Бесконечное фуэте

Валерий Манин

дети войны – спортивная элита

Когда-то давно, без малого четверть века назад, во время проведения турнира по художественной гимнастике на призы Ставропольской телерадиовещательной компании вдруг стал назревать скандал. Увы, даже на крупных международных соревнованиях, включая и Олимпийские игры, соревнования по обоим видам гимнастики нередко имеют скандальный оттенок. К сожалению, гимнастика – ярко выраженный субъективный вид спорта. Здесь нет физических критериев, как, например, в легкой или тяжелой атлетике. Тут многое зависит от квалификации не только спортсменов, но и судей, а также добросовестности последних. И обязательно должен быть кто-то обладающий непререкаемым авторитетом, чтобы элементарную оплошность не превратить во вселенский скандал.

И тогда я, едва ли не впервые лично присутствовавший на гимнастических соревнованиях международного уровня, воочию увидел и оценил роль Эммы Овсянниковой в художественной гимнастике. Эмма Николаевна не вошла, а как бы вплыла в накалявшийся с каждой секундой зал так называемой Верхней базы Кисловодского центра олимпийской подготовки (в разное время он имел разное название). Уже само ее такое величественное появление благотворным образом сказалось на положении дел в зале. А уж потом началось «священнодействие». Эмма Николаевна за центральным столом собрала арбитров, изучила написанное что-то на бумажках, поговорила с представителями конфликтующих сторон – и все, скандал не состоялся. И спортсмены, и тренеры, и судьи приступили к своим непосредственным обязанностям...

Турнир, имевший перспективы самоликвидироваться, жив до сего дня. Более того, он занял свое прочное место в гимнастической жизни не только нашей страны. С него свой путь в большой спорт начинали наши знаменитые спортсменки: Ирина Чащина, Инна Гизикова и Ольга Михальская, а также многие гимнастки из Финляндии, Венгрии, Германии, Грузии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении и даже экзотической Кабо-Верди...

И роль в этом Эммы Овсянниковой трудно переоценить. Ведь авторитет в спорте вообще, а в таком сложном и тонком виде, как художественная гимнастика, не приходит по приказу. Он создается годами, а то и десятилетиями. Эмма Николаевна имеет этот самый авторитет безусловно. Да и как могло быть иначе, если она на протяжении многих лет является здесь лучшей.

Судите сами. Эмма Овсянникова (Литвинова) – первый мастер спорта СССР по художественной гимнастике на Ставрополье. Это высокое звание ей было присвоено еще в 1962 году. В 1966 году была включена в сборную команду России. По окончании соревновательной карьеры Эмма Николаевна становится ведущим специалистом сначала края, потом – республики, страны (СССР). Начиная с 1969 года воспитанники заслуженного тренера Российской Федерации и Советского Союза Овсянниковой входят в сборную команду страны, неоднократно они становились победителями и призерами чемпионатов мира, Европы, Всемирной универсиады. Эмма Николаевна — судья международной категории.

Хотя путь в художественную гимнастику для нее был не очевидным и не простым. С детства музыкальная, отлично координированная девочка мечтала быть балериной, даже во сне видела себя в пышной балетной пачке и пуантах. Отличница во всем – среднюю школу тоже окончила с медалью, – Эмма Литвинова и в балете ставропольского уровня стала не последней. Занимаясь в Доме художественного творчества детей, быстро освоила азы классического танца. Иван Овсянников – муж Эммы, а по совместительству мастер спорта по акробатике, блестящий фотохудожник и тонкий ценитель прекрасного – рассказывал, что его будущая жена могла балетное фуэте крутить по десять и более раз. И в детстве с радостью вместе с подругами «давала концерты» в соседних дворах, срывая аплодисменты, а вместе с ними вдыхала сладкий яд состязательности, вдохновения и славы.

И как тут было остановиться?! Тем более что почти все ребята из соседних дворов проспекта Карла Маркса вдруг дружно рванули «записываться в гимнасты». В послевоенные годы со спортивным выбором было негусто — кроме дворового футбола и заняться-то было нечем. А тут вдруг оказалось, что по соседству открылась секция гимнастики – спортивной, туда-то все и устремились. Надо сказать, что тренеры Иван Васильевич и Мария Васильевна Мухай практически никого не отсеивали, но внимательно присматривались к «абитуриентам». Хрупкую, но великолепно координированную и неожиданно достаточно физически сильную Эмму Литвинову они быстро выделили из общей дворовой массы. А мать тренеров, пианистка по образованию и педагог по призванию, распевая песни с детворой, не только прививала ребятам любовь к музыке, но и определяла наиболее музыкальных, обладающих не столько голосом, сколько чувством ритма. Эмма была в числе наиболее перспективных в этом направлении.

Однако сразу прочно утвердиться в спорте ей не удалось. Родители считали спорт баловством, а не серьезной профессией, поэтому медалистку заставили поступить на физмат Ставропольского государственного педагогического института, где та с обычным для нее старанием принялась осваивать азы математики и черчения, параллельно, правда, занимаясь в секции спортивной гимнастики. Но это так, для выхлопа энергии. Хотя у Литвиновой и тут все получалось здорово — освоила мастерскую программу.

Однако судьба распорядилась по-своему. И однажды уже заметно повзрослевшая для этого вида гимнастики студентка сорвалась со снаряда и сильно травмировала локоть. О дальнейшей спортивной карьере, казалось, пришлось забыть. Но, как оказалось, ее давно «взяла на карандаш» тренер по художественной гимнастике Валентина Полякова. И здесь вроде бы дело пошло. Однако тут вмешалась любовь, и на третьем курсе Эмма сменила свою привычную фамилию на новую, став Овсянниковой, а потом появился крошка Мишка.

Часто женщины, оказавшиеся в такой ситуации, со спортом завязывают. Но Овсянникову, похоже, трудности только раззадоривают. И Эмма стала тренироваться не только у Поляковой, но и восстанавливалась после родов под присмотром тренера своего мужа знаменитого Михаила Страхова, у которого почерпнула не только азы спортивной акробатики, но и стремление к творчеству, постоянному самосовершенствованию.

Эта школа пригодилась на всю жизнь. Ясно, что тогда на двадцатилетнюю «мамочку» мало кто в спорте ставил. А она возьми да и выиграй первенство центрального совета ДСО «Буревестник» – в то время одного из ведущих по развитию художественной гимнастики в Советском Союзе. А потом пошло-поехало. Эмма бабочкой порхала по ковру и лихо управлялась с капризными предметами (вот где пригодились ее музыкальность, акробатическая и балетная подготовка, а также врожденная координированность). А уж на вольные упражнения ставропольчанки, где она блистала своими бесконечными прыжками и фуэте, сходились смотреть не только зрители, но и профессионалы, даже строгие судьи. Почти одновременно с дипломом математика Овсянникова получила и заветный серебряный квадратик мастера спорта СССР, став первым мастером по художественной гимнастике на Ставрополье.

Вскоре она получила приглашение в сборную России. Там с ней занимались блестящие специалисты: тренеры, музыканты, артисты балета. Но Эмма Николаевна не только старательно тренировалась. Она вдумчиво осваивала и премудрости тренерского ремесла, понимая, что с математикой, наверное, долгого «романа» не получится. Слава богу, что в то время судьба свела ее с Анной Пеховой, почти ровесницей, профессиональным физкультурным организатором, работавшей в тот момент кем-то вроде менеджера в Доме физкультуры. Кстати, дружба между двумя красивыми и талантливыми женщинами сохранилась до сих пор. Вообще, зная Эмму Николаевну без малого три десятка лет, могу отметить, что надежность, верность и преданность, наравне с высочайшим профессионализмом, являются ее определяющими чертами.

Традиционно трудное почти для каждой молодой семьи материальное положение заставило Овсянникову стать «многостаночницей». Кроме Дома физкультуры она стала работать в родном «Буревестнике», а параллельно преподавать математику и черчение в средней школе, при этом не прекращая выступлений в соревнованиях самого высокого уровня. На ковер Эмма Николаевна выходила почти до 30 лет! Не знаю, абсолютный ли это рекорд, но подвиг – точно.

Всегда умеющая себя контролировать и анализировать происходящее, Овсянникова вдруг заметила, что ее лучшие ученицы уже стали с ней вровень. И ждать, пока тебя обойдут, она не стала, сняв окончательно пуанты и сменив спортивный купальник на тренировочный костюм.

- Вообще, мне с ученицами повезло, – вспоминает Эмма Николаевна. – Очень хорошие дети попадались – структурные, культурные. Хотя, конечно, были и те, кто в силу каких-то причин – из-за сложного характера, ревности и других проблем – бросали художественную гимнастику, так и не раскрыв весь свой потенциал. Очень их жалею.

Первой же моей известной воспитанницей стала мастер спорта Татьяна Олешкевич – она тоже пришла из балета, поэтому обладала очень хорошей хореографией. Выполняла движения мягко и в то же время с высокой амплитудой. Вместе с ней занимались Зинаида Панькова, Ольга Епифанова, Лидия Евстафьева. Затем было множество других прекрасных девочек.

Особняком стоит в этом ряду Наташа Крашенинникова. Она прожила блестящую, но трудную жизнь в спорте и была всегда опорой для тренеров. В силу различных причин ей постоянно приходилось доказывать, что она не на голову, а на три выше других спортсменок. Громадное трудолюбие позволило ей стать первым на Ставрополье мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Наталья была чемпионкой Европы и мира.

Жанна Подшивалина (ныне Вирясова) была одной из самых одаренных моих учениц. Несмотря на слабое зрение, она очень высоко подбрасывала предметы, рисковала, но риск был оправданным. Да и тренером она стала отменным. И организатором. Уже не один год возглавляет свою родную краевую спортивную школу художественной гимнастики.

Света Лысенко – отличница во всем: входила в сборную РСФСР, была чемпионкой СССР.

Этот ряд могу продолжать долго: тут и Титова, и Токбаева, и Савченкова, и Михальская, и Макеева, и Лебедева...

Да и сейчас Ставрополье не оскудело на таланты, хотя пробиваться в республиканскую спортивную элиту подопечным Эммы Овсянниковой, как и других наших тренеров, сложнее, чем другим. И это несмотря на признание уникальности ставропольской школы художественной гимнастики, имеющей ярко выраженное индивидуальное лицо.

У соседей намного лучше материально-техническая база и финансовое обеспечение. А это значит, что тренеры работают в отличных от наших условиях. Например, в соседней Кубани в вузе имеется отделение художественной гимнастики, выпускницы которого работают в различных городах и даже станицах региона. Это дает массовость, а значит – и возможность отбора. Наши же ютятся в том зале, где еще полвека назад начинала работать Эмма Овсянникова. А уж о финансировании и говорить нечего. Соседи ездят на многие соревнования. А художественная гимнастика вид такой, что спортсменки должны постоянно «светиться» на турнирах, как говорится, накатываться.

Это и спортсменкам дает рост, и вдохновляет на творчество тренеров. Но Эмма Николаевна, как неисправимая оптимистка, считает, что все наши трудности временные и хотя они и сказываются на развитии ее любимого вида спорта, но вполне преодолимы. И то блестящее фуэте, которое она более полувека назад закрутила на ковре, будет бесконечным. Ведь дети, пережившие военное лихолетье, впитали в себя и силу их родителей-победителей.

Эмма Овсянникова, художественная гимнастика, дети войны

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление