Через тернии к …джазу

.

Скажу сразу, это не заказная статья. Все написанное ниже есть мои личные наблюдения, выводы и соображения.

Они не несут заказной характер еще ввиду того, что в школе был принят в пионеры и обещал перед лицом своих товарищей говорить и тем более писать одну лишь правду, подписываясь под ней своей фамилией. Еще, пользуясь случаем, хочу попросить прощения у всех тех уважаемых и заслуженно ценимых мною музыкантов и преподавателей, кого в силу ряда обстоятельств не удалось здесь упомянуть.

Джаз можно принимать или нет, любить или отвергать, но, как бы мы к нему ни относились, он есть и кое-где великолепно живет независимо от нашего сознания. Звучит над Землей уже не одно столетие и не собирается умолкать. Он, уходящий корнями в культуру чернокожих рабов, выплескивал наружу музыку их жизни, страданий и надежд, звучал на тростниковых плантациях то пронзительной мольбой, холодящей кровь, то радостным многоголосием, но и те, и другие песнопения – обращение к Богу, были их рассказом о жизни, под пружинный ритм ударных.

В нашей державе долго фыркали и отмахивались от джаза вообще и от системного обучения ему в частности в той связи, что задачи у страны в те времена были куда важнее. По прошествии успешно выполненных пятилеток, поняв, что от реальности не уйти, и у нас настроились обучать искусству джазовой музыки, но не той, а нашей, советской!

В конце 60-х годов прошлого столетия и в Ставрополе зародилась потребность создания организованного джазового объединения. Благодаря стараниям и упорству Бориса Антоновича Моклякова, человека насквозь пронизанного джазом, были организованы и проведены два джазовых фестиваля. Председательствовал на них друг Моклякова - теоретик, критик и историк джаза Алексей Баташов, что придавало фестивалю особую значимость. А лауреатами стали шестнадцатилетний пианист-виртуоз Виталий Барышников (уже давно возглавляет Сиднейский эстрадно-симфонический оркестр) и композитор, саксофонист, аранжировщик Рудольф Атанесов (к сожалению, три года, как почивший).

Для начала Б.А. Мокляков на базе пединститута (теперь университета) создал биг-бэнд «Ирэна 2», который сбил с ног всех, даже видавших виды джазменов. Оркестр, практически полностью состоявший из студентов института и, считаясь самодеятельным, играл на уровне признанных джазовых коллективов. Музыканты, одетые «с иголочки» по моде американских джазовых мэтров, соответствующее освещение на сцене, а композиции… и говорить нечего – сплошь американские! И это в то время! Город тихо встал на уши. Об этом только и разговоров было: «Вот он лидер, способный сплотить воедино зарождающийся джазовый микроклимат!». Но по иронии судьбы или по хроническому ставропольскому невезению Б.А. Мокляков из-за семейных неурядиц неожиданно для всех улетел во Владивосток руководить оркестром цирка. И как итог - джазовый микроклимат превратился в «джазовый макроклимакс». Идея о создании в нашем городе какого-либо джазового центра так и осталась на уровне безвыходной ситуации.

Страницы истории читаются быстро, а листаются – просто вмиг. За время, о котором говорилось выше, произошло много разного. В Ставрополе, в частности, слились воедино музыкальное училище с культпросветом. Нужно отдать должное руководству новоявленного колледжа искусств, питавшего некую слабость к джазу, т.к. с подачи знаменитого ростовского джазмена Кима Назаретова через много лет каким-то чудом в колледже искусств вдруг открыли эстрадное отделение. Браво! От неожиданности никто толком не понял, как это случилось, но раз открыли, значит надо что-то делать.

Поначалу было, как всегда, трудно: испытывали нехватку методической и нотной литературы, педагогический состав был сформирован значительно позже, но то были временные трудности, неизбежные в период становления нового дела. А трудности, как известно, нужно не преодолевать, с ними надо бороться, как с врагами народа. И трудности, постоянно возникавшие перед преподавателями, уничтожались по мере их возникновения. Большая работа была сделана в самом начале пути. Неоценима заслуга первооткрывателя отделения Рудольфа Атанесова и сменивших его позже Б.А. Зайцева и П.П. Ларина, всех работавших на отделении преподавателей и теперешнего заведующего О.Н. Щербина – пианиста, аранжировщика, энтузиаста, способного убедить, кого нужно, а кого-то – переспорить и переубедить (испытал на себе). Кажется, что с его неиссякаемой энергией можно в считанные минуты запустить атомный реактор. Безусловно, ему уже тесно в рамках отделения, и он вполне мог бы развернуть прекрасную деятельность на более широких просторах нашей необъятной культурной нивы.

В настоящее время на отделении готовят крепкие исполнительские кадры музыкантов, которые представляют наш город в высших учебных заведениях Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара. Уже пять лет воспитывается певческое поколение, что очень важно в связи с хроническим недостатком хороших эстрадных и джазовых вокалистов. Бывшие воспитанники колледжа искусств - частые участники джазовых конкурсов и фестивалей, чем по праву можно гордиться.

Вершина любого музыкального олимпа – конкурс или фестиваль. Так, после длительного летаргического сна возобновилась жизнь Ставропольского фестиваля джазовой музыки, и проводился он ежегодно в декабре (отзвучал юбилейный, 20-й, но он, к сожалению, с недавнего времени организуется с интервалом в два года). Событие радостное, ожидаемое слушателями, поклонниками джаза и устроителями. Первые с нетерпением ждут его начала и встречи с хорошими исполнителями, а вторые – его скорейшего завершения, проводов этих самых хороших исполнителей и успешной подготовки к встрече Нового года.

Хотелось бы, конечно, чтобы фестиваль джаза «шел по Ставрополью», звучал в полный голос, чтобы был он ежегодным, дабы и музыканты, и любители этого искусства не теряли остроты ощущения, предвкушения радости и положительного возбуждения от встреч и погружения в эту несравнимую ни с чем атмосферу. Но существует диалектически утвердившая себя объективная реальность, сложившаяся и непреодолимая в теперешних экономических условиях – деньги, а деньги, как известно, водятся только в Москве. И потому нам остается надеяться и ждать милостивого указания «сверху»: когда проводить фестивали и в какие сроки. Вот так и живем «в вечном режиме ожидания» – делать-то все равно больше нечего.

Валерий ДОЛЬНИКОВ.

музыка, джаз, мнение

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление