Чего нам ждать в первой десятилетке

В России наконец-то начали появляться все предпосылки для того, чтобы совершить технологический рывок. О том, что «Мы изменились!», неоднократно упоминалось на прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме. Для этого создаются новые индустриальные парки, уделяется огромное внимание новейшим научным разработкам, начаты стройки сродни советскому БАМу 60-х. Словом, все идет к реализации той самой «Стратегии-2020», согласно которой через 10 лет Россия должна стать одной из самых привлекательных по качеству жизни стран в мире. Рецепт успешного развития, по мнению государственных чинов, заключается в модернизации производства за счет привлечения инвестиций...
 Как это будет выглядеть в региональной проекции? Готов ли Ставропольский край к грядущим переменам и чего нам ждать в ближайшую десятилетку? Об этом и многом другом мы узнали из беседы с министром экономического развития края Юрием Ягудаевым

 

 

– Юрий Вячеславович, первый и, пожалуй, самый главный вопрос: с какими договоренностями вернулась наша делегация с Петербургского экономического форума?
– Прежде всего отмечу, что форум удалось превратить в площадку, на которой в рабочем порядке ведутся конкретные переговоры и достигаются реальные результаты сотрудничества. Так, мы провели ряд переговоров с потенциальными инвесторами по проектам в рамках создания регионального фармацевтического кластера. Нами разработана концепция создания на территории края фармкластера в соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года. Сейчас мы ведем переговоры с ведущими фармацевтическими компаниями мира, заинтересованными в использовании новых технологий при производстве лекарственных средств и создании новых фармпроизводств. В Санкт-Петербурге мы встретились с лидерами фарм-индустрии - компаниями Aventis и AstraZeneca, руководство которых рассмотрит возможность участия в различных вариантах сотрудничества Ставропольского края. Один из возможных вариантов сотрудничества – размещение на территории края заводов этих фармпроизводителей, другой - использование возможностей Aventis и AstraZeneca при внедрении передовых разработок наших ученых и вузов. В ходе форума мы также подписали ряд документов в части наших договоренностей с государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий». Речь идет о конкретных механизмах поддержки организаций и предприятий, работающих в сфере наноиндустрии, в частности, о создании регионального венчурного фонда, объем которого превысит 1 млрд рублей.
– Каким компаниям отдается предпочтение при реализации в крае инвестиционных проектов - отечественным или же зарубежным? Перечислите, пожалуйста, наиболее крупные инвестпроекты, реализуемые в крае в настоящее время.
– Мы в равной степени открыты для сотрудничества как с отечественными компаниями, так и с зарубежными. Любой инвестор, заинтересованный во вложении своего капитала в экономику Ставропольского края, наш перспективный партнер, для которого двери открыты и которому мы окажем всецелую поддержку. Главное требование – инвестиционный проект должен соответствовать приоритетам развития краевой экономики. В пользу проводимой правительством Ставропольского края инвестиционной политики говорит статистика. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал Ставрополья за счет всех источников финансирования составил 78,5 млрд рублей против 72,3 млрд рублей в 2008 году. Таким образом, в то время как в целом по России под влиянием финансово-экономического кризиса объем инвестиций в основной капитал в 2009 году снизился, и существенно - на 16,2%, на Ставрополье был зафиксирован небольшой рост этого показателя. Прогнозируется, что в текущем году объем инвестиций в основной капитал края превысит 86 млрд рублей. Среди компаний, которые к настоящему времени значительно расширили инвестиции в краевую экономику: «Невинномысский Азот» с проектом организации производства импортозамещающего продукта - меламина - стоимостью свыше 8 млрд рублей; «Невинномысская ГРЭС» с проектом строительства новой парогазовой установки мощностью 410 МВт стоимостью свыше 1,5 млрд рублей. Другие значимые проекты, начатые в докризисный период и уже близкие к завершению, реализуют «Сен-Гобен Кавминстекло», «Райффайзен Агро», «Ставропольский бройлер» и аграрно-инвестиционная компания «АГРИКО». Кроме того, существенный рост инвестиций в ближайшие годы обеспечит реализация капиталоемкого проекта нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», подразумевающего создание в городе Буденновске производства этилена и его производных на базе углеводородного сырья, добываемого на Северном Каспии.
– На что будет делаться ставка – на крупных инвесторов или на малый и средний бизнес?
– Опять-таки, мы не сооружаем здесь никаких барьеров и никого не выделяем по принципу масштаба организованного бизнеса.
Разумеется, мы весьма заинтересованы в приходе на наш рынок крупных игроков, способных увеличить поступления налогов в краевой бюджет в разы. При этом мы осознаем, что малый и средний бизнес имеет существенную долю в экономике Ставропольского края, и поэтому игнорировать процессы его развития было бы неумно и недальновидно. Судите сами, удельный вес населения, занятого на малых и средних предприятиях Ставропольского края, составляет около 23% в общей численности экономически активного населения. И это без учета микропредприятий. А доля объема товаров и услуг в этом секторе экономики с учетом индивидуальных предпринимателей составляет, по экспертной оценке, почти 47% в валовом региональном продукте. На краевом уровне нам удалось создать такую систему государственной поддержки, чтобы все виды бизнеса имели возможность воспользоваться теми или иными механизмами стимулирования производственной и инвестиционной деятельности. Кроме механизма субсидирования кредитов, практикуемого на Ставрополье не первый год, крупные инвесторы получили возможность размещения своих производственных площадок на территории индустриальных парков с льготным режимом ведения бизнеса. В то же время для предприятий малого и среднего бизнеса созданы такие новые механизмы, как гарантийный и залоговый фонды, позволяющие привлекать кредиты на развитие под гарантии государства. Отдельное внимание – малым инновационным предприятиям, чьи передовые разработки будут внедряться в производство через механизм технопарка. Созданы условия и для появления фирм, являющихся новичками в бизнесе: в ставропольском бизнес-инкубаторе в абсолютно тепличных условиях становятся на ноги предприятия, зарегистрированные не более года назад.
– Любое крупное капитало-вложение подразумевает развитие социальной сферы. За границей при строительстве фабрик и заводов параллельно возводятся школы, детские сады, всевозможные коммуникации. Существует ли такая практика у нас в крае, готовы ли инвесторы вкладываться в эту сферу?
– Да, у нас есть примеры социально ответственного бизнеса. Как правило, обязательства по развитию социальной инфраструктуры берут на себя крупные градообразующие предприятия. В качестве одного из таких примеров приведу социальные проекты, реализуемые минерально-химической компанией «ЕвроХим» в городе Невинномысске, где располагается ее предприятие «Невинномысский АЗОТ». За последние годы компания направила на наиболее важные социальные проекты муниципального уровня более 150 млн рублей. Эти средства позволили модернизировать оборудование на местной радиостанции и на пищеблоках в городских больницах, закупить новое реабилитационное оборудование для детской поликлиники, отремонтировать плавательный бассейн и открыть скейт-роллерпарк. Сейчас усилиями инвестора в Невинномысске создается семейный мини-парк. Другой пример - нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Вкладывая серьезные инвестиции в развитие своего предприятия «Ставролен» в Буденновске, «ЛУКОЙЛ» планирует строительство жилья для работников будущего производства этилена и полипропилена. Новое жилье для своих работников возводит и «Газпром трансгаз Ставрополь». В ближайшее время предприятие планирует ввести в эксплуатацию в Ставрополе 100-квартирный жилой дом. Параллельно «Газпром трансгаз Ставрополь» строит плавательный бассейн в поселке Рыздвяном.
– Во время недавнего визита в краевую столицу глава госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс, подойдя к одному из стендов центра нанотехнологий СевКавГТУ, заметил дословно: «Не вижу здесь наности». Так что же, наности ставропольской науке действительно не хватает или же нам все-таки есть чем ответить?
- Отвечая на этот вопрос, приведу другое высказывание Анатолия Борисовича: «На Ставрополье можно и нужно разворачивать работу по строительству инновационной экономики». Эта мысль, которую он озвучил в ходе совещания с руководителями наших инновационных предприятий и вузов после осмотра экспозиции проектов, и является ключевой. А это высказывание есть экспертная оценка лишь одного проекта из целого перечня. Разумеется, часть предлагаемых нашими разработчиками инновационных проектов РОСНАНО отклоняет по причине отсутствия нанотехнологии. Но что такое нанотехнология? Это технология, основанная на работе с мельчайшими частицами. Если проект не предусматривает использования микрочастиц, это еще не означает, что в нем нет инновационной составляющей и что он - не перспективен. Это лишь означает, что он не представляет интереса конкретно для РОСНАНО. Что ж, по таким проектам мы будем искать других партнеров. Оценка Анатолием Чубайсом потенциала Ставропольского края в области нанотехнологий нас порадовала и обнадежила. Он сказал, что «не ожидал такого задела». А оценка РОСНАНО вполне объективна, поскольку госкорпорация видит ситуацию во всех регионах России. Будьте уверены, разработки ставропольских ученых обязательно внесут свой вклад в то, чтобы Россия совершила технологический рывок. РОСНАНО уже дала согласие на софинансирование проекта, предусматривающего строительство в Ставрополе завода по производству солнечных фотоэлектрических установок нового поколения. Первые промышленные партии продукции планируется получить к концу 2011 года, а наладить серийное производство - в 2013 году. Выход завода на установленную мощность - 75 МВт в год - запланирован на 2015 год. На инвестиции РОСНАНО претендуют еще десятки наших проектов в сфере нанотехнологий, которые сейчас изучаются экспертами
госкорпорации. Следующими реализуемыми совместно с РОСНАНО проектами на Ставрополье могут стать проекты «Монокристалла», предложившего разработки в области производства паст для солнечных элементов и производства сапфиров и сапфировых пластин для светодиодов. У нас есть все ресурсы и для того, чтобы занять лидирующие позиции на фармацевтическом рынке. Анатолий Борисович предварительно одобрил проекты наших фармпредприятий в сфере медицинских нанобиотехнологий, заметив, что эти разработки - «абсолютно в яблочко».
– Ставрополье традиционно принято считать аграрным краем, какие перспективы развития есть у краевого АПК?
– Ставрополье было принято считать аграрным краем. Это неверное позиционирование нашей краевой экономики, от которого мы сознательно ушли. Экономика Ставропольского края – диверсифицирована, она многоотраслевая. Кроме агропромышленного комплекса, который действительно является нашим мегакластером, на Ставрополье сформировались кластеры производственно-промышленного, научно-исследовательского и туристско-рекреационного типа. К сожалению, за последние десятилетия Ставропольский край ослабил свои позиции в области производства, переработки и реализации продукции АПК, и реализовать достаточно большой потенциал роста в этой области позволит только стратегическое планирование. В отраслевой стратегии развития до 2020 года, разработанной краевым минсельхозом, описаны основные принципы, в соответствии с которыми краевой АПК будет развиваться в ближайшие десять лет. К 2020 году Ставрополье намерено увеличить валовой сбор зерновых культур с учетом кукурузы до 10 млн тонн, производство молока до 678 тыс. тонн, реализацию скота и птицы на убой - до 340 тыс. тонн, производство пищевых яиц - до 950 тыс. штук в год. При этом на предприятиях Ставрополья должно перерабатываться не менее 70% сельхозпродукции, выращиваемой в крае.
– Модернизация экономики - дело, которое нужно решать общими усилиями. Готовы ли местные муниципалитеты к полноценному стратегическому планированию?
– Понятно, что двигаться к обозначенным стратегическим целям мы можем только сообща. Понимание важности стратегического планирования у руководства большинства муниципалитетов есть. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года была принята в июле прошлого года. Кроме того, были утверждены отраслевые стратегии развития по отраслям и направлениям экономической и социальной сфер деятельности. На уровне муниципалитетов подготовлены уже свыше трех десятков стратегий развития муниципальных районов и городских округов. При краевом правительстве сформирована рабочая группа, на заседаниях которой начиная с августа прошлого года еженедельно рассматриваются проекты и мероприятия, наиболее важные для развития края.
– Стоит ли реанимировать советскую инфраструктуру. Иными словами, есть ли шансы выбраться из кризиса у предприятий, основанных еще в Советском Союзе, путем перепрофилирования производства?
- Если эти предприятия готовы перепрофилировать свои производства снова с учетом тенденций, складывающихся на сегодняшний день, то – да. Любой бизнес должен подстраиваться под потребности рынка: необходимо обновление оборудования с внедрением новейших технологий, совершенствование системы менеджмента. Выход предприятия из кризиса зависит от позиции руководства – готово ли оно вкладывать в развитие своего производства финансовые и человеческие ресурсы или же нет. Есть масса примеров тому, как заброшенный завод становился высокотехнологичным предприятием с приходом хорошего хозяина. А есть обратные примеры. Так что объективно - препятствий нет, процесс тормозит только субъективный фактор.


Андрей Цындрин.

 

 



Последние новости

Все новости

Объявление