Чтобы история не наказывала за незнание уроков

.

Накануне Дня России, сравнительного молодого для нашей страны праздника, есть повод вспомнить выдающихся людей прошлого, чья деятельность, героические поступки нашли отражение в истории, события, которые непосредственным образом повлияли на жизнь нынешних поколений. А так ли хорошо мы знаем историю своей страны?..

Александр Гололобов

Должно быть, неслучайно в недавнем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин выразил свою озабоченность тем, что происходит: «Открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Всё что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое»...

В 90-е годы XX века, названные уже и в официальной терминологии «лихими», в Россию, и в особенности в её образовательную сферу, хлынул поток либеральных нововведений, напрямую заимствованных с Запада. Их целью ни много ни мало было изменить миропонимание нашего народа. Все усилия так называемых креативных учёных были направлены, прежде всего, на перековку сознания подрастающего поколения. Появилось множество учебников по истории, где наша страна, её история представлялись только в негативном свете, что зачастую способствовало формированию у молодого поколения негативного представления о прошлом страны. Как будто не было у нас великих побед, подвигов и тех, кто их совершил: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова и многих других выдающихся личностей.

Сейчас ситуация постепенно стала меняться, но преклонение перед Западом и сегодня пытаются насаждать некоторые его адепты. Засилье иностранных терминов, мелочная регламентация всего и вся, превращение учителя из собеседника и мудрого наставника в человека, который «предоставляет услуги», низкий социальный статус педагога и его скромная заработная плата, бездумное тестирование, погоня за мнимыми результатами, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в ущерб другим предметам и тому подобное неизменно разрушает образовательную среду.

Что же касается цифровизации нашего общества, то хочется надеяться, что это не обернётся очередной «кукурузной кампанией», как во времена Н.С. Хрущева. Цифровые платформы необходимы в образовательном процессе, но сами по себе они не являются плохими или хорошими средствами обучения - плохими или хорошими делаем их мы. Они могут служить удобным подспорьем и использоваться по мере надобности, но они никогда не заменят живого общения учителя и ученика и воспитания на примере личного образа учителя.

Современные «реформы» ставят навыки выше знаний. Мол, знания быстро устаревают, а навыки остаются. Но навыки и стандарты без мировоззрения и смыслов превращают человека из творца в функцию. В Древнем Риме навыкам обучали раба, действиями которого управлял хозяин. Идеология постмодернизма уничтожает любые ценности и авторитеты, и вот, черное становится белым, а зло – добром. Этому необходимо противостоять, если мы хотим сформировать и сохранить у молодого поколения ответственное отношение к собственной жизни и к жизни других членов общества. Это и есть залог сохранения нашей страны, ее целостности и независимости. И не «успешные» эгоисты, а честные труженики, бескорыстные подвижники и герои, готовые пожертвовать всем ради ближних своих, способны возродить Великую Россию.

История для человека – это, прежде всего, история его семьи, посёлка, города, края, страны. Необходимо уделять достаточное количество времени для изучения исторических дисциплин. На уроках истории важно дать обучающимся не только компетенции, а конкретные факты, даты, имена, чтобы на историческом примере воспитать человека–гражданина, патриота России. Необходимо преподнести историю так, чтобы у школьников и студентов появилось желание самим найти дополнительную информацию, расширить знания, сформировать самостоятельную точку зрения, сделать выводы. История, литература, русский язык - это целеполагающие системообразующие предметы в формировании гуманистической личности. Учебной информации гуманитарного блока дисциплин не бывает много, однако в настоящее время существует тенденция к сокращению учебных часов по родному языку, истории, литературе. Такая ситуация может привести не только к пробелам в знаниях, но и к более пагубным последствиям.

По-прежнему актуальны слова знаменитого российского историка Василия Осиповича Ключевского, который говорил, что история ничему не учит, «а только наказывает за незнание уроков».

Знание прошлого нашей Родины, пропитанного героизмом, самоотверженностью, находчивостью и преданностью сынов и дочерей своему Отечеству, никогда не будет лишним или бесполезным. Реальные, героические истории людей были и будут актуальными во все времена. Передать знания о них ученикам - государственная задача учителя.

Известен пример, когда во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, секретарь Хабаровского крайкома ВКП(б) Геннадий Борков, получив сигнал с мест от школьных учителей, написал письмо, адресованное ЦК Компартии, а также лично И. Сталину и Г. Маленкову. В письме говорилось о том, что ученики плохо знают историю. Так, семиклассники получили задание подготовить во время урока изложение на тему «Куликовская битва» по отрывку из повести С. Бородина «Дмитрий Донской». И вот результат: фразу Дмитрия Донского: «Братья, двинемся вкупе» многие ученики поняли и написали следующим образом: «Дмитрий собрал войско в купе». Описание знамени, «на котором был вышит золотом образ святого Спаса» один ученик понял так: «Поехал под знамя, на котором был вышит золотом образ святого Спаски». Подобное можно прочесть и сегодня. Вот ещё несколько цитат: «отдел» вместо «надел», «воиводы» вместо «воеводы», «Дмитрий Донской снял свои «достоинства» вместо «доспехи». В суровые годы войны письмо секретаря Г. Боркова нашло понимание в аппарате ЦК. Были увеличены часы учебного времени, отведенные для изучения истории. Так, обосновывая этот шаг, завотделом школ ЦК ВКП(б) Н. Яковлев в записке А. Жданову отмечал: «Времени на изучение истории в учебном плане средней школы отводится меньше, чем отводилось на него в гимназии, а между тем в нашей школе объём знаний предполагается больший, так как изучается история почти половины XX века».

В январе 1944 года в Наркомпросе РСФСР прошло Всероссийское совещание по вопросам преподавания истории в средней школе с выступлениями видных ученых-историков и учителей, звучали слова об основополагающей роли этой науки в воспитании достойных граждан и героев – защитников своего Отечества, что ярко проявляется на полях сражений Великой Отечественной войны: «…будущие школьные учебники по истории должны прежде всего акцентировать внимание юных граждан страны на эстафете подвигов предков: от былинных богатырей и дружин князя Святослава до идущей войны с фашизмом».

Тогда, в тяжелое для страны время, школьная реформа проводилась с учётом дореволюционного педагогического опыта: из старого брали всё лучшее, считая, что учёба должна быть интересной и посильной работой, а не наказанием или развлечением. Поэтому и в наше время крайне важно, чтобы учебники и учебные пособия разрабатывались компетентными, высококвалифицированными педагогами-практиками, а реформы проводились с учетом лучших традиций российского и советского образования, положительного опыта зарубежных стран.

Сергей НОВИКОВ,
почетный работник среднего профессионального
образования РФ,

Марина ЛИФИНЦЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватели истории Ставропольского
строительного техникума.

Фото из архива газеты «Вечерний Ставрополь».

Великая Отечественная война, Послание Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации Владимир Путин, цифровизация, День России

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости