Банки будут обязаны защищать деньги клиентов от кибермошенников

.

Основная доля мошеннических действий с платежными картами совершается с помощью Интернета и мобильных устройств. В скором времени вступит в силу закон, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций через системы дистанционного банковского обслуживания. По новому закону банки смогут приостанавливать операции, если увидят признаки совершения денежного перевода без согласия плательщика. Специалисты Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России рассказали о признаках подозрительных операций с платежными картами и о том, каким образом новый закон защитит клиентов банков от потери денег.

В 2017 году в России совершили свыше 300 тысяч несанкционированных операций с платежными картами на сумму более 960 миллионов рублей. Надо заметить, что в минувшем году Северо-Кавказский федеральный округ среди остальных регионов России занял почётное последнее место в этом «мошенническом» рейтинге: здесь совершились лишь чуть более двух тысяч несанкционированных операций с платёжными картами на сумму около 4 млн рублей. Для сравнения: в Москве количество таких операций превысило 85 тысяч, а сумма похищенных средств составила более 300 млн руб.

В целом же в 2017 году наблюдалось снижение объема несанкционированных операций на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Для нового закона Банк России разрабатывает основные признаки подозрительных операций, на основе которых операции по карте могут быть признаны подозрительными. Банки будут приостанавливать транзакции на основании признаков, которые разработает Банк России. Один из них – нетипичное платежное поведение клиента. Например, если обычно операции по карте совершаются в продуктовом магазине города N, а потом человек внезапно начинает активно расплачиваться на Каймановых островах – это подозрительный признак, который является поводом обратиться к клиенту и спросить, действительно ли он совершал эту операцию.

Подобным тревожным сигналом может стать ситуация, когда с одной и той же карты идут переводы на большое количество других карт. Причем одновременно и большими суммами. Такой подозрительный фактор может касаться не только физических, но и юридических лиц.
Стоп-фактором для банков также может стать операция, при которой юридическое лицо перечисляет деньги на счета физических лиц в другие регионы со странными пояснениями по поводу назначения платежа.

Перечень основных признаков не будет универсальным. Новый закон предусматривает право банков дополнять этот перечень собственными критериями. Ведь у каждого банка своя клиентская база, на которую он ориентируется, изучает «финансовое поведение» клиентов.
Владельцы карт, узнавая о новациях в законодательстве, задаются вопросом: как будет банк действовать – сначала предупреждать клиента о блокировке карты или сразу заблокирует, а потом просто поставит перед фактом? В Банке России отвечают, что каждый банк сам определяет порядок этой процедуры. Однако подчеркивается, что в таких случаях блокировка – не обязательная мера. Ведь законодательство формируется не для блокировок, а в целях противодействия хищению. Для связи с клиентом банки могут использовать любые возможные каналы (телефон, электронная почта и т.п.), а задача клиента – своевременно сообщать банку об изменениях контактной информации, о своих перемещениях или нетипичных денежных операциях.

В законе есть важная новация, которая существенно облегчит жизнь и предпринимателей, позволяя им быстрее возвращать украденные деньги. Сегодня, по действующему закону, банк – получатель средств не может вернуть деньги, даже если он убежден, что операция мошенническая. Для возврата денег предприниматель должен обратиться в правоохранительные органы и ждать судебного решения. В новом законе предусматривается возможность решать такие ситуации в досудебном порядке.

Новый закон направлен на защиту средств и интересов клиентов, и теперь банки будут значительно внимательнее отслеживать подозрительные транзакции и приостанавливать их. Банки и раньше могли это делать, но далеко не все использовали этот механизм. Теперь Банк России будет следить за тем, сколько денег пытались вывести, сколько вывели и главное – сколько вернули клиенту.


Наталья данилова.

защита средств и интересов клиентов, банки, новый закон, противодействие хищению денежных средств

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление