Что за штука — эта искренность?

Василий Скакун

Я сижу на десятом этаже своего временного жилья – в номере гостиницы с видом на море (в г. Варна по случаю прохождения там чемпионата Европы), по-апрельски холодным, без признаков жизни, в общем, «мертвый сезон», и вдруг ко мне на балкон прилетела и по-хозяйски уселась на перила чайка. Причем все это время (минут пятнадцать) она вела себя абсолютно независимо: ходила, зевала, почесывая клювом оперение. У нее оказались сероватые крылья и хвост с вкрапленными в них черными перьями (белое и черное – вот загадка мира). Красные лапки с перепонками для плавания, слегка закругленный и длинный нос (ну впрямь, как у меня), наверное, для удобства ныряния и ловли рыбы. Мы чайкой оказались два живых существа на этом маленьком острове жизни – оба творение Великого Замысла. Она – на одной ступени развития, я, быть может, каким-то непонятным образом (для себя) забрался на пару ступенек выше, но мы едины по своей жизненной сути. Быть может, у нее еще не в той степени, как у меня, «варят» мозги, но мои почему-то заставляют иногда задумываться о смысле бытия и вновь браться за ручку.

Все недоразумения, творимые в мире (войны, голод, страдания), и все то, что невообразимо крутится вокруг и около всей той неразберихи, именуемой человечеством, есть результат единственной причины – мы, все люди, обитающие на этой планете, не выбрали для своих жизней главный приоритет: искренность, и, как следствие, века и тысячелетия получали, получаем и наверняка еще некоторое время будем получать как лично для себя, так и для всех окружающих то, чем каждый из нас неудовлетворен, – результат своей жизни. Вся эта самая неудовлетворенность, присущая абсолютному большинству каждого из нас (как некая истина), – это и есть результат сдвига (выбора) приоритетов жизни, которые мы доверили своему уму. «Мы все знаем, что живем не так, как надо, и не так, как могли бы жить, - говорил Л.Толстой. - Вот эту мысль о том, что жизнь может и должна быть лучше, надо никогда не оставлять. Но помнить об этом надо не затем только, чтобы осуждать теперешнюю жизнь, а затем, чтобы устанавливать лучшую жизнь. Надо верить, что жизнь должна быть лучше, чем теперешняя, и жить так, чтобы она могла становиться лучше».

Почему так и что является главным препятствием на пути, чтобы возможное превратить в действительное? Ум – такая штука, которой невозможно угодить. Ум недоволен абсолютно всеми, ум постоянно выискивает для себя врагов и придумывает способы к их наказанию (хотя бы в уме). И подобные действия ума не знают границ. Он даже во время сна боится нас оставить один на один с самим собой (то есть с нашим сердцем или душой). Он и там (во сне) постоянно хулиганит, заставляя нас переживать сообразно его невероятным умыслам. Мы же, не ведая, что все наше бытие представлено (и тебе, и мне) неким постоянным выбором средств и методов воздействия на нашу жизнь, смиренно сдались нашему усердному сверх меры уму. «Однако, видя белое, помни о черном – вот идеал для всей Поднебесной», - говорили китайские мудрецы древности. В результате (не помня этого) мы и пожинаем плоды его абсолютно лишенного какой-либо логики влияния, влезая то в одно, то в другое болото. (Попробуй возрази, я с удовольствием тебя послушаю.)

Поиск границ и тайн возможного – эти присущие черты (некоего Замысла) вложены в человечество, но воплощение их в жизнь почему-то всегда доверяется не очень простым людям (или, как говорится, не каждому смертному). Почему бы так? Чем мы с тобой хуже Эйнштейнов и Ломоносовых, ведь у них, если не изменяет память, было тоже всего по одной голове. Помните, один умник все удивлялся: как это так, столько яблок падало на головы всех и разных, и только после падения на голову Ньютона он догадался о наличии земного притяжения. Быть может, это было слишком большое яблоко или упало на нужную голову в нужное время? А сколько их еще упадет на наши головы, и что же? Все дело в том, что все то, что они сумели открыть (вернее, просто заглянуть в слегка приоткрытую форточку невообразимого Всего и Вся), отбросив в сторону ум – просто отказавшись от его услуг, то есть став искренним с самим собой. («Делая взгляд свой пустым и открытым, я проникаю к нездешним пределам. В сердце, храня бессловесный покой, я открываю нездешние виды». Лао Цзы.)

Люди мало знают оттого, что они стремятся познать или то, что не дано их пониманию, недоступно им: Бог, вечность, дух; или то, о чем не стоит думать: о том, как замерзает вода, превращаясь в лед, о теории чисел, о том, какие бактерии, в какой болезни и т.д. Путь истинного знания один: знать нужно только то, как жить. И в этой связи несколько наставлений древности: «Стремясь к богатству, чинам и почестям, ты сам навлекаешь беду на себя», «Ты можешь заполнить весь дом золотом и драгоценностями, но не сможешь их уберечь», «Чтобы в народе не было воров, не нужно дорогие вещи ставить превыше всего», «Страшно, истинно страшно сребролюбие, оно закрывает глаза и уши, делает нас свирепее зверя, не позволяет думать ни о совести, ни о дружбе, ни об общении, ни о спасении собственной души, но, зараз лишив всего, делает людей своими рабами. И что всего хуже в том горьком рабстве – заставляет людей услаждаться своим рабством, так что, чем больше предаются ему люди, тем больше увеличивается их удовольствие. Оттого-то преимущественно эта болезнь и бывает неизлечимой, оттого-то и неукротим этот зверь» (Иоанн Златоуст.) И все это опять-таки проделки, переходящие в пороки, нашего ума.

Почему же всех остальных так прельщает богатство других и почему все так стремятся (правдами, а чаще неправдами) влезть в эту кабалу страстей? Все тот же ум, завидуя, неистребимо хочет владеть всем и вся, а все, что связано с этим (негативом), он просто не хочет знать. Мудрые поучали: «Чтобы сделать чистым сердце людей, нужно отвратить свой взор от того, что порождает неуемную страсть». «Познай самого себя – есть основное правило, - говорил Джон Рёскин. - Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя, только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами, старайтесь думать о своих интересах, как о чем-то второстепенном, преклоняйтесь перед достоинством других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного».

Не сокрушайся, дружище, глядя в зеркало и не находя там былых отблесков молодости и величия (это тоже просто Замысел (закон) нашего бытия), и сожалей только об одном – так много времени упущено на познание основ жизни, которыми ты не воспользовался. Для времени, как и для молодости, неведомы (быть может, пока) Законы возврата, ведь некому заглянуть в ту самую форточку, где Все и Вся. А я завтра на балкон положу немного кусочков хлеба и сыра, и, быть может, та самая чайка еще раз заглянет ко мне «на огонек», и мы вместе продолжим думы о смысле жизни.

И что интересно, на завтра, как только я разложил на перилах кусочки сыра и хлеба, она, та же самая чайка (с черным хвостом), тут же прилетела и в первую очередь расправилась с сыром, а затем, нехотя, принялась и за хлеб, выклевывая мякиш.

Она, чайка, почему-то не боялась меня, естественно, видя через стекло человека. Я, пытаясь не спугнуть гостью, сидел тихо, не шевелясь, желая узнать, зачем прилетела. И я понял, что она верит и доверяет мне, хотя и не знает, кто я и что у меня на уме. Быть может, в подобной искренности-то и есть весь вопрос жизни.

Болгария, г. Варна. 20.04.2010.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление