Декабрьское сочинение: направлений больше не будет

Лариса Ракитянская

Все меньше времени остается до итогового сочинения, которое является для выпускников допуском к государственной итоговой аттестации.

В первую среду декабря, 7-го числа, станут известны темы. Но уже давно 11-классники знают, что в 2022/2023 учебном году это испытание претерпело существенное изменение: отменены направления. А вот порядок и процедура проведения итогового сочинения остались прежними. Сегодня «Вечерка» предлагает своим читателям аналитический материал своего корреспондента на эту тему.

 

Восемь «сезонов» по пять направлений

Давайте вспомним, что с 2014/2015 учебного года выпускники школ задолго до сдачи ЕГЭ по русскому языку (как правило, в начале декабря) писали особое сочинение. Оно служило допуском к главному экзамену и оценивалось по системе «зачет/незачет». Но организовано это испытание было довольно сложно – в том смысле, что сначала назывались пять направлений, а уже в день экзамена – сами темы. Другими словами, выпускники готовились, имея перед глазами лишь обобщенную тематику. Приведу примеры.

В 2014/2015 учебном году все пять направлений итогового сочинения были связаны с 200-летним юбилеем М. Ю. Лермонтова, и направления были такие: «Недаром помнит вся Россия…», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?».

В 2015/2016 – направления назывались так: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь и... Литература» и «Год литературы».

В 2016/2017 – «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

В 2017/2018 – «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

В 2019/2020 – «Война и мир» (к 150-летию великой книги), «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».

В 2020/2021 учебном году направления вновь «перекликались» с прошлыми годами: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

2021/2022 учебный год предложил выпускникам поразмышлять над следующими направлениями: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (дорога реальная, воображаемая, книжная), «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные), «Преступление и наказание – вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние), «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника), «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Если вы заметили, в самих названиях направлений присутствует некоторая универсальность – в любом случае речь идет о литературе, о человечности и человеке.

 

Девятый «сезон» итогового сочинения: нравственность, семья, Отечество, культура и природа

Вечные темы сохранились и в девятом (2022/2023 учебный год) «сезоне» итогового сочинения. Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения изменили лишь подход к составлению комплектов тем: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. Другими словами, в 2022/2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

Самое главное в этом решении – направлений итогового сочинения больше не будет. Это облегчает и усложняет задачу выпускника. С одной стороны, он должен накопить свои сочинения по трем (а не по пяти!) направлениям. С другой – расширяется «литературная основа», то есть в сочинении можно опираться на более широкий круг прочитанных в школе произведений.

ФИПИ опубликовал структуру и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

Итак, разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения теперь выглядят так:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

 

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

 

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

В первом разделе – «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» темы будут касаться нравственного выбора, рассуждений о сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности. Предполагается также, что темы внутри этого раздела будут касаться размышлений о смысле жизни, гуманных и антигуманных поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести. Конечно, может зайти речь об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе. Вероятно, темы этого раздела заставят выпускников обратиться к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Второй раздел – «Семья, общество, Отечество в жизни человека» – насыщен темами, которые связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи, на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека. Вероятно, они будут касаться вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической правды, выпускникам порассуждать и поразмыслить над понятиями славы и бесславия, личного и общественного, подумать о своём вкладе в общественный прогресс.

Предполагаются также рассуждения об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

«Природа и культура в жизни человека» – так называется третий раздел итогового сочинения. Темы его связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии. Ребятам предстоит порассуждать об искусстве и науке, о феномене таланта, о ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки. А еще эти темы могут касаться миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами). Значит, будут внутри этого раздела и темы, которые позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей. Конечно, в сочинениях на темы последнего раздела ребятам предстоит задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Остается добавить к сказанному, что каждый комплект будет состоять из шести тем – по две темы из каждого раздела банка. Вот и примеры: первый раздел: «Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?» и «Что вы вкладываете в понятие «счастье»?». По второму разделу примерные темы: «В чём может проявляться любовь к Отечеству?» и «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?».

В третьем разделе пока предложена одна тема, и она звучит так: «Чему человек может научиться у природы?».

Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.

http://golovanovka2013.ucoz.ru/2/novosti/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-2022-godu-temy.jpg

темы итогового сочинения, итоговое сочинение, ЕГЭ по русскому языку, школа, Образование

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Ростелеком