Четыре поколения защитников Отечества

Елена Павлова

В семье Зубко 23 февраля – семейный праздник. Профессию Родину защищать в этой семье выбирает уже четвертое поколение.

Причем и мальчики, и девочки. А потому собраться всем вместе за праздничным столом получается редко – кочевая военная служба разбросала родных людей по городам и весям: дочку с мужем в Плисецк «закинула», внука – в Анадырь. Но, выходя в отставку или в запас, все возвращаются в Ставрополь.

 

Братья Борис и Анатолий Зубко с отцом Николаем Иосифовичем.
Братья Борис и Анатолий Зубко с отцом Николаем Иосифовичем.

Герой Шипки и герои Великой Отечественной

А корни у этой семьи по маме – белорусские, по папе – украинские, но представители всех поколений верой и правдой стояли за землю Русскую (во времена Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации).

Сергей Ковалев с боевыми товарищами. Финская кампания.
Сергей Ковалев с боевыми товарищами. Финская кампания.

Из поколения в поколение тут передается история прапрадеда, который на Шипке воевал. Был он тогда молоденьким солдатом. И, отбивая одну из турецких атак, так засадил пику в тело неприятеля, что сбросить его не мог – вроде как даже растерялся в первые секунды. Помог солдат постарше да поопытнее. Может, и жизнь тем парню спас – в бою, особенно рукопашном, медлить нельзя... И этот бывалый солдат проникся к новобранцу каким-то отеческим чувством, учил, советовал, расспрашивал, чей он да откуда, да кто дома остался... А у парнишки на Херсонщине, где родился, уже никого из родных не было – рано сиротой остался. Так что когда после русской победы над османами многим солдатам – героям Шипки увольнение с нелегкой воинской службы было даровано, поехал он с боевым товарищем в донецкие степи, которые по Указу Екатерины Великой активно заселялись.

Вот от того солдатика и идет военная династия Зубко. Так уж получилось, что внук того самого солдата – Николай, родившийся через 40 лет после «великого стояния» на Шипке, в 24 года вынужден был забыть о полученной им мирной профессии повара и командиром танкового взвода защищать Москву. Потом он остался в армии после тяжелой контузии и закончил войну в Праге, имея в числе боевых наград два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. А служил еще долго – в Закарпатье, Германии, Днепропетровске, в запас вышел в звании подполковника. И все годы рядом была его жена Вера, которую знал с малых лет – оба выросли в Ряшовке Сталинской (теперь Донецкой области)...

Супруга Николая Иосифовича – человек сугубо гражданский, но ей на неньке Украине свой фронт пройти пришлось. В конце или сразу после войны она на учительницу выучилась и по распределению в Тернопольскую область была направлена – город Борщев. Бандитские это места были, бандеровцы в страхе всю округу держали... Не знаю, как в Донецке, а в Луганске я видела памятник учителям и врачам, направленным из Ворошиловградской (советское название) области на Западную Украину и погибшим там от рук бандеровцев в 40 – 50-х годах. Там десятки имен...

Веру эта участь чудом миновала... Хозяин, у которого квартировала, вступился. Хотя в селе поговаривали шепотом, что оба его сына в лесу. Может, поэтому его и послушал дюжий детина, который неожиданно возник на пороге комнаты Веры и резко отдернул занавеску...

Хозяин быстро заговорил: мол, да, она московитка, но она детей наших читать-считать учит, не трожь ее. И тот не тронул, слава Богу... Во-первых, в этот раз не убивать шел, а за провизией... Когда шли убивать – убивали. За время, пока Вера учительствовала в Борщеве, «лесные братья» двух учительниц повесили. В том числе и ту, которая обещала Веру с нужными людьми познакомить (со связными Ковпака), но не успела... Ну а во-вторых, скорее всего, за провизией из лесу приезжал как раз хозяйский сын. Батькиным доводам он внял – другие бы не вняли.

Так вот, только вернувшись с фронта, майор Николай Зубко отыскал свою невесту и, поняв, что ее срочно нужно вывозить из этих гиблых мест, в нарушение всех правил, рискуя попасть под трибунал, посадил Веру в служебную машину и вывез с Тернопольщины без соответствующих документов и в чужой военной форме. И возможно, тем самым спас ей жизнь.

 

Жизненная установка – быть защитником

Через год в семье Зубко родился сын Анатолий, а через два – сын Борис.

Впоследствии они оба стали военными. Старший выбрал авиацию, младший – море. К сожалению, Бориса Николаевича уже нет на свете. Капитан первого ранга Борис Зубко ушел в 2014-м – сказались физические и нервные перегрузки.

Он много сделал на флоте, выполняя задачи государственной и стратегической важности, отмечен государственными наградами. А в квартире его брата Анатолия Николаевича – на самом видном месте старые фото, где они рядом – в детстве (оба радостно прижимаются к отцу), в юности (курсантами: один – Ставропольского авиационного, другой – Севастопольского мореходного училища)...

Счастливые это были годы – когда мечты сбывались.

Выпуск Ставропольского авиаучилища 1992 года. Полковник Анатолий Зубко вручает диплом сыну Борису.
Выпуск Ставропольского авиаучилища 1992 года. Полковник Анатолий Зубко вручает диплом сыну Борису.

Анатолию Зубко посчастливилось быть в первом наборе курсантов штурманского отделения Ставропольского филиала Армавирского авиационного училища, 163-й эскадрильи, с которой начиналась история Ставропольского высшего военного училища летчиков и штурманов. Чуть больше года назад в «Вечерке» вышел большой материал о славной истории эскадрильи – в деталях, лицах и вехах. Звучали там и воспоминания полковника Зубко. Так что повторяться не буду. А вот о его удивительной семье расскажу.

Еще одно фото – молодые, красивые, влюбленные в военной форме и автомобильных шлемах.

Сергей и Анна Ковалевы. Это родители жены Анатолия Николаевича – Ларисы. Оба фронтовики. Он майор, она ефрейтор. Всю войну рядом с любимым прошла. Точнее – проездила. Сергея Ковалева – белорусского паренька из Витебской области, аккурат к моменту призыва окончившего курсы трактористов, военкомат направил в танковые войска. Парень был рад – технику очень любил. Не знал еще, что на первой же машине в бой придется вступить очень скоро. Сначала – с финнами, а через два года – с немцами. В 1944-м пришлось пересесть из танка в автомобиль. И супруге – тоже. Они оба получили назначения в Тегеран, откуда перегоняли американские машины, пришедшие к нам по ленд-лизу. Как вспоминает Анатолий Николаевич, тесть его был хорошим человеком – честным, порядочным, справедливым. Кстати, тоже дважды орденоносец. Орденами Боевого Красного Знамени и орденом Красной Звезды был награжден.

Сергей и Анна Ковалевы вместе перегоняли машины из Ирана.
Сергей и Анна Ковалевы вместе перегоняли машины из Ирана.

Конечно, когда в такой семье и на таких примерах воспитываются дети, то выбор жизненного пути у них, как правило, предопределен. Вот и сын полковника Анатолия Николаевича Зубко – подполковник Борис Анатольевич Зубко говорит, что с детства знал, что будет офицером, как отец, дядя, в честь которого ему имя дано, оба деда. Правда, деда Сергея он не помнит – тот умер, когда внуку еще и года не было.

А вот деда Николая Борис Анатольевич помнит очень хорошо – его рассказы о войне, без пафоса и надрыва. Он почти не вспоминал о боях, а больше говорил о людях – там, на войне, о бытовых каких-то деталях... А еще он был мастер золотые руки – не было вещи, которую Николай Иосифович не мог бы смастерить, переделать или починить. Кулибин был настоящий... Конечно, внуку хотелось быть похожим на него...

- Я точно знал, что буду поступать в Ставропольское авиаучилище, которое окончил в свое время мой отец. У меня полкласса – дети офицеров, в нашем доме жила чуть ли не вся отцовская эскадрилья. И, честно говоря, я даже не задумывался и не представлял, что может быть иначе. Выбор профессии был очевиден.

Борис Зубко окончил СВВАУИЛШ в 1992-м – в период распада и полураспада всего и вся. Но никогда не было мысли отказаться от воинской службы. Получил назначение на Килп-Явр Мурманской области, и семь лет отлетал в условиях Крайнего Севера. Оберегал с воздуха границу с Норвегией. Потом перевелся на Ставрополье – в Буденновский штурмовой авиаполк. Это часть постоянной боевой готовности, созданная на рубеже смен эпох и формаций. Соответственно – постоянно воюющая. Афгани-стан, Чечня, Дагестан, Южная Осетия, Сирия.

Борис Зубко с семьей.
Борис Зубко с семьей.

За пять лет (с 2001 по 2005 год), которые прослужил в этом легендарном полку, Борис Зубко шесть раз бывал в горячих командировках. Эти годы подарили настоящих друзей – таких как Сергей Кобылаш (легендарная личность, Герой России, ныне командующей дальней авиацией ВВС). Служба отзывалась в дальнейшем болью потери, которая всегда бывает неожиданной и острой – даже когда идет война. Так случилось, когда в Южной Осетии был сбит самолет Владимира Едаменко (Герой России посмертно)... Это был 2008 год, на ту пору Борис Анатольевич уже три года преподавал в Ставропольском авиаучилище, а сдавило горло от этого известия. Ведь этот парень – Вовка Едаменко – при нем пришел в полк лейтенантом, при нем становился на крыло.

У Бориса Анатольевича два сына – Максим служит в Анадыре в МЧС. А Сергея немножко подвело здоровье – медкомиссия забраковала документы в военное училище. Ну ничего – учится в СКФУ и занимается на военной кафедре. А как же – мужчина должен быть готов защитить свой дом, семью, свою землю, свою страну. И он – представитель военной династии – рад, что у 12-летних мальчишек, которым он в стенах Ставропольского президентского кадетского училища не только старший воспитатель курса, но в первую очередь старший товарищ, уже проявляется именно такая жизненная установка и мотивация – быть защитником.

День зашитника Отечества, полковник Анаталий Зубко, военная династия, история, Ставрополь, 23 февраля

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление