Читают все! Радиация любви

Лариса Ракитянская

<Бывают книги, которые почему­то не отпускают от себя. Такова «Книга о Бланш и Мари». Чтение для меня вышло трудным, потому что жанр необычен – как бы воспоминания о воспоминаниях, мемуары о мемуарах. Не знаю! Только первое знакомство с романом Пера Улова Энквиста «не захватило, не проняло»: мне показались скучными и рассуждения, и описания, и цитаты. И книгу я отложила до лучших времен. Но вдруг поняла: не отпускает!

Бланш Витман, ассистентка Мари Склодовской­Кюри, будто методами вивисекции, препарировала в своих записках не только собственную жизнь и свои любовные истории. Она давала оценки, советы и выписывала своеобразные рецепты подруге, коллеге, женщине­ученому. Имела ли она на то право? И почему Мари впустила Бланш в свою жизнь так глубоко­далеко?

На эти и другие вопросы пытается ответить Пер Улов Энквист, и, как мне кажется, сам попадает в ловушку Бланш: читая ее записки, современный человек и писатель глубоко проникает в философию молодой женщины, чье психическое (а потом и физическое!) здоровье с самого начала можно было подвергать сомнениям. Не зря же Бланш была скандально известной пациенткой и любовницей известного доктора Ж. М. Шарко, не зря провела она немало дней в парижской больнице Сальпетриер для душевнобольных!

Больше того, Бланш, как выясняется, преступница, убийца! И, видно, несет за это наказание еще при жизни: работа с урановой смолкой сделала молодую женщину глубоким инвалидом – Бланш пережила несколько ампутаций руки и ног, под конец жизни оставшись только с правой рукой и собственным торсом наедине. В передвижном деревянном ящике, который заказала для нее Мари Кюри, к тому времени и сама ставшая инвалидом с обезображенными радием и урановой рудой руками…

«Amor vincit omnia» ­ любовь побеждает все. Роман по сути – об этом. Только его автор взял на себя труднейшую задачу – «препарировать» три толстые тетради, написанные Бланш Витман. Кульминация – в центре книги. «Песнь ревности» ­ часть «Черной книги» Бланш. Но она – о Мари, которая «превратилась в ребенка», а он очень сильно ушибся и уже не в силах плакать. Это любовь «ушибла» Мари, любовь, за которой – только отступление и смерть. И Мари очень нужно было, чтобы кто­то рассказал об этом. У Бланш получилось… Или это получилось у Пера Улова Энквиста?

 



Последние новости

Все новости

Объявление