Дело о кровной мести

Валерий Манин
Иногда жизнь подбрасывает довольно сложные сюжеты. Недавно, перебирая в архиве краевого суда копии приговоров, нашла я весьма любопытный документ. И не важно, что срок давности у него приличный, главное здесь - уникальность всего дела. Дела о кровной мести. Добавлю лишь, что такие дела практически никогда не доходят до суда, потому заседание, проходившее в здании Ставропольского краевого суда, можно считать эксклюзивным.

Итак, главное событие, изменившее судьбу семьи Алиевых, произошло 12 лет назад. Тогда некий гражданин Ахаев убил главу семьи Алиевых, Абуали. Он совершил акт кровной мести, много лет раздиравшей семьи Ахаевых и Алиевых, проживавших в Шалинском районе Чечни. Сыну Абуали Ахмату было тогда 22 года, и по чеченским законам он должен был ответить на вызов. Но парень рос, на удивление, мирным, и все вопросы, возникавшие в семье, предпочитал решать дипломатическими путями. Да и воевать было особо некогда, нужно было поддерживать осиротевшую семью. Только мучила мысль, что отец погиб в священный день – последний день Рамадана, когда принято поздравлять и одаривать соседей… Ахмат в тот день уехал к бабушке, а когда вернулся, то увидел хмурых людей у ворот и маму в черном платке, рыдающую в дальней комнате.

Отца расстреляли в упор из автомата, и люди, готовившее тело к погребению, насчитали на теле убитого 28 пулевых ранений.

После похорон отца Ахмат замкнулся в себе, и многие односельчане, старейшины понимали: нужно что-то делать, пока кровь не пролилась снова. После долгих переговоров между воюющими родами было достигнуто перемирие. К тому времени в Чечне вовсю бушевала война, вырастало целое поколение молодых людей, считавших пистолет последним аргументом в спорах. Кровная месть между родами и семьями вспыхивала так часто, что в большинстве случаев старейшины не успевали их мирить, а в ряде случаев сами «парламентеры» становились жертвами одичавшего оружия. Но Ахаевых и Алиевых вроде удалось примирить в 1996 году. Мир, правда, был весьма шатким и условным. Ваха Ахаев считал, что отомстил отцу Ахмата Алиева за убийство брата, погибшего от ружейного выстрела еще в 1991 году. А теперь открыто говорил, что Ахмат трус, и отомстить уже не сможет. Кто знает, что было на душе Ахмата, но в доме у него было трое детей, жена, отсутствие работы и желание во что бы то ни стало вырастить своих детей и вытолкнуть их из хаоса, в который волею небес, преступников и политиков была ввергнута его родина. В общем, крепился, слушая, как часто и громко называют его трусом и мужчиной в юбке. Избежать конфликтов было очень трудно: убийца отца Ахмата жил в том же селе и частенько проезжал мимо его дома, не забывая при этом громко высказаться в адрес семьи.

Больше всего от этого страдала мать Ахмата, с ужасом ожидавшая, когда же в душе сына разожмется пружина, и случится непоправимое. Сын же старался не терять самообладания до тех пор, пока в его огород не полетели гранаты. Да еще и односельчане стали покачивать головами, наблюдая, как все ниже и ниже склоняет голову тот, кто не может отомстить. Случалось, что матерные слова летели не только в Ахмата, но и в адрес его матери. К тому времени мать уже знала, что сын обзавелся пистолетом. «Сын, отнеси его в милицию! Прошу тебя, не делай греха, или эта война никогда не закончится! Послушайся старейшин, они ведь договорились…».

Сын слушал и однажды все-таки решился отнести пистолет и сдать властям или попросту выбросить, чтобы не попасться в «зачистке». «Зачистки» в селе проводились с завидной регулярностью, и многие знали, что за хранение оружия можно нарваться на конфликт с законом, который, казалось тогда, начал возвращаться в районы и села Чечни.

26 января 2001 года, примерно в полдень, по соседству с домом Ахмата проходили похороны. Мужчины молились у тела Касима, соседа и друга Ахмата. Там же был и Ваха Ахаев. При виде входящего во двор Ахмата он вдруг тихо засмеялся и при всех односельчанах завел давнюю песню: «Ты разве мужчина? Да ты же не способен комара прихлопнуть, не то что отомстить мужчине-кровнику!». Ахмат молча повернулся и ушел домой. А потом вернулся и грязные ругательства вновь полетели ему в лицо.

И вот тут случилось то, что должно было случиться давно. Потом на следствии Ахмат говорил: «Все перед глазами поплыло. Вспомнил отца, вспомнил обиды, гранаты, брошенные в мой двор, вспомнил мать, плачущую втихомолку». Что было дальше? Все как в тумане. Ахмат достал из кармана пистолет, который много раз обещал выкинуть или сдать в милицию, и прогремели выстрелы. Присутствующие на похоронах соседи присели от неожиданности, а потом бросились на обеспамятевшего мужчину с побелевшим лицом. Он забился было в судорогах, а потом затих. Сам Ахмат так и не вспомнил, как и когда же он стрелял. Он не помнил, как ушел домой. Не понял, что за ним пришли сотрудники милиции.

Кстати сказать, когда следствие по делу Ахмата Алиева завершилось, практически никто из свидетелей не смог или не пожелал прибыть на судебные заседания. Процесс проходил в Ставрополе. А государственный обвинитель отказался от обвинения подсудимого по статье 105 ч. 2 (убийство) и переквалифицировать его действия по статье 107 ч. 1 (убийство в состоянии аффекта). Проанализировав все доказательства по делу, судебная коллегия согласилась с позицией обвинения. Проведенная судебно-психологическая экспертиза установила, что подсудимый Алиев в момент убийства находился в «состоянии физиологического аффекта». При назначении наказания подсудимому судебная коллегия учла характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Суд учел то, что подсудимый всеми без исключения характеризуется как положительный и спокойный человек, воспитывающий детей, много работающий. И вынес приговор: назначить наказание в виде лишения свободы на один год и один месяц лишения свободы. Подсудимый к тому времени уже отбыл наказание, пребывая под стражей со дня убийства, и был освобожден в зале суда.

Анна Мелехова.

P. S. Все имена действующих лиц изменены. Между враждующими родами достигнуто примирение, и представители потерпевшей стороны претензий больше не имеют…



Последние новости

Все новости

Объявление