Будем жить, ребята

Елена Павлова

…Письма и фотографии, фотографии и письма… За каждым таким снимком и солдатским бумажным треугольником – судьбы людские. Я смотрю на счастливую семейную пару на фото, а перед глазами проносятся кадры фильма «В бой идут одни «старики». Языки пламени, подбирающиеся к кабине самолета, и звучащее в радиоэфире:

– Серега, прыгай! Прыгай, Серега!

– Ребята! Будем жить!

Довоенная семейная фотография. Николай и Антонина Куцепал. Подпись: Ворошиловск 1940 год. Он – летчик, участник боев на Халхин-голе. Она – просто молодая любящая жена. Кажется, впереди – целая жизнь, в которой будет много радости, много детей. Но ребенок будет только один, и отца он будет знать только вот по этой фотографии и маминым рассказам. Свой последний воздушный бой летчик Куцепал примет еще до рождения сына.

Ставрополец Куцепал не был прототипом героя фильма «В бой идут одни «старики», направившего свой горящий самолет в движущийся немецкий эшелон. Но то пронзающее время и души: «Ребята, будем жить!» относится и к нему тоже. Эти слова относятся к каждому, кто сложил голову во имя продолжения жизни – жизни страны, жизни народа – нашей с вами жизни…

Они живы, пока живет память. Вот и в названии музея, что находится на территории мемориального комплекса на Крепостной горе, не хочется ставить кавычек, несмотря на все орфографические правила. Потому что музей «Память» является Памятью – с большой буквы. Благодаря усилиям ветеранов и людей-подвижников он был создан, работает, открывая жителям Ставрополя все новые страницы его славной истории и человеческих судеб. Здесь вы узнаете, что среди панфиловцев, остановивших под Москвой немецкие танки, был ставрополец А. Натаров. Узнаете, как семья Стороженко проводила на фронт шестерых сыновей, и на всех шестерых получила похоронки. Они тоже – на одном из стендов музея, эти черные известия в пожелтевших треугольниках – возле фотографии большой семьи, на которой все еще живы…

Поколения земли русской

Музей и создавался для того, чтобы жила память – чтобы она поселялась в душах только начинающих жить молодых ребят. Он открыл свои двери в канун 60-летия Великой Победы. Теперь в год его посещают до двадцати тысяч человек. Люди разного возраста и разной судьбы.

Для ветеранов музей стал вторым домом. Вот и вчера, накануне Дня защитника Отечества, они собрались здесь за праздничным столом на «огонек». Это традиция – праздники у солдат Великой Отечественной общие. Это поколение, опаленное войной, вообще удивительное по силе неиссякаемой энергии и жизнелюбия. И дружить они умеют по-особенному. Действительно – воинское братство. И праздники проходят как в большой дружной семье. И ведь хватает же сил накануне и у плиты хлопотать, а потом еще вальсы кружить и песни петь – конечно, свои, фронтовые.

Работники музея в этот раз для ветеранов приготовили сюрприз. Придумали для них что-то вроде викторины. Рассказывалась история песни, а гости должны были ее узнать и исполнить. Конечно, они узнали в прообразе народной «Эх, ноченька» фронтовую «Эх, дороги», в корреспонденте газеты «Красноармейская правда», который, прорвавшись из окружения через минное поле, написал жене шестнадцать стихотворных строк, поэта Суркова, автора «Землянки».

Это песни на все времена – песни, которые связывают поколения, – и не только они. Работники музея «Память» делают все, чтобы не растратить, не растерять эту связь. Накануне 23 февраля тут прошла «Встреча трех поколений», тоже традиционное мероприятие. С детишками из детского дома встречались Анатолий Кузнецов и Владимир Падунов, действующие офицеры Андрей Карташев и Александр Баранов. Мальчишки и девчонки во все глаза смотрели на настоящих защитников Отечества и слушали их рассказы. Они приготовили для воинов подарки – музыкальные: лихо отстучали русские мелодии маленькие ложкари, а замечательный мальчик по имени Сережа сыграл на баяне мелодию собственного сочинения…

О любимом деле и просто любви

Вот ради этого и шли ныне седые ветераны в годы своей опаленной юности – ради того, чтобы их дети и дети детей – внуки и правнуки могли жить, творить, заниматься любимым делом. Вот, например, для Олега Бехова и Николая Коржа любимое дело – самолеты. Это не профессия, а хобби – они авиамоделисты. А потому на выставке «Палитра на крыльях», открывшейся в музее «Память» 20 февраля, выступали гидами. Рассказывать было о чем – в экспозиции представлены модели самолетов от 1914 года до наших дней. И каждая модель – история, история боев, история побед, история жизни тех, кто был за штурвалом. Первыми гостями выставки были ученики 20-й школы и часовые поста № 1, а еще – студенты-дизайнеры художественного училища, которые и оформляли выставку. Пацанов от стендов было не оттянуть. Они как завороженные разглядывали модели.

А председатель городского совета ветеранов Петр Авксентьевич Мельник стоял поодаль. Он вспоминал своего боевого друга Елизара, невесту которого немцы увезли в Германию. Этот парень другу рассказал, когда на задании двух немцев, потенциальных «языков», уложил из винтовки. Те гнались за женщиной, у которой ребенок на руках был. Потому и стал Елизар стрелять, хотя знал – офицеров надо брать живыми… А он подумал, что его Юля вот так же бежала и кричала… «Никогда, — говорил Елизар, — им этого не прощу»…

Много времени спустя (на войне ведь иной день – длиною в жизнь) на площади освобожденной Вены из толпы друзья вдруг услышали крик:

– Елизар!

Тот даже не сразу понял, что это к нему. Вдруг вздрогнул и рванулся в толпу:

– Юля!

Он поднял ее на руки, совсем худенькую, похожую на ребенка. Так, как ребенка, прижимая к себе, нес до своих.

Солдаты и военврач стали просить командира: отпустите Елизара с невестой домой, совсем девчонка слабенькая. Тот сопротивлялся сначала: куда, мол, отпускать – война идет… А все-таки дрогнуло суровое сердце комполка – отправил он молодых с линии фронта.

— Я их в 1948 году все же отыскал, — рассказывает Петр Авксентьевич Мельник. — Сынок у них уже был – хорошенький такой, беленький… Вот не знаю почему, глядя сегодня на этих ребятишек, я Елизара вспомнил…

Просто радостно на них смотреть – глядишь и думаешь: не зря воевали. Вот оно — наше продолжение. И любовь к Родине для них уже не пустое слово.

Выбирая будущее

Для тех, кто растет сейчас, – уже не пустое. Но мы помним страшный период 10—15-летней давности, когда эта любовь в молодых душах просто искоренялась, а слово «патриотизм» стало почти ругательным.

А ведь в 1991 году мы сами сделали такой выбор. Мы говорим, что к концу 90-х страну растащили, развалили и распродали. Да, но сначала мы сами отдали свои голоса тем, кто это впоследствии сделал. Мы не распродавали и не разваливали – мы этого не хотели. Но в катастрофе «лихих 90-х» есть и наша вина.

Многие разуверились во всем и всех и перестали вовсе ходить на выборы. В результате за власть любого уровня долгое время голосуют меньше половины избирателей. Может быть, и в этом безразличии причина того, что все, что некогда у нас было, в частности, уважение к нашей стране ее «друзей» с Запада и наше собственное самоуважение, приходится восстанавливать по крупицам, возрождать то, что утрачено – в том числе и патриотизм.

И создание таких музеев, как «Память», — лишь первые шаги на пути возрождения. Оно должно продолжиться. Но это зависит еще и от нас.

Все, с кем я говорила в музее «Память», пойдут на выборы, чтобы отдать свой голос за будущее России. Я не спрашивала их о конкретном кандидате, их выбор – это их право. Но они его считают еще и обязанностью. Потому что в день голосования они определяют еще и судьбу детей, в которых воспитывают сегодня любовь к своей стране с ее многострадальной и многотрудной судьбой.

– Если я 19-летним мальчишкой под крик «За родину!» поднялся в атаку, неужто сейчас не поднимусь, — говорит Петр Мельник.

Директор музея «Память» Ирина Хавалиц тоже отдаст свой голос за будущее страны. Главное, чтобы не остановилось то, что начато. Планов у «Памяти» много: это и расширение штатов, и обустройство экспозиции подвигов ставропольцев в Чечне и Афганистане. Музей развивается, город оказывает ему ощутимую помощь, но бюджетных средств на все не хватает. Вот если бы был нацпроект «Культура»! Ирина Владимировна надеется, что будет, ведь государство уже закрывает четыре самых сложных направления социальной и экономической сферы. Главное эту тенденцию сохранить. И. Хавалиц уверена – работы будет много, когда государство определит в качестве приоритета историю, культуру и славу России. Словом, будем жить, ребята!



Последние новости

Все новости

Объявление