«Бережливая поликлиника» заработает и в Ставрополе
Лариса ДенежнаяТехнологии «Росатома» помогут убрать очереди в амбулаторном звене
Кто из нас не сетовал на то, что поход в поликлинику занимает порой полдня, а то и больше? Очереди в регистратуре, у кабинетов врача и диагностической службы, лаборатории... О том, что эту проблему можно решить, недавно сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. В связи с этим большие надежды возлагают на реализацию проекта «Бережливая поликлиника», который пока заработал в пилотном режиме в трех территориях России. О первых его результатах доложили на всероссийском совещании в г. Ярославле. В его работе приняла участие и представительная делегация Ставропольского края.
- В чем заключается суть проекта? - с этого мы начали разговор с главным внештатным специалистом министерства здравоохранения края, заместителем главного врача городской консультативно-диагностической поликлиники г. Ставрополя Татьяной Андросовой.
- Это совместный проект Минздрава, госкорпорации «Росатом» и федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Стартовал он в ноябре 2016 года. Реализация проекта «Бережливая поликлиника» началась в трех пилотных регионах - Ярославле, Калининграде и Севастополе. Проект призван решить главные задачи - улучшение качества и доступности поликлинической помощи. Убрать те негативные моменты в организации работы амбулаторных учреждений, которые так раздражают людей. Чтобы пациенты тратили на посещение поликлиники минимальное время, а врачи могли больше уделять им внимания и более продуктивно работать. Проект направлен на оптимизацию (хотя я не очень люблю это слово) работы проблемных подразделений поликлиники.
- В самом названии проекта «Бережливая поликлиника» кроется какой-то экономический подтекст, что настораживает. Для многих «бережливость» - синоним экономии. И какие технологии «Росатома» могут быть полезны медучреждениям?
- Бережливость подразумевает в первую очередь экономию времени, сил и ресурсов как пациентов, так и сотрудников поликлиники. А именно исключение неэффективных технологических процессов в медицинских организациях. В основу проекта была положена технология «бережливого производства», которую с успехом применил «Росатом». Это западная технология — lean production. Дословно она переводится как стройное, упорядоченное производство. А ведь зачастую именно «стройности» не хватает в работе амбулаторных медучреждений. Вы замечали, как, например, люди передвигаются в поликлинике? Их движение порой напоминает броуновское, беспорядочное, при том, что у каждого пациента есть определенная цель и точки маршрута. Другое дело, что эти «точки» зачастую выстроены нерационально, и человеку приходится делать массу «лишних» движений. Но, чтобы убрать эту проблему, иногда достаточно правильно организовать рабочее место.
- Так просто?
- Это на первый взгляд кажется просто. Пилотные территории, которые опробовали новую технологию, только за счет «правильной» маршрутизации потоков пациентов в поликлинике и более рациональной организации рабочего места добились хороших результатов. Своим опытом они делились на всероссийском совещании, в котором приняла участие и наша ставропольская делегация. Первоначально сотрудниками «Росатома» совместно с администрацией медучреждений были определены «болевые» точки, где скапливается большое количество людей. Обычно это регистратура, процедурные кабинеты, отделения медицинской профилактики. В поликлиниках, участвующих в пилотном проекте, перестроили работу этих подразделений. В процедурном кабинете, например, убрали лишнюю документацию, более рационально расставили мебель и в определенной последовательности организовали рабочие места, что облегчило перемещение пациентов, уменьшило время их пребывания здесь.
- А какие новшества коснулись такого проблемного подразделения, как регистратура?
- Регистратура — это первая точка маршрута пациентов в поликлинике. Отсюда, можно сказать, идет распределение их потоков по медучреждению. Насколько оно будет быстрым, во многом зависит от работы регистраторов. Как на сегодня она организована? Регистратор и с пациентом общается, как через окошко, так и по телефону, и талоны выдает, и амбулаторную карточку ищет. А это сказывается на длительности обслуживания посетителей поликлиники и порождает очереди. Специалисты «Росатома», которые изучали организацию работы пилотных медучреждений, предложили разделить между работниками регистратуры функции, чтобы каждый выполнял свою. Причем предполагалось изменить сам принцип общения с пациентами. Не через окошко, что зачастую становится своеобразным барьером, особенно для пожилых людей с пониженным слухом, а напрямую, «глаза в глаза». Для обработки обращений по телефону создали специальные колл-центры. И, когда провели такое разграничение функционала между регистраторами, очередь стала уменьшаться, при том же количестве принятых пациентов. Потому что люди, получив талон, сразу направлялись в кабинет врача, не дожидаясь, пока найдут его карточку. Да и место для хранения этой документации стало изолированным.
Кроме того, были оборудованы специальные места для регистраторов в холле поликлиник — своеобразные открытые приемные для пациентов. Здесь можно и к врачу записаться, и получить справку по работе учреждения. В целом выстроили более рациональный маршрут передвижения в поликлинике с оптимальной траекторией.
- Министр здравоохранения России Вероника Скворцова на коллегии Минздрава сообщила, что применяемые в проекте технологии помогут сократить время записи на прием в 5 раз, а ожидания приема – в 12 раз, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом в 2 раза. А каких успехов добились регионы?
Здравоохранение — не та сфера, где можно получить молниеносные результаты. Хотя, конечно, результаты уже есть. Увеличилось количество принимаемых врачами пациентов за смену. Пребывание в поликлиниках для людей стало более комфортным.
- Глава федерального Минздрава рассказала, что в планах министерства — тиражирование этого пилотного опыта во всех регионах страны. Присоединится ли к проекту ваша поликлиника?
Участие в проекте предусматривает создание определенных условий. Мы хотим попробовать использовать пилотный опыт пока на одном подразделении и оптимизировать работу регистратуры. В прежнем виде она дорабатывает последние дни. Уже в ближайшее время в холле поликлиники появится регистрационная стойка. С нее начнется маршрут пациентов в поликлинике. Будем надеяться, что он станет короче и быстрее.