Борьба с коррупцией — в числе приоритетов

Наталья Ардалина

80 лет подразделениям экономической безопасности

16 марта свой профессиональный праздник отмечают борцы с экономической преступностью. В этот день в 1937 году в структуре Главного управления милиции НКВД СССР был создан отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Знаменитого ОБХСС как огня боялись и мелкие мошенники, и серьезные «дельцы». Но если в советское время махинации чаще совершались с реальным товаром, то сегодня преступники предпочитают иметь дело непосредственно с денежными средствами.

О том, какие преступления экономической направленности были совершены в краевом центре за прошедший год, нам рассказал начальник ОЭБ и ПК управления МВД России по городу Ставрополю подполковник полиции Сергей Шатилов.

- Сергей Николаевич, скажите, пожалуйста, как давно вы возглавляете отдел экономической безопасности и противодействия коррупции?

- С 2012 года. Изначально я пришел на службу в милицию в качестве участкового уполномоченного. В 2003 году перевелся в отдел экономической безопасности, сначала простым оперуполномоченным, затем старшим опером. В 2010 году я был назначен заместителем начальника отдела, а через два года стал руководителем. Хочу отметить, что большинство преступлений сегодня имеет именно экономическую окраску. Отделы БЭП и ПК занимаются всем, что касается борьбы с коррупцией, противодействия хищения бюджетных средств, нецелевого использования средств в сфере ЖКХ, нацпроектов, налоговых преступлений.

- Какие из экономических преступлений в Ставрополе преобладают?

- Безусловно, мошенничества. Пожалуй, с ними чаще других сталкиваются не только подразделения экономической безопасности, но и все остальные службы полиции. Если говорить о нашей работе, то в прошедшем году рост этой категории был связан с одной из известных строительных компаний. Жители города заключили договоры на приобретение строящихся квартир, но недобросовестный застройщик обманул их. Пострадало много людей, мы задокументировали более 80 эпизодов преступной деятельности. Дело масштабное, работали по нему совместно с краевым управлением. В настоящий момент ведется расследование.

- Если говорить о наиболее резонансных преступлениях прошедшего года, какие еще вы могли бы назвать?

- На самом деле их много. Это и фальшивомонетничество, и нецелевое использование бюджетных средств, и преступления в аграрной сфере... К примеру, в прошлом году была задержана группа фальшивомонетчиков, молодые ребята, в недавнем прошлом студенты вузов, которые захотели «легких денег». Они действовали на территории краевого центра на протяжении трех лет, но в очень скромных масштабах и с большой осторожностью.

Группа работала по стандартной схеме: в магазине брали товар на сумму 300 - 400 рублей и расплачивались пятитысячной купюрой. Соответственно, в качестве сдачи получали настоящие деньги. В результате проведения оперативных мероприятий установили и задержали одного из участников данной группы.

В итоге сумели доказать 17 эпизодов сбыта поддельных купюр. Как выяснилось, у них был налажен канал поставки фальшивых денег из одного из соседних регионов. Все материалы по этому поводу мы передали коллегам из данного субъекта для дальнейшей работы. Ну а «наши» доморощенные сбытчики подделок отправились под суд и уже получили заслуженное наказание.

Вообще, отделы БЭП регулярно проводят специальную операцию под названием «Купюра». Например, один раз в квартал собираем директоров магазинов «Магнит», проводим разъяснительную работу, раздаем брошюры, в которых указаны признаки подделок. Это приносит свои результаты: был случай, когда продавщица заподозрила, что купюра фальшивая, именно благодаря нашей брошюре и нажала тревожную кнопку, в результате чего сбытчика задержали.

- В названии вашего подразделения присутствует словосочетание «противодействие коррупции». Расскажите, как обстоит дело с этим направлением?

- Вообще, борьба с коррупцией находится в числе приоритетных направлений нашей работы. Среди самых «громких» коррупционных дел прошлого года можно выделить продажу дипломов о высшем образовании ректором и ее коллегами одного из высших образовательных учреждений Ставрополя. Так называемые «преподаватели» предлагали приобрести дипломы за 120 тысяч рублей без фактического обучения в вузе. Более того, когда эта преступная деятельность была выявлена, ректор предложила сотруднику нашего отдела взятку в размере более 20 тысяч долларов за прекращение проверки. И по факту продажи дипломов, и по факту дачи взятки сотруднику правоохранительных органов были возбуждены уголовные дела, впоследствии направленные в суд.

Если говорить вообще о взятках, то за 2016 год было возбуждено 19 подобных уголовных дел. Самая крупная взятка — 2 млн 200 тысяч — была выявлена еще в 2015 году, но уголовное дело возбуждено в 2016-м - налоговый инспектор взял деньги за прекращение проверки юридического лица.

Также нашим отделом было возбуждено единственное за год в крае уголовное дело по факту нецелевого использования бюджетных средств. Руководитель одного из детских спортивных учреждений города потратил деньги не на развитие детского спорта, а на ремонт собственного кабинета.

- Одно из уголовных дел, над которым вы работали, даже стало примером для соседних регионов...

- Мы выявили несколько преступлений, связанных с хищениями денежных средств у фермеров. Мошенники предлагали фермерам закупить у них химикаты, используемые в сельском хозяйстве, по заниженной цене. Ссылались на акции, прямые поставки, в общем, «заговаривали зубы» и убеждали фермеров оплатить «прямо сейчас», только в этом случае цена останется низкой. Говорили, что КамАЗ с продукцией уже в пути, осталось его только встретить... Конечно, сельхозпроизводители, которые считают каждую копейку, «купились» на щедрое предложение. В результате — ни денег, ни товара, сразу после поступления средств на расчетный счет продавец обрывал все контакты и исчезал.

Нам удалось установить преступников, на основании нашей работы действительно был сделан пример для правоохранителей соседних районов, за опытом приезжали сотрудники из разных регионов.

- Среди самых проблемных сфер нашей жизни вообще — жилищно-коммунальное хозяйство. Обращаются ли к вам с жалобами по этому направлению?

- Обращаются, причем регулярно. Так, на личный прием приходили жители дачного товарищества, жаловались на то, что они, регулярно оплачивая счета за коммунальные услуги, неожиданно для себя оказались в должниках. Начали проверку, обнаружили хищения со стороны руководства товарищества на сумму 1 млн 400 тысяч рублей за три года.

На самом деле таких случаев много: сотрудниками нашего отдела был выявлен ряд преступлений, связанных с хищениями денежных средств в дачных кооперативах.

- К вопросу о личном времени — оно вообще есть?

- Очень мало. На сотрудников приходится большая нагрузка, в месяц каждый рассматривает 15 - 20 обращений граждан, по которым затем принимается решение о возбуждении уголовного дела или отказе. Помимо этого, сотрудники повышают квалификацию — у многих помимо обязательного юридического образования есть еще и экономическое; ездят в командировки. Нам приходилось опрашивать людей в Чите, доставлять подозреваемых из Мурманска... Так же и к нам приезжают коллеги из других субъектов России.

Тем не менее мы не жалуемся. Мы знали, на что шли, когда подписывали контракт. Под Новый год я поздравлял семьи сотрудников, всем говорил спасибо за понимание, за то, что они терпят постоянное отсутствие своих мужей, отцов.

В целом коллектив подобрался молодой и очень трудоспособный.

- Что бы вы хотели пожелать сотрудникам подразделений экономической безопасности в свой профессиональный праздник?

- В первую очередь, здоровья, это самое главное. Конечно, хотел бы выразить признательность своему коллективу за те результаты, которых мы добиваемся сообща. Пусть неприятности обходят стороной, а те идеи, с которыми каждый из нас в свое время пришел на службу, — очищение общества от преступной «грязи», всегда остаются в приоритете.

 

Шатилов, борьба с коррупцией

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление