«Без Зои Белой музей представить нельзя»

Ольга Метёлкина

10 августа отметила юбилей директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Александровна Белая.

Заслуженный работник культуры РФ, член творческих Союзов художников и фотохудожников России, почётный член Российской академии художеств, награжденная всевозможными высокими наградами, Зоя Александровна редко указывает свои регалии даже в официальных документах, считая, что о человеке в первую очередь говорят его дела.

Как написал однажды художник-дизайнер Сергей Бобылёв: «Если бы Зои Белой не существовало, ее надо было придумать. Придумавший остался бы навсегда в памяти благодарных потомков и, возможно, получил бы грамоту от ставропольского министерства культуры. Потому что без Зои Белой музей представить нельзя». С этим не поспоришь...

Наш разговор в кабинете Зои Александровны начался с того, как она стала директором.

– Я пришла в музей 5 декабря 1989 года, – сказала З. Белая. – Из предыдущей практики я не ожидала, что меня направят работать сюда.

За этими простыми словами оказалось много больших и маленьких событий, неожиданных поворотов судьбы и важных жизненных уроков. Начать хотя бы с того, что Зоя Александровна Белая по образованию не искусствовед и не музейный работник. Она могла стать историком, но неожиданно для всех решила поступать на библиотечное отделение в Ставропольское культпросветучилище, затем окончила институт культуры в Краснодаре. Свой профессиональный путь начала в районной библиотеке в Зеленокумске. В целом же в библиотеках Зоя Александровна проработала восемь лет. Изменение семейного статуса отразилось и на профессиональной деятельности. Помните, как говорила героиня фильма «Москва слезам не верит»: «Чтобы быть женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта и помотаться с ним по гарнизонам». Своего будущего «генерала» Зоя Александровна встретила в Советском районе. Она вышла замуж за молодого инженера Юрия Васильевича Белого, и вместе они преодолевали все трудности, сопровождавшие его карьерный рост. Супруга полностью зависела от того, на какое место работы партия направит мужа. В Советском районе он стал председателем колхоза в селе Правокумском, Зое Александровне предложили возглавить местный Дом культуры. Так и повелось: у Юрия Васильевича – свой фронт работы, у Зои Александровны – свой.

Не любому, даже хорошему, специалисту в 30 лет доверяют возглавить районный отдел культуры. А ей доверили. В Зеленокумске Зоя Александровна развернула деятельность, о результатах которой узнали даже в Министерстве культуры СССР. Она нашла общий язык с руководителями сельхозпредприятий района, и они взяли на себя обязательства по материальному обеспечению учреждений культуры. Благодаря договорным отношениям с хозяйствами удалось создать дополнительные штаты работников культуры. Была организована новая структура – районная информационно-методическая служба. Подобную практику тогда только начинали осваивать в Сибири, но там это делали при непосредственном участии специалистов института культуры, а на Ставрополье – собственными силами в отдельно взятом районе. Передовым опытом заинтересовались в Москве, и Зою Александровну Белую пригласили на заседание коллегии Министерства культуры СССР. Прежде там заслушивали только руководителей республиканского уровня, и вдруг – заведующую районным отделом. После отчета в Москве о культуре на Ставрополье писали и газета «Советская культура», и профильные журналы. А затем в Зеленокумск за передовым опытом потянулись целые делегации, которые с интересом знакомились с методами работы методического центра и учреждений культуры.

Однако на таком взлете Зое Александровне пришлось оставить отдел культуры в Советском районе. Мужа после окончания Академии общественных наук при ЦК КПСС перевели в Новоселицкий район, где он был назначен первым секретарем райкома партии. А для Зои Александровны вновь нашлась руководящая должность в культуре. Но если в Советском районе было 50 учреждений культуры и четыреста работников, то на новом месте всего восемь клубов, недостроенный Дом культуры в Чернолесском, библиотеки в плачевном состоянии… В сельских домах культуры не хватало простейшего оборудования и даже мебели. Но и в этих условиях Зоя Белая сумела так организовать работу отдела культуры, что через три года по итогам соцсоревнования он вошел в тройку лидеров.

Из Новоселицкого района Юрия Васильевича направили по партийной линии в Карачаево-Черкесию. Зое Александровне предложили возглавить там областной научно-методический центр культпросветработы и народного творчества. И снова пришлось начинать с ремонта и наведения порядка. «Посетитель учреждения культуры не должен видеть грязи и беспорядка» – это стало непременным правилом для Зои Александровны Белой еще с тех пор, как она много лет назад пришла работать директором сельского Дома культуры. Творческие мысли нового руководителя научно-методического центра особенно успешно находили воплощение в массовых праздниках. Кстати, идея популярного ныне фестиваля авторской песни «Горные вершины», который впервые состоялся в Теберде в 1989 году, принадлежала Зое Белой. А вскоре семье вновь предстоял переезд. На этот раз в Ставрополь, где Юрий Васильевич приступил к обязанностям второго секретаря крайкома партии. И тогда наконец в жизни Зои Александровны Белой наступила «музейная эпоха».

Кто не знает или, может быть, уже не помнит: краевой музей изобразительных искусств 30 лет назад пребывал в довольно плачевном состоянии. Когда Зое Александровне предложили его возглавить, здание уже в течение двух лет находилось в состоянии ремонта, который (как позже выяснилось) велся с многочисленными нарушениями. Порядка не наблюдалось и в организации внутреннего музейного процесса, в том числе в учете фондов. Так, к примеру, огромных усилий стоило вернуть в Ставрополь работы из коллекции музея, которые перед развалом СССР оказались в Армении и Прибалтике.

Кстати, на новом месте Зоя Белая начала по своему обыкновению с наведения чистоты и порядка. Сохранились воспоминания заслуженного художника РФ Алексея Соколенко о том времени. «В 1989 году прошел слух, что в Ставропольском музее изобразительных искусств появился новый директор и начался активный ремонт здания, – писал Алексей Егорович. – Зайдя в музей, я увидел, как все сотрудники, будто при великом переселении, тащили картины, рамы и прочее в хранилища и склады. Все это движение возглавляла молодая женщина в белом халате – то ли сестра милосердия, то ли врач – и появлялась сразу всюду, во всех залах, где надо было что-то организовать. Это и был новый директор – Зоя Александровна Белая».

Ремонт завершился только через два года. В трудные годы после развала СССР музей изобразительных искусств «обрастал» друзьями, помогал художникам, в его залах проходили юбилейные выставки местных живописцев и графиков, собирался клуб творческой интеллигенции.

Любопытно, что идея расширить музейные площади за счет примыкающих к основному зданию исторических построек возникла у Зои Александровны в самом начале, когда требовалось освободить музей от жильцов, найти средства для подготовки проектно-сметной документации на электромонтажные работы, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, сделать техническую экспертизу, реставрацию и капитальный ремонт здания и благоустройство территории. Сколько было отправлено официальных писем и служебных записок в горисполком и другие инстанции, в которых директор писала о проблемах музея и предлагала способы их решения. Надо было обладать достаточной смелостью и одновременно дальновидностью, чтобы поставить цель – расширить площадь за счет помещения, занимаемого ОВИРом. Многие не верили в успех, но в 2004 году музей открыл новое здание, а в нем разместилась «Золотая коллекция», основу которой составили произведения русского и западноевропейского искусства из собрания ставропольских купцов Алафузовых.

Зоя Александровна обладает уникальным талантом привлекать в музей то, что идет ему во благо: талантливых людей, новые произведения искусства, дополнительные площади и целые филиалы. Речь о Центре традиционной русской культуры молокан и казаков–некрасовцев, который существовал самостоятельно в поселке Новокумском, но в результате реформы системы местного самоуправления оказался под угрозой реорганизации и должен был освободить занимаемое помещение. Требовалось спасать некрасовский центр, и З.А. Белая при поддержке министерства культуры края приняла ответственное решение. Так, в 2005 году был создан Новокумский филиал Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Со временем он стал не просто этнографической экспозицией для заезжих туристов. К 55-летию возвращения некрасовцев в Россию здесь прошла IV Международная научная конференция «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире. Их роль в сохранении уникальных и исчезающих культур». Её участниками были ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Эстонии, Румынии, Грузии, Белоруссии, Ирана, Палестины, Италии. Редкий случай, когда организатором столь солидной научной конференции международного уровня стал региональный музей.

Однако Зоя Александровна не остановилась на достигнутом и добилась того, чтобы в Ставрополе была открыта постоянно действующая экспозиция, в которую вошли произведения живописи, графики, фотографии, подлинные некрасовские костюмы, предметы быта. Теперь для того, чтобы погрузиться в атмосферу жизни казаков-некрасовцев, не обязательно ехать за двести с лишним километров в Левокумский район. Проспект Карла Маркса, 76 – с недавних пор это еще один адрес музея. В этом здании помимо некрасовской экспозиции размещена большая музейная библиотека…

Можно еще много рассказывать о профессиональных свершениях З.А. Белой. Их действительно предостаточно. Но что же она сама считает самым важным в жизни?

– С годами ты начинаешь понимать, что главное достижение – твои близкие люди, – говорит Зоя Александровна. – Счастливы те, кто имеет крепкую семью, заботливых родственников, кому есть на кого опереться. И если в семье есть взаимопомощь, понимание, то можно сказать, что ты счастливый человек и свою жизнь прожил не напрасно.

В семье Белых всё это есть. В одном из своих интервью Юрий Васильевич на вопрос, как в их паре, где оба супруга – сильные неординарные личности, удалось не только реализоваться профессионально, но и сохранить любовь и согласие, сказал: «У меня отзывчивая, понимающая и добрая супруга, я ей благодарен, что мы прошли вдвоем столько лет».

ставропольский краевой музей изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ Зоя Белая, Ставропольский край, Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление