БАЛАЛАЙКА, БАЯН, ТЕНОР

Виталий Задорожный

Балалаечник Валерий Степин, баянист Вячеслав Волков и певец-тенор Владимир Крадин

80-е  годы  прошлого  века.  Ставропольская государственная  филармония.  Здесь  работает  музыкальный  лекторий,  цель  которого -  активная  пропаганда  народной  музыки,  народной  песни.  Создание  его  было  вызвано  жизненной  необходимостью.  Ведь  русские  народные  инструменты  пришли  из  народа,  они  живут  в  народе  и  должны  нести  музыку  в  народ. 

В  состав  музыкального  лектория  вошли  балалаечник  Валерий  Степин,  он  же  ведущий,  баянист  Вячеслав  Волков  и  певец-тенор  Владимир  Крадин.  Размышляя  о  том,  что  придется  исполнять  перед  необычной  аудиторией,  они  пришли  к  выводу,  что  нельзя  отрываться  от  природы  народных  инструментов.  И  основой  лекций-концертов  должны  быть  русская  народная  песня,  русская  народная  музыка.  Послушайте,  как  интересно  рассказывает  о  своем  любимом  народном  инструменте  - балалайке  Валерий  Степин.

История  балалайки  уходит  в  глубокую  древность.  Это  один  из  самых  старинных  русских  музыкальных  инструментов,  который  существует    около  четырехсот  лет,  когда  ходили  по  Руси  скоморохи.  Второе  рождение   балалайка  получила  уже  в  конце  ХIХ  века.  Русский  музыкант  балалаечник-виртуоз  Василий  Андреев  организовал  первый  оркестр  русских  народных   инструментов  и  руководил  им.  Балалайка  была  реконструирована,  приобрела  современный  вид,  стала  инструментом  гибким,  красиво  звучащим  и  удобным  для  исполнения  всякого  рода  музыки.  Сейчас  на  балалайке  можно  играть  музыку  различных  эпох  и  стилей,  музыку,  разную  по  жанрам.

Сегодня  балалайка  вышла  на  концертную  эстраду.  Мы  знаем  имена  заслуженных  музыкантов-балалаечников  -  Рожков,  Нечипоренко,  Болдырев.  Более  того,  балалайка  вышла  за  пределы  нашей  Родины.  Она  звучит  практически  во  всех  уголках  мира.  Оркестр  имени  Осипова  побывал  с  большими  гастролями  в  Австралии.  Даже  там,  за  многие  тысячи  километров  от  России,  звучала  балалайка.  Она  доходчива  для  любого  слушателя,   потому что  она  -  демократичный  инструмент.

Артисты  лектория  -  это  профессиональные  музыканты,  опытные  исполнители.  Им  есть  что  рассказать  своим  зрителям  и  слушателям.  Валерий  Степин  пришел  в  музыку  из  самодеятельности.  Играл  в  школьном  оркестре  на  балалайке,  которую  перенял  от  отца.  Это  добрая  память  от  него.  После  школы  поступил  в  музыкальное  училище  и  окончил  его.  Затем  был  институт  имени  Гнесиных.  Там  ему  очень  повезло:  его  учителем  стал  заслуженный  артист  России,  позднее  народный  артист  СССР  Павел  Иванович  Нечипоренко.  С  большим  удовольствием  Валерий  Степин  играет  на  балалайке,  концертирует  и  видит  свой  долг  в  том,  чтобы  широко  пропагандировать  этот  любимый  народный  инструмент.

Артист  музыкального  лектория,  баянист  Вячеслав  Волков  -  выпускник  Казанской  консерватории.  Пропагандируя  свой  инструмент,  он  стремится  как  можно  ярче  показать  его  технические,  тембровые  возможности,  широту  репертуарного  диапазона.  Баян  тоже  один  из  наиболее  распространенных  народных  инструментов.  Он,  правда,  помоложе  балалайки,  его  рождение  относится  всего  лишь  к  началу  ХIХ  века,  когда  в  различных  областях  и  губерниях  России,  в  основном  в  деревнях,  появились  гармошки  -  вятские,  тульские,  саратовские.  В  конце  века  мастером  Белобородовым  гармошка  была  реконструирована  и  претерпела  немало  изменений,  прежде  чем  появились  на  свет  прекрасные  современные  концертные  баяны.

На  баяне  прекрасно  звучит  музыка  современных  композиторов.  Многие  из  них  пишут  произведения  специально  для  баяна.  Здесь  баян  раскрывается  с  особой  широтой,  и  выявляются  все  его  возможности.  Хорошо  звучат  на  баяне  произведения  для  клавесина,  музыка  зарубежных  композиторов-классиков  - Антонио  Вивальди,  а  также  Франсуа  Куперена,  Луи  Дакена,  Иоганна  Себастьяна  Баха,  которые  писали  в  основном  для  органа.

Когда  Вячеслав  Волков  выходил  на  сцену  со  своим  красавцем  баяном  и  начинал  сразу  даже  без  объявления  играть  музыку  великого  немецкого  композитора  Баха,  казалось,  что  от  него  исходят  в  зал  какие-то  импульсы.  И  зрители  сразу  настораживались и  замолкали  перед  этим  волшебством,  которое  происходило  на  сцене.  Хотя  баян  сам  по  себе  инструмент  небольшой  по  размеру,  но  звучание  у него мощное.  Происходит  буквально  имитация  органа.  А  когда  концерт  заканчивался,  ребята  подбегали  к  артисту,  удивленными  глазами  рассматривали  инструмент,  касались  его  руками,  нажимали  кнопочки.  У  них  все  вызывало  интерес.

С  самого  детства  любил  русские  народные  песни  и  Владимир  Крадин.  Первая  его  любовь  к  музыке  началась  с  русской  народной  песни.  Как  и  Валерий  Степин,  окончил  он институт  имени  Гнесиных.  Работал  в  оперном  театре  в  Душанбе,  в  Краснодарской  филармонии,  откуда  затем  переехал  в  Ставрополь.  И  уже  много  лет  живет  в  его  душе  привязанность  к  русской  народной  песне.  Именно  она  и  привела  его  в  музыкальный  лекторий  Ставропольской  филармонии.

В  те,  80-е  годы  в  музыкальном  лектории  проходили  лекции на такие  серьезные  темы,  как  «Развитие  русской  народной  песни»,  «Русский  романс»,  а  звучали также  песни  советских  композиторов,  написанные  в  народном  плане.  Музыканты  подбирали  произведения  Левашова,  Пахмутовой,  Соловьева-Седого  и  аранжировали  их  для  народных  инструментов  -  баяна  и  балалайки.  Конечно,  они  понимали,  что  много  русской  народной  музыки  звучит  по  радио  и  телевидению.  Но  в  то  же  время  они  были  уверены  в  том,  что  живую  музыку,  живое  общение  с  русскими народными  инструментами  ничем  не  заменишь.  В  этом  они  каждый  раз  убеждались  на  многочисленных  концертах  в  школах,  на  заводах  и  предприятиях.  Они  видели,  с  каким  упоением  слушают  люди  народную  музыку,  народную  песню,  которые  звучат  со  сцены  в  первозданном  виде, причем  даже  без  микрофонов.  Артисты  музыкального  лектория  ощущали,  что  они  выполняют  очень  серьезную  задачу:  воспитание  у  людей  любви  к  своему  родному,  русскому   народному  искусству.

культура, народная песня, народная музыка, культурное наследие

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление