Банановое благополучие

Станислав Маслаков

Кандидат Владимир Путин продолжает публиковать материалы, в которых представляет основные ориентиры своей предстоящей президентской деятельности. Очередной в этом ряду стала статья «О наших экономических задачах». В то время как одни комментаторы захлёбываются от восторга, а другие столь же огульно и не по делу этот текст критикуют, мы решили проанализировать его с участием независимых экспертов.

Часть 1. На трубе

Надо отдать должное тем экспертам, которые помогали Путину писать эту статью, масштаб работы и глубина анализа впечатляют. До сих пор российского избирателя побуждали «голосовать сердцем», восторгаться хлёсткими лозунгами вроде «мочить в сортире» и просто верить, что у верховного руководства есть своей «план». На этот раз всё всерьёз и по-взрослому. Разумеется, не без недостатков, которые, впрочем, документу подобного формата вполне простительны: излишняя публицистичность, мало конкретики и все издержки «взгляда изнутри». Тем не менее оценка экономического положения страны выглядит вполне адекватной.

Итак, статья констатирует, что российская экономика замечательно интегрирована в мировую в роли сырьевого придатка. Трудно поспорить. Советский Союз построил закрытую хозяйственную систему, со своими порядками и стандартами. В условиях катастрофы, связанной с развалом страны, мы не могли выйти на мировые рынки полноценным, сильным игроком. К тому же эти рынки давно были сформированы и поделены, от нас им требовались только ресурсы. «В процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции. От колебания цен на основные экспортные товары — т. е. от факторов, которые мы, по большому счету, не контролируем», — говорится в статье.

Надо сказать, отечественный бизнес и не старался менять положение дел. Качать нефть по старым советским трубам куда проще и при близорукой оценке – прибыльнее, чем осваивать высокие технологии и быть на острие прогресса. Тем более та криминально-олигархическая группировка, которая и сформировала основу российских элит, системно и масштабно мыслить не умела. В итоге мы получили относительное благополучие (пенсии платят вовремя, в магазинах есть колбаса, и даже иногда что-то строят и ремонтируют) на фоне чрезвычайного расслоения общества, зависимости от всего мира и как итог – неизбежной деградации. В то время как лидеры мировой экономики осваивали новые горизонты, а развивающиеся страны оказались столь хорошими учениками, что превзошли учителей, Россия пошла по пути исламских режимов Ближнего Востока с той лишь разницей, что у нас оставался задел в виде недоразграбленного наследия СССР. Прошлый год наглядно показал нам, чем такие страны заканчивают. Они могут наслаждаться своим мнимым благополучием до тех пор, пока это выгодно хозяевам. Но если нужно переделить рынки или просто встряхнуть биржи – никто не поморщится даже, пустив эти пешки в расход. И те самые олигархи, которые мнили себя равными западным лидерам, в одночасье оказываются никем, а их деньги и власть исчезают как мираж. Потому что истинная элита планирует мировую историю на десятилетия вперёд, а не грабит собственный народ, попутно доводя его до скотского состояния. Ведь, в конечном счёте, именно народ эту историю и творит. Пусть и под руководством своих пастырей.

Но вернёмся к экономике. Россия входит в неформальный клуб бурно развивающихся стран. На почётном последнем месте по темпам роста. И если прочие участники БРИК развиваются за счёт того, что производят почти всё в мире, заодно перенимая передовые технологии и захватывая всё новые рынки ресурсов и сбыта, мы увеличивали свои количественные показатели за счёт того, что сами стали большим рынком ресурсов и сбыта. Такая модель работает, но недолго. И не только из-за того, что может окончиться чем-то вроде «арабской весны».

Один из ведущих мировых экономистов Нуриэль Рубини на форуме «Россия-2012» сказал: «Мы видим потенциал роста России без значительных реформ не выше чем 0,5%, демографическая ситуация плохая, идет возрастание среднего возраста, нет такого роста населения, как в Индии или Бразилии». Он отметил, что российская экономика хоть и пережила кризис за счёт стабфонда, но, в отличие от остальных стран БРИК, так и не вернула прежние темпы роста.

Современная экономическая теория считает устойчивым и относительно самодостаточным рынок от 500 миллионов человек, притом качественно развивающийся и способный формировать повестку дня. Ни в один сложившийся рынок Россию не возьмут – слишком большой кусок со слишком сложными проблемами. Наш единственный шанс – самим преодолеть эти проблемы, стать ядром для нового, интенсивно развивающегося рынка, который потеснит остальные. В конечном итоге мы должны из пешки, а то и просто клетки на шахматной доске превратиться в полноценного игрока, полноправного участника и соавтора истории человечества.

О том, какие пути к достижению этой цели предлагаются в статье «О наших экономических задачах», а также оценку этих реформ независимыми экономистами, читайте в следующем номере «Вечернего Ставрополя».

 

Слово эксперта:

Иван Алексеев, Москва, экономист:

«Если считать статью программой к действию, то, на мой взгляд, в ней упущено несколько крайне важных моментов. Во-первых, это человеческий ресурс. Количество трудоспособного населения России заметно сокращается. В скором времени будет стоять вопрос нехватки рабочих рук. И миграция из Средней Азии эту проблему не исправит: к нам едут неквалифицированные кадры. Второе – российские компании не имеют полноценного доступа на международные рынки заимствований. Отсюда наша экономика обходится нам намного дороже. И, наконец, программа по-прежнему «заточена» под госкорпорации, пусть и со всеми оговорками. Они могут выйти полноценными игроками на международные рынки, но неизбежно затормозят развитие рынка внутреннего».

 

Андрей Троцкий, экономист, Ставрополь:

«Путин говорит о многом, в основном тезисно, подбирая для формулировок нужные слова. Проблема в том, что аудитория в большинстве своем уже не вслушивается в тезисы и слабо верит правильным словам — даёт о себе знать опыт последней четверти века. В том, что политика Путина будет успешнее, сомнений нет: в планах реформирование экономической модели, переход от сырьевой базы к высокотехнологичным отраслям, вместе с тем реконструкция инфраструктурной сети и всех сопутствующих «товаров». При этом отмечается роль крупных госкорпораций, которые в народе пользуются негативной репутацией: мол, получают крупную финансовую подпитку, а деньги тратят куда хотят. Вообще хорошо, что статья здраво оценивает положение дел. А то в последнее время центральные СМИ и разные аналитики все чаще пытаются выставить Россию победительницей относительно стран Запада — вон, посмотрите, бедные немцы, итальянцы и испанцы все погрязли в долгах, буквально не знают куда деваться! Да только вот что-то эти «бедные» в Россию на заработки в массовом порядке не едут, и границы свои они от нас закрыли, а не мы от них. Так что проблема поставлена верно. Посмотрим, как предложенные методы её решения будут реализованы».

Другие статьи в рубрике «Политика»



Последние новости

Все новости

Объявление