Детсад идет ... в школу

Лариса Ракитянская

Детсад идет ... в школу

Во всей стране наболела проблема мест в детских садах: то тут то там родители дошколят пикетируют органы образования, обращаются в суд, в прокуратуру с одним требованием: дайте моему ребенку возможность получить полноценное дошкольное образование, присмотр и уход.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию-2010 Д. Медведев на эту тему высказался однозначно: во всех регионах настала пора реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов или предоставить под них соответствующие помещения. Глава государства потребовал поддержать вариативные формы дошкольного образования, а для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Задачи просты. Но когда с ними сталкиваешься на практике, становится очевидным: дело это болезненное, порой требующее твердых решений.

Ставрополь тоже столкнулся с такой необходимостью: уже с 2011 года три дошкольных образовательных учреждения-54-е, 58-е и 73-е — будут перепрофилированы под обычные детские сады. В результате город получит дополнительно 300 мест.

Места в детсадах городу нужны сегодня!

Вот что рассказывает журналисту «Вечерки» руководитель управления образования администрации г. Ставрополя Константин Корякин:

- Вы знаете, что в нашем городе сейчас функционирует 61 дошкольное образовательное учреждение (из них 59 муниципальных и два - ведомственных). В них воспитываются свыше 14 тысяч малышей. Но наши сады рассчитаны только на 11008 мест (укомплектованность составляет 130 процентов). Налицо — переполненность, «перезагрузка». Отсюда — очередь: на регистрационном учете (по данным на 1 июня) состоит 13952 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет. Из них 8659 — в возрасте от 2 до 6 лет нуждаются в дошкольном образовании. В этом году мы взяли в детские сады 2904 ребенка, в том числе по льготам - 1468. При такой арифметике и 300 мест для города Ставрополя — серьезное подспорье!

- Константин Иванович, но для детей, которые посещают школу-детский сад, уйти сразу в школу - трудная проблема.

- Не думаю. Ребенок в возрасте от шести до девяти лет и психологически, и физиологически готов переносить школьные нагрузки.

Другой вопрос, что режим школы-детского сада более всего удобен родителям: отвели они свое чадо к 7 часам, и в 19 забрали. Условия хорошие: и медсестра присмотрит, ребенка и накормят, и причешут, и погуляют с ним. Малыш поспит днем.

Еще в 2008 году я, будучи депутатом Ставропольской городской Думы, этот вопрос подробно изучал, и уже тогда было предложение о перепрофилировании школьных классов в детских садах. Но тогда все же проблема мест в дошкольных учреждениях столь остро в городе не стояла. А сейчас напряженность заметно возросла, и причина тому — рост рождаемости. Ко мне на прием с 21 июня пришли более 300 человек! После этого и было принято главой администрации города решение о перепрофилировании.

- А как к этому отнеслись в ДОУ?

- Сначала - негативно и категорично. Причем не только педагоги, но и родители. Их главный аргумент: дайте детям закончить начальную школу в привычных условиях и сделайте переход в обычную школу постепенным. Но места в детсадах городу нужны сегодня, сейчас!

Детсад идет ... в школу

- Куда пойдут эти детишки?

- В школы! Я провел уже два собрания –в 54-м и 58-м садах. Родителям предложено отдавать детей в любые школы - куда они сами пожелают. Тут управление образования окажет им максимальное содействие — именно такое поручение я получил от главы администрации города Игоря Бестужего: корректно, мягко и внимательно осуществить этот переход, учесть пожелания каждого родителя, но при этом проявить твердость.

- Константин Иванович, решать проблему дефицита мест в детских садах город должен не только радикальными мерами?

- Конечно. И все же жители Ставрополя, наверное, уже знают: недавно прокуратура Ленинского района обратилась в суд с иском к управлению образования: нам предписано 3500 детей определить в ДОУ. Выполнить это мы можем лишь поэтапно: у нас появился детсад в 204-м квартале, пристройка к 14-му саду, к концу года - пристройка к 75-му. В военном городке будет сад на 250 мест, появится пристройка в этом году к 51-му детсаду. За счет этого город получает примерно 850 мест.

- Коснутся ли перемены групп предшкольной подготовки, которые созданы в прошлые годы в некоторых школах города?

- Нет, эти группы трогать не собираемся, тем более что с 1 сентября начальная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, а они требуют школы полного дня. Добавлю к сказанному, что сейчас мы в управлении образования готовим новую программу развития Ставрополя до 2015 года. При этом знаем, что наиболее остро стоит проблема с местами в детских садах в Юго-Западном и Северо-Западном микрорайонах - в 373-м, 525-м, 526-м, 528-м и 530-м кварталах. Программа эта предусматривает строительство школы в 204-м квартале и на Чапаевке, а также - в Юго-Западном микрорайоне. А вообще, чтобы закрыть вопрос с местами в детских садах, городу нужно построить 20 новых.

Начальная школа в детском саду — сегодня роскошь для Ставрополя!

Словом, наш разговор с руководителем управления образования администрации г. Ставрополя К. Корякиным убедил меня: сегодня для Ставрополя начальная школа-детский сад — непозволительная роскошь. В начале 90-х годов, когда такой вариант образования только появился, он был действительно востребован. Да и, если честно, Ставрополь просто мог себе это позволить. Но уже тогда к начальной школе в детском саду многие специалисты от образования относились весьма скептически: я хорошо помню, что и у меня была мысль отдать своего сына на такой вариант обучения. Но меня убедили: ребенок, привыкший к детсадовскому режиму даже в начальной школе, будет труднее адаптироваться в обычной. Да и малыш окажется лишенным прекрасных переживаний, связанных с подготовкой к школе, первым звонком, знакомством с классом и особым чувством «взрослости», причастности к «большой школе»...

Сколько стоят перемены?

Конечно, любые перемены в обществе воспринимаются неоднозначно.

Руководители детсадов в минувший вторник встретились с К. Корякиным. Их доводы «против» перепрофилирования звучали довольно остро: возглавляемым ими учреждениям теперь предстоит менять статус. Потребуется и хозяйственная работа — перепланировка бывших классов в детсадовские группы. А это — затраты. К примеру, в одном из детсадов подсчитали: купить кроватки, горшки, продать парты или сдать, купить ростовую мебель, сделать перегородки (хотя бы из гипсокартона) для игровых зон и спален, переоборудовать раздаточные и туалеты - все это и другие «мелочи» при самых скромных подсчетах обойдутся в сумму до 3 млн 500 тысяч рублей. Умножим на три сада, в которых по четыре класса — получилось аж 42 млн рублей. Это, считай, треть затрат на строительство одного нового сада! Мол, стоит ли игра свеч? Прибавьте к этому зарплату персонала, ведь если раньше в начальной школе работал один учитель начальной школы, то теперь нужен будет воспитатель и помощник воспитателя. Говорили и о заслугах детсадов, где до сих пор была и начальная школа...

На все это в управлении образования отвечают: мы тоже считали деньги. Администрация города готова нести определенные затраты, но они, конечно же, не такие огромные. Константин Корякин заверил: к 1 сентября все детсадовские группы будут подготовлены согласно СанПИНам и примут детей.

А что касается кадров, то и эта проблема решаема, учитывая, что в Ставрополе сегодня ощущается нехватка учителей начальных классов. Многим из тех, кто работал в детсадах, уже предложено перейти на работу в любую школу (при желании — вместе со своим классом). Так, кстати, уже и сделано в 58-м саду: 4-й класс вместе с учителем переходит в 22-ю школу, а 3-й класс здесь даже не будет сформирован — родители готовы уйти в другие учебные заведения...

«Тихое смирение» и протесты

Чтобы понять, как восприняли перемены мамы и папы, мы задали этот вопрос и им. Мнения разделились на две группы: «тихое смирение» и откровенные протесты.

Вот что рассказала мне Наталья Дмитриевна Бабыкина:

- Моя дочь Маша в этом году закончила первый класс в начальной школе-детском саду № 58. Идти во второй класс мы не хотим ни в какую школу. Я — одинокая мама, работаю целый день. У меня есть пожилой отец, который не в состоянии забирать внучку из школы и водить ее туда. А здесь меня все устраивает — и образование, и воспитание. До 18 часов мой ребенок присмотрен, накормлен, уроки выполнены. Девочка посещает кружки с символической оплатой, а некоторые — и вовсе бесплатно. Ни одна школа мне не может предложить ни массаж, ни УФО, а Маша состоит на учете у невропатолога. Да и сами дети не хотят уходить. Мне Маша не раз говорила: мне тут хорошо, меня последнюю забирай. Мы еще не забрали документы и не станем этого делать до последнего. Потому что надеемся, что в городской администрации нас услышат. Мы считаем, что 300 наших детей не решат проблему всего города с местами в детсадах.

А вот Анна Николаевна Корпий, как только узнала новость, сразу же забрала документы своего ребенка:

- Признаюсь: я воспользовалась ситуацией, понимая, что моему сыну Ване рано или поздно придется идти в обычную школу. А тут такая возможность — попасть в 24-ю гимназию, которая и рядышком с нашим домом, и по образовательным программам меня устраивает! Я знаю, что из нашего класса уже несколько родителей приняли решение отдать своих детей именно в 24-ю гимназию. Главное, сыну нравится — там уже учатся его друзья...

По зернышку да по сусекам...

Вот родители обижаются: почему, мол, именно за счет наших 300 детей в Ставрополе решили победить дефицит мест в детских садах? На этот вопрос тоже есть ответ: не только! Сейчас заведующие дошкольными учреждениями сами активно ищут внутренние резервы, буквально скребут по сусекам. Заведующая МОУ ЦРР детского сада с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 164 Наталья Григорьевна Быкова рассказала мне, как она недавно вместе с зам. директора по УВР, по АХЧ прошла по своему саду, заглянув, что называется, во все уголки и закутки. Довольно большое помещение — бывший физиотерапевтический кабинет - не то чтобы пустовало, его использовали для игровых и «отдыхательных» целей. Но, подумав, подсчитав все возможности, решили: здесь можно разместить еще одну группу для ребятишек с двух до трех лет — на 20 человек. Наталья Григорьевна надеется, что средства на это будут изысканы уже в самое ближайшее время. (К. Корякин в телефонном разговоре с автором этих строк подтвердил: даем «добро!» и добавил, что в 39-м детском саду тоже готовы открыть дополнительно еще одну группу. — Л. Р.).

Согласна с мнением Н. Г. Быковой и Юлия Петровна Долгополова, руководитель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» № 58 г. Ставрополя:

- Появление в городе такой формы образования, как начальная школа-детский сад связано с кризисом 90-х годов, когда страна была в демографической яме — сады пустовали, и создавались места для начальной школы. Это было верно именно в тот момент. А сейчас рождаемость увеличилась, потребность в дошкольном образовании возросла. Мы, руководители таких учреждений, четко понимаем позицию администрации города: народившейся малышне надо предоставить возможность воспитания в детском саду. И пусть 300 мест — это капля в море, но они должны быть отданы нуждающимся. Да, нам трудно убеждать родителей, так как их дети учатся в действительно комфортных условиях. Но мы говорим им: в этом случае вы делаете нравственный выбор, а не подчиняетесь чьей-то злой воле...

Решение трудное, но оно обжалованию не подлежит

Я побеседовала с несколькими родителями. Слышала и жесткую критику, и «смиренных молчунов». Последние забрали документы своих детей, уже передав их в школы. Они рассудили так: городу помогать надо, да и в обычную школу рано или поздно их чадам все равно идти придется.

Константин Корякин об этом и говорил на родительских собраниях:

- Мамы и папы должны понимать: мы закон и Конституцию РФ не нарушаем - у нас дошкольное образование не является обязательным, оно считается муниципальной услугой. А вот основное общее образование как раз обязательно, и с этой точки зрения перевод детей из начальной школы-детского сада в школу обычную как раз ставит все на букву закона. Никто не отрицает заслуг детсадов, где велось начальное школьное образование. И город не только за их счет решает проблему с дефицитом мест. Поэтому люди должны понимать: решение принято трудное, болезненное. Обжалованию оно не подлежит...

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление