Дети, которых «недолюбило» государство

Наталья Тарновская
В Ставрополе создана и работает общественная организация «Дети войны»
 
Несли тяготы наравне со взрослыми

Ее активисты были приглашены на заседание «круглого стола», которое прошло в Государственной Думе Ставропольского края. Вел его председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Евгений Болховитин.

Те, кто был детьми во время войны, сейчас уже пенсионеры. Даже родившимся перед самой Победой уже за 60. А подросткам военной поры, работавшим у станков или в поле, — далеко за 70. Они вместе со взрослыми ковали победу в тылу, а потом восстанавливали разрушенную и разоренную страну.

Сейчас многие из них живут за чертой бедности. Эти люди в современной России оказались социально не защищены, но право отстаивать свои интересы у них есть. Общественной организации это сделать легче, чем отдельному человеку. К сожалению, в Российской Федерации законодательно не обозначено, кто относится к этой категории. Одни определяют принадлежность к детям войны исключительно по возрастному признаку (от 1927 до 1945 годов рождения). Тогда детей войны в России — порядка 30 миллионов (в Ставропольском крае — 330 тысяч человек).

Другие считают, что в категорию «Дети войны» нужно включить только тех, чьи родители погибли на фронтах Великой
Отечественной или умерли от ран. При применении такого «ограничительного принципа» количество сокращается более чем в десять раз.

Навсегда в памяти

Сегодня в городской организации «Дети войны»- более тысячи человек. Ее председатель Нелли Ивановна Трутнева говорит, что люди объединились не только для того, чтобы отстаивать социальные интересы и гарантии. Они готовы принять участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, продолжать традиции ветеранских организаций.

К слову сказать, на Украине с 2006 года принят закон о социальной поддержке детей войны. Там они имеют право на бесплатный проезд во всех видах городского транспорта, у них на 30 процентов повышены пенсии (от минимальной пенсии по возрасту), есть другие льготы. А чем мы хуже?

Вспоминаю, когда в Ставрополь вошли немцы, наша семья не смогла эвакуироваться, так как больная бабушка пластом лежала на печке. Немцы грабили население, заходили и к нам, забрали кур, еще что-то. Когда немцев выгнали из города, я и мои друзья пришли в школу № 25. Она не отапливалась, чернила замерзали в чернильницах. Помню, как у моей подруги во время урока случился голодный обморок. Мы писали на газетах, учили уроки при коптилках, ходили в лес за хворостом, чтобы протопить печку. Да разве обо всем расскажешь?

Бурное собрание

<

Есть что вспомнить людям моего поколения. Поэтому, когда состоялось отчетное собрание Ставропольской городской общественной организации «Дети войны», помещение едва-едва смогло вместить всех желающих из разных районов нашего края. Речь шла о многочисленных проблемах, которые нужно решать.

Организация добилась, что ей выделили помещение в здании Октябрьской администрации. Но — только на четыре часа в неделю, в среду, с 9 до 13 часов. Там дежурят по очереди члены Совета и записывают желающих вступить в ряды организации. Необходимо представить копии документов — паспорта, свидетельства о рождении, справки о том, кто из родителей погиб или пропал без вести или умер от ран во время Великой Отечественной войны. Активисты организации ведут переписку с администрацией Президента России, с местными органами власти.

Мы должны передать своим внукам и правнукам память о погибших и умерших от ран во время войны, о том, как это страшно, когда война лишает детей детства. Речь шла о том, что нам необходимо рабочее помещение, где можно проводить собрания, нужна оргтехника, необходимо финансирование, так как вся работа ведется только на общественных началах.

А основной мыслью было то, что детей войны «недолюбило государство», оно недодало им то, что должны были дать погибшие ради Отечества отцы и матери. Одиночество, дома, требующие ремонта, проблемы с лекарствами, постоянное повышение цен — жизненный уровень пенсионеров очень низок.

Собрание проходило бурно, было задано много вопросов, к председателю подходили гости из Пятигорска, Кисловодска, просили конкретной помощи в создании организаций «Дети войны» в регионе. Люди убеждены: надо добиваться улучшения материального положения тех, кто стал жертвой тяжелых событий истории и кто достоин спокойной и обеспеченной старости.

Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление