остальное студенчество спокойно получало высшее образование. Однокурсники, которым суждено было окончить университет «учеными-агрономами», над нами подшучивали и утверждали, что выше должности «старшего помощника младшего дворника» нам ничего не светит. И все эти годы словно висело над нами это клеймо - «бакалавр»... 
Однажды «Первый канал» освещал «круглый стол» о реформе системы образования России. Тогдашний министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев задал вопрос председателю правительства М. Фрадкову: если я выучусь на бакалавра, смогу я стать министром сельского хозяйства? Тот ответил: сможете, только начинать нужно с тяпки на грядке. И эти его слова мне запомнились: они лучше различных споров и симпозиумов определяют перспективы выпускников с квалификацией бакалавра. 
Болонский процесс и мы
- Из 13 моих одногруппников шестеро получили красные дипломы, - продолжает  Сергей Демченко. - Уровнем наших дипломных работ и ответами на гос-экзамене были поражены самые именитые ученые факультета, и они всем сдававшим выпускные экзамены после нас приводили в пример нашу группу бакалавров. После окончания вуза восемь человек продолжили обучение в магистратуре, а трое без проблем устроились работать по специальности. Работодатель при трудоустройстве не придавал значения пометке в дипломе «бакалавр». Возможно, потому, что на лицевой стороне самого диплома написано: «Диплом о высшем образовании».
Так кто же такие бакалавры и магистры? И вообще, стоит ли идти по двухуровневому пути обучения?
Наша страна перешла к этой образовательной модели довольно давно. Некоторые вузы начали набирать бакалавров намного раньше европейских - с 1989 года, хотя официально Болонскую декларацию Россия подписала только в 2003 году.
Главной целью, с которой европейские страны пошли на реформирование устоявшейся системы образования, было неравновесие, с одной стороны, в спросе на трудовые ресурсы в одних государствах и безработицей - в других. Интеграция в Евросоюз, переход на единую валюту не решили многие экономические проблемы. По задумке стран, подписавших Болонское соглашение, создание единого образовательного пространства должно обеспечить подготовку квалифицированных кадров, способных восполнить пробелы на рынке труда соседних государств. Ранее эту проблему решали притоком эмигрантов из бывших колониальных стран, что привело впоследствии к массовым национальным конфликтам. 
До Болонского соглашения дипломы одного государства не котировались в другом. То же касалось и нашей страны. Так, РУДН ежегодно выпускает специалистов из 115 стран мира, а дипломы принимаются только в половине из них. Другие же выпускники по приезде на Родину обязаны подтверждать свою квалификацию: сдавать тесты и проходить дополнительные испытания... 
Оглядываясь на опыт Европы, нам не стоит забывать о том, что соглашение носит рекомендательный характер для стран-участниц. По этому поводу уместно привести слова ректора МГУ 
В. А. Садовничего, прозвучавшие на VII съезде ректоров России: «Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам наш опыт. Мы должны защищать интересы системы образования России».

Магистры- «лишняя» ступень? 

Действительно, в одночасье рушить богатый опыт нашей высшей школы было бы кощунственно. Но так и сделано... 
В Европе главным результатом студента, обучающегося на бакалавриате, является приобретение им достаточного количества кредитов - аналога нашим аудиторным часам. По соглашению российские вузы к 2010 году также должны были перейти к этой системе, но на практике всё обстоит иначе. Наша страна, за исключением некоторых элитных вузов, как и многие европейские, перешла к ЕГЭ. Мы начали выпускать бакалавров, одновременно продолжая набирать специалистов. Повсеместно открываются магистратуры, но при этом ведется набор в аспирантуру. И появляется ещё одна «лишняя» ступень – магистр. С бакалаврами понятно – это выпускники, обладающие достаточным количеством теоретических и практических знаний, способные приступить к производству. Но вот магистр должен быть ориентирован на науку! В Европе это - аналог нашего мастера. Магистратура дополняет багаж знаний, полученный студентом в бакалавриате: за период обучения проводится двухлетнее исследование, по результатам которого пишется магистерская работа, более углубленно изучаются отдельные дисциплины. Однако преподавать в вузе магистр не имеет права: для дальнейшего служебного роста ему необходимо поступать в аспирантуру и защищать кандидатскую диссертацию. Все усложняется ещё и тем, что бакалавр в аспирантуру поступить не может при всем своем желании. И одаренные студенты теряют лишний год, ведь бакалавриат в России, как и в Европе, - 4 года, хотя магистратура — два вместо одного. Итого - шесть лет обучения. В других странах, как правило, эти две ступени занимают по срокам 5 лет, как и обучение на специалитете.

Кто тут недоучен?

Сергей Демченко думает, что нашему министерству образования следовало бы уделить особое внимание магистрам. Ведь это - первоклассные преподаватели ссузов страны. Главный критерий сегодняшних преподавателей техникумов – высшее образование, ученую степень для этого иметь не обязательно. Вот вам и повышение качества подготовки выпускников среднего специального образования! 
– Бакалавриат, на мой взгляд, должен остаться, - считает 
С. Демченко. - В принципе, это неплохо, но для тех, кто желает посвятить свою жизнь науке, необходимо сократить один год обучения либо в магистратуре, либо в аспирантуре. Допустим, окончил студент бакалавриат, он планирует остаться в вузе, тогда для него магистратура должна быть 1 год плюс 3 года аспирантуры, или полная форма магистратуры, а аспирантура - 2 года. Это вполне возможно, если научные опыты заложить ещё в магистратуре. И пожалуйста – три года исследований! А у нас выходит так: бакалавр – недоученный специалист, магистр – переученный специалист, но недоученный кандидат наук.

Не бойтесь бакалавриата!

Сергей Демченко свои размышления заканчивает все же на позитивной ноте.
– В любом случае везде нужно искать рациональное зерно, - говорит он. - Вступление России в Болонский процесс позволит укрепить позицию нашей образовательной системы во всем мире. С сохранением самобытной структуры образования мы можем выстроить систему, отвечающую всем западным стандартам качества, а наши выпускники будут высоко востребованы  на рынке труда. Бояться поступать на бакалавриат и принимать эту ступень, как нечто чуждое, не стоит. Рано или поздно мы все придем к этому. Единственное, что я бы посоветовал, это по возможности всё же выбирать государственные вузы, ведь они дают твердые гарантии на будущее.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление