Будем и с молоком, и с хлебом

Елена Павлова

Регионы вместе со столицей нашей Родины вышли на вторую неделю усиленных профилактических мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции.  Меры эти без всякого преувеличения можно назвать беспрецедентными. Такого никогда не было.  И люди, даже понимая суровую необходимость принимаемых властью решений, все-таки чувствуют себя неспокойно. Тревожат не сами вынужденные выходные, а то, что будет после них. С пандемией так или иначе справятся. Но легкой жизни после победы над коронавирусом нам не обещают, и, откровенно говоря, правильно делают, потому что тяжеловато придется и каждой отдельной семье, и предприятиям, и бюджетам всех уровней. Коронавирус серьезно ударил по экономике многих стран и нашей, конечно, тоже. Но если бы, не дай Бог, в нашей огромной России власти допустили бы развитие ситуации с пандемией по итальянскому или испанскому сценарию, последствия для экономики были бы кратно серьезнее. Это даже не говоря о главном — о цене человеческих жизней. Точнее — каждой жизни...

 

Не стоит поддаваться панике

В этом материале мне хочется затронуть две темы: продовольственной безопасности и безопасности информационной. А «лирическое отступление» вначале я себе позволила вот почему. То, что происходит в интернете после введения в стране профилактических мер, похоже если не на информационную войну, то как минимум на информационные атаки с целью посеять в обществе панику.

Правда, иногда люди сеют панику и неосознанно. Я ,например, далека от мысли, что мужчина, который из своей машины снял на телефон, как федеральную трассу пересекают БМП, является чьим-нибудь наймитом, информационным диверсантом или кем-нибудь в этом роде. Но, судя по хорошо слышимому на записи его разговору с маленьким сыном и женой, его не на шутку встревожила эта «встреча» с войсковой бронеколонной. Многих из тех, кто эту запись увидел, это тоже почему-то встревожило... Потом заместитель председателя правительства СК Юрий Скворцов даже по телевидению к ним обращался, пояснил, что это были плановые учения военного округа.

Но, согласитесь, еще месяца два назад никому ничего не надо было бы объяснять и не было бы нужды никого успокаивать. Просто никому в голову не пришло бы пугаться. На Ставрополье дислоцировано много воинских частей. Жители края, которые ездили по проселочным дорогам, знают даже, где их полигоны находятся, хотя это, может быть, и военная тайна...

Военные выезжают на полигоны, на учения — куда прикажут... На то они и военные. Что тут необычного? Работа у них такая.

 Просто в данном конкретном случае интернет нам дает четкий сигнал о том, что общественное сознание взбудоражено. Причины понятны: неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, потому что в ситуации с коронавирусом мы все оказались в одной лодке, которую пока нельзя пришвартовать к берегу. Утонуть ей не дадут, но ощущение дискомфорта присутствует. Хотя бы потому, что от нас мало что зависит... Остается только ждать и верить в лучшее. Но вот что мы можем и должны — это не создавать паники и ей не поддаваться. Страх обладает огромной разрушительной силой. Он разрушает изнутри — и человека, и общество. А когда сознание взбудоражено, люди готовы поверить во что угодно и кому угодно. И вот тут уже находятся желающие нашу лодочку покачать — уже из соображений политических. Мы видим в интернете, что тема коронавируса из медицинской и экономической уже «перетекла» в политическую плоскость.

Это при том, что власти от народа совсем не прячутся. В обращениях президента предельно четко разъясняется, почему эти меры принимаются. Мы видим ежедневную статистику заболеваемости по регионам. Губернатор и глава города с жителями на постоянной связи — не только по телевидению, но и в Инстаграме. Но ни у кого из них нет волшебной палочки, чтобы разом истребить накрывшую мир новую заразу и сделать всех здоровыми и счастливыми.

 

Будем жить

Крики про «нарушение прав и свобод» в связи с необходимостью строгих мер по самоизоляции и ограничений передвижения я даже комментировать не хочу — они звучат в основном из Москвы, где до сих пор ежедневно подтверждается по нескольку сотен проб на коронавирус.

Лично мое сознание будоражат, например, такие заголовки: «В июне россияне могут остаться без молока, а осенью — без хлеба». Не очень поверила, потому что сельхозпредприятия (как обеспечивающие продовольственную безопасность страны) работы не прекращают. Об этом и на совещании в правительстве края на прошлой неделе в очередной раз говорилось. Но все же позвонила нескольким руководителям — тем, кого знаю, чтобы уточнить, что происходит, имеют ли под собой хоть какую-то почву подобные утверждения нынешних «вещих Кассандр», предрекающих нам неурожай, крушение сельхозпредприятий и фермерских хозяйств и, как следствие, судя по заголовкам — чуть ли не голод.

Директор СПХ «Старопавловское» Кировского городского округа Михаил Серков даже удивился такой постановке вопроса — сказал, как работали, так и работаем. О коронавирусе даже не задумываемся. Некогда о нем задумываться — бухгалтерию отправили на «удаленку», а больше некого... Дальше — все по плану: в настоящее время идут сельхозработы, химобработка, сев... Препараты для химобработки? Да, они в основном импортные. Но поставщики их, видимо, раньше закупили. Так что у хозяйства и с этим тоже никаких проблем нет.

Директор ЗАО «Радуга» Новоалександровского городского округа Владимир Суров, по сути, сказал то же самое, однако со свойственной ему прямолинейностью заявил, что таких вот «провидцев», которые беды нам пророчат, расстреливать надо — как в Китае.

 Нет, Владимир Сергеевич не радикал и не сталинист. Он крепкий хозяйственник и настоящий патриот своей малой родины, и за словом в карман лезть не привык. Его предприятие для родного поселка Радуга давно стало градообразующим. Работники не только постоянную работу имеют, но и такой соцпакет, что горожане позавидуют. Хозяйство в свое время и храм построило, и сам поселок во многом преобразило. А когда рейдеры на такой лакомый кусок позарились, Сурову от них отбиться не только его личностные бойцовские качества помогли, но и доверие людей. Так что переживать трудные времена в «Радуге» умеют.

– Ничего страшного не произойдет, - уверен Владимир Сергеевич. - У нас все как всегда: коров доим, свиней держим, муки намелем — будем жить. Без турецких и китайских помидоров и огурцов можно обойтись. Сами уже выращивать научились. Был бы хлеб, картофель, молоко, мясо. А этим мы обеспечим — наша продукция во всем крае востребована. Поголовье коров сохраняем. Поголовье свиней уменьшили, но это не из-за коронавируса. Просто нас проверками по африканской чуме замучили. Так что мы оставили тысячу голов, как говорится, для себя и друзьям на шашлыки... Пшеница у нас в прошлом году вся на экспорт ушла. Так что задел есть - будем жить и работать — с Божьей помощью.

- Конечно, ситуацией с пандемией коронавируса все встревожены, - говорит гендиректор ООО «Кавказ» (станица Советская Кировского городского округа) Сергей Ширяев. - Но в приоритете у нас наши повседневные заботы. В сельском хозяйстве любой день год кормит. Сейчас закончили сев ранних яровых, ведем сельхозработы, готовимся к севу поздних яровых. Производственные программы не меняем. Задача — с максимальной эффективностью использовать землю. Мы работаем по технологии «Но-тилл» - беспахотного земледелия. Это щадящая для земли технология, исключающая деградацию почвы, поскольку она все время у нас прикрыта или живыми растениями или порожневыми остатками. В прошлом году это спасло наши поля от пыльных бурь, нанесших немалый ущерб ряду других хозяйств. Мы видим свою задачу еще и в том, чтобы сохранить землю для будущих поколений. И прилагаем к этому все усилия, помноженные на желание жить лучше.

Не думаю, что могут возникнуть проблемы с поставками препаратов, необходимых для обработки.  Даже импортных на рынке очень много. Но мы в основном используем не химию, а биологические препараты (они отечественные). Мы таким образом снижаем себестоимость нашей продукции и улучшаем ее качество.

Я спросила, какие риски для сельхозпроизводителя существуют в связи со сложившейся в стране и мире эпидемиологической обстановкой и как эти риски минимизировать.  Сергей Андреевич ответил: сельхозпроизводители очень надеются, что экономическое и транспортное сообщение между регионами будет сохранено. Вот, например, семена его хозяйство получает из Краснодара, запчасти и технику — с «Россельмаша» - из Ростова-на-Дону, муку поставляет от Москвы до самых до окраин. Она очень качественная, подходит для продукции серии «Здоровое питание», потому и пользуется повышенным спросом. Так что важно, чтобы регионы в период пандемии не замкнулись в своих «домиках». Ездить друг к другу в гости можно и повременить, а поставки и взаимодействие должны осуществляться. Сельхозпроизводители надеются, что в этом вопросе власти проявят должный вдумчивый и взвешенный подход.

– Конечно, определенные проблемы есть, - говорит Сергей Андреевич. - Например, в данный момент практически «стала» реализация зерна — пока нет спроса. А запасы есть. Нужны деньги. Хозяйство остановило два цеха по переработке продукции: пивоварню и пекарню. Работники находятся на выходных. Пекарню, правда мы открываем, если поступает какой-то заказ...  Если будут предоставлены кредитные каникулы по существующим обязательствам, по налогам и нам удастся получить беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам (другими словами - если то, о чем говорится по телевидению, будет воплощено в реальность), это станет нам большим подспорьем. Мы на это надеемся.

 

Не дефицит, а профицит

«Доброжелатели» пугают россиян тем, что все мы можем остаться без молока. Виной тому, по их утверждению, начинающийся с 1 июня сего года правительственный эксперимент по введению обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции, который якобы даже из-за коронавируса никто не отменял.

Так ли страшен черт, как его малюют, я поинтересовалась у генерального директора молочного комбината «Ставропольский» Сергея Анисимова. Он все-таки руководит одним из крупнейших перерабатывающих пр-едприятий края и Юга России. Кому, как не ему знать, что будет с молоком.

Сергей Владимирович сразу сказал, что вышеназванный эксперимент ни на что и никак не повлияет — ни в июне, ни в сентябре, ни вообще в этом году. Он перенесен на июнь 2021-го.

И тем более не будет никакого дефицита молока. Скорее всего, по утверждению Сергея Анисимова, будет профицит. Эта тенденция уже обозначилась. 

- На рынок, - пояснил он, - уже хлынуло частное молоко.

Эта тенденция, пока связанная со снижением покупательной способности населения, может существенно развиться в летние месяцы — особенно если на Черноморском побережье Кавказа будет сорван или окажется немноголюдным курортный сезон. В этом случае многочисленные молокозаводы Краснодарского края встанут перед проблемой, как реализовывать продукцию и куда.  Это и есть профицит. В таких случаях цены на молочную продукцию снижаются. Это закон рынка.

Я поинтересовалась, насколько и в чем молококомбинат «Ставропольский» зависим от стран, находящихся сейчас под основным ударом коронавируса.

Оказалось, что зависит, но не сильно - импортная закваска нужна, например, для изготовления сыра «Пармезан». Ну, в конце концов, без «Пармезана» ставропольцы смогут некоторое время обойтись, его отсутствие не угрожает продовольственной безопасности страны и края. Тем более тот же МКС выпускает и другие сорта сыров. А такая необходимая в производстве вещь, как кефирная закваска, делается непосредственно на предприятии.

Второй «пункт зависимости» - оборудование. И оно, и запчасти как раз импортные. Ну, во-первых, руководители и сотрудники молкомбината оптимисты и надеются, что пока в Европе свирепствует коронавирус, на предприятии никакая импортная линия не сломается.  К тому же проходят все-таки границу (и не одну) машины из той же Испании. На молкомбинат не так давно прибыла фура из этой страны.

Ну это я уже не от Сергея Анисимова, а из других источников знаю, что сейчас по периметру наших границ вместе с пограничниками и таможенниками несут службу подразделения войск химзащиты.  Так что машины и водители, следующие в Россию «оттуда», наверняка подвергаются соответствующим проверкам и дезинфекции.

Молкомбинат все же испытывает некоторые трудности в связи с введением «дополнительных профилактических мер». Но эти сложности, скажем так, точечного характера. Например, раньше у молкомбината «Ставропольский» сеть московских кофеен большими партиями закупала молоко с низким содержанием лактозы. Сейчас, поскольку общепит временно не функционирует, закупки эти временно остановлены. А этот продукт Ставропольского молкомбината знают даже на Дальнем Востоке. Но сейчас он туда тоже временно не попадает.

То есть проблемы есть, но они преодолимы и не так уж значительны. И уж никак не свидетельствуют о каком-либо серьезном кризисе в сфере сельскохозяйственного производства или перерабатывающей отрасли. Да, снижения покупательной способности, видимо, не избежать. Но это тоже не навсегда.  Все мы переживем.

коронавирус, продовольственная безопасность

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление