ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА ГЕРОЕВ

Виталий Задорожный

В  четверг, 15 июня, в 12 часов Президент России Владимир Путин перед началом очередной «Прямой линии» по телевидению и радиовещанию сообщил печальную новость: в шесть часов утра ушел из жизни народный артист СССР Алексей Баталов. Президент выразил соболезнование его родным и близким. Прошло 40 дней после той печальной даты.

Советский актер и режиссер Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года. Окончил в 1950 году школу-студию МХАТ. Три года молодой актер играл на сцене Центрального театра Советской Армии. Следующие три года – он актер МХАТа.

Ведущее место в творчестве Алексея Баталова занимал образ современника, строителя нового общества. Уже первые роли в кино раскрыли черты его актерского дарования, его скупую кинематографическую выразительность. Это был Алеша Журбин в фильме     Иосифа Хейфица «Большая семья», снятом в 1954 году. Актер сумел сразу же найти скупые, но удивительно точные штрихи, которые позволили увидеть живой человеческий характер.  Это был шофер Саша Румянцев в фильме «Дело Румянцева» того же режиссера, снятом в 1956 году. Как пишет в книге «Актеры советского кино» критик И. Кацев, актер Баталов, работая над ролью Румянцева, сознательно повторил характер Алексея Журбина. Но повторение это не было копией, эксплуатацией  успеха прошлой роли. Актер шел дальше – превращал пунктир в уверенную линию, обогащал образ новыми красками. Актер Алексей Баталов передавал душевную чистоту своих героев, их сердечность, поэтичность, внутреннюю силу.

Нельзя не отметить, что во время работы Иосифа Хейфица над фильмом «Большая семья» у режиссера произошла судьбоносная встреча с молодым актером Алексеем Баталовым, который стал исполнителем главных ролей и в трех последующих картинах Иосифа Хейфица – «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Первый фильм удостоен премии борьбы за нового человека на IХ Международном кинофестивале в Карлови-Вари. Второй премирован на 2-м Всесоюзном фестивале в 1959 году. Третий фильм получил на ХIII Международном кинофестивале в Канне премию «За высокий гуманизм и превосходные художественные качества», премию на Лондонском кинофестивале лучших фильмов в 1960 году. Добавим, что фильм «Большая семья» на VIII Международном кинофестивале в Канне в 1955 году получил премию за лучший актерский состав.  

В 1956 году Алексей Баталов снимается в экранизации произведения классической русской литературы. Это был образ большевика Павла Власова в фильме «Мать», снятом режиссером Марком Донским по одноименному роману М.Горького. Образ Павла Власова во многом перекликался с созданными актером образами наших современников.

Второй экранизацией русской классики стал для Алексея Баталова фильм «Дама с собачкой» по одному из лучших произведений чеховской прозы. Снял его в 1960 году режиссер Иосиф Хейфиц, знакомый актеру по двум предыдущим фильмам. Играя в картине роль Гурова, актер передал глубину чеховского подтекста, силу любви своего героя и его горькую неудовлетворенность жизнью. Кинокритик И.Кацев отмечает, что постепенно, от эпизода к эпизоду, все глубже заглядывает Баталов в душу своего героя, добираясь до его истинной сущности, задавленной годами привычек, условностей, обстоятельств. Актер дал возможность отчетливо почувствовать не только внутреннюю сущность характера Гурова. Он сумел показать сквозь человеческую неповторимость этого образа его социальную характерность. Исполнение роли Гурова было большой принципиальной победой молодого актера, заставившей говорить о нем, как о зрелом и разностороннем мастере.

Душевная чистота героев, их сердечность, поэтичность, отличают и драматический образ Бориса Бороздина, скромного, обаятельного человека, мужественного воина. Его роль сыграл Алексей Баталов в фильме «Летят журавли», снятом в 1957 году режиссером Михаилом Калатозовым. В мастерском рисунке своего современника актер сумел создать  образ особой притягательной силы, чудесный сплав героя, который отвечает особенностям нашего времени. И притягательность эта имеет совершенно ясную социальную окраску. Действие картины происходит в период Великой Отечественной войны. Темы войны и мира, любви и дружбы, судеб молодежи прозвучали в этом фильме с волнующей силой. Проводы Бориса на фронт, встреча эшелона солдат, возвратившихся с победой, стали в фильме образцом современного режиссерского и операторского решения. На ХI Международном кинофестивале в Канне в 1958 году фильму был присужден высший приз – «Золотая пальмовая ветвь», а коллеге Алексея Баталова по фильму актрисе Татьяне Самойловой – специальный приз за исполнение главной женской роли. На Первом Всесоюзном кинофестивале в Москве в том же 1958 году картина удостоена особого приза.

Продолжая поиски современного героя, Алексей Баталов создает образы людей, живущих сложной духовной жизнью. Это ученый-физик Гусев в фильме «Девять дней одного года», снятом в 1962 году режиссером Михаилом Ромом. Это была, по его определению, «картина-размышление», посвященная духовной жизни молодых ученых-физиков. Драматургия фильма строилась на развитии человеческой мысли. Научные поиски неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности человека, его ответственности за судьбы мира, не ограниченного стенами лабораторий. На экране представлена особая интеллектуальная среда, среди которой ученый-физик Гусев. Отсутствие внешней динамики и обилие диалогов ставили перед режиссером и актерами новые задачи. Режиссерский замысел растворялся в характерах, мысль окрашивалась чувством, слово звучало с экрана, обогащенное актерской пластикой Алексея Баталова и других актеров. Гражданский пафос приобрел здесь яркую эмоциональную окраску. Фильму «Девять дней одного года» была присуждена главная премия на ХIII кинофестивале трудящихся Чехословакии и Большая премия фестиваля «Хрустальный глобус» на VIII Международном кинофестивале в Карлови-Вари в 1962 году. А в 1966 году фильм получил Государственную премию имени братьев Васильевых.

В 1958 году в фильме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек» Алексей Баталов создает образ еще одного нашего современника – Владимира Устименко. На первый взгляд, это человек суровый и несколько риторичный, но его роднит с умным и самоотверженным  ученым-физиком Гусевым из «Девяти дней одного года» чувство высокой гражданственности и постоянного поиска. Роль Устименко писатель Юрий Герман писал специально для Баталова. Он понимал, что природа его актерского дарования  позволит ему создать образ такого положительного героя, который, не выделяясь среди окружающих, тем не менее будет обладать притягательной силой нравственного обаяния. И действительно актер сумел просто и с глубоким уважением показать обычную жизнь рядового советского человека, наделенного глубоким пониманием смысла и ценности этой жизни, пронесшего через все годы верность идеалам своих юношеских лет.
Активно работал Алексей Баталов и на Всесоюзном радио. Здесь он поставил спектакли по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени». Это были «Фаталист», «Тамань», «Максим Максимыч», «Княжна Мери». В них режиссер представил слушателям увлекательнейшую историю души человеческой. Алексей Баталов, как автор сценария и режиссер-постановщик, предлагал слушателям еще раз вглядеться в Печорина, задуматься над его исповедью. Психология человека в радиоспектакле стала стержнем всего действия. Режиссера интересовала, в первую очередь, философская сторона романа. У него были все основания для такого решения: это постановка по мотивам, а не буквальное воспроизведение у микрофона лермонтовской прозы. Алексей Баталов нашел в лице радио прекрасного союзника в пропаганде русской классики.

А дебют Алексея Баталова как режиссера-постановщика состоялся еще в 1960 году. Он снял тогда фильм по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Это было снова обращение к русской классике. И, пожалуй, лишь сам Баталов мог сказать, что было труднее – воссоздать на экране чеховский образ или раскрыть философскую глубину гоголевской «Шинели».

И еще одна встреча с популярным актером Алексеем Баталовым. Она состоялась в художественном фильме «Москва слезам не верит», который поставил в 1979 году режиссер Владимир Меньшов. Официальная премьера его прошла 11 февраля 1980 года. Можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся, пожалуй, самой яркой фигурой в отечественном кинематографе. И поэтому кому-то может показаться странным, что гениальный актер решился сыграть, казалось бы, в заурядной драме Владимира Меньшова. Тем не менее фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением нашего экрана.

Режиссер тщательно подбирал актера на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей Баталов. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринужденно знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актер, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение зрителей и очаровательная актриса Вера Алентова, супруга Владимира Меньшова, сыгравшая в кинокартине главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.

Этот фильм о тяжелых женских судьбах заставлял и до сих пор заставляет плакать миллионы женщин. А еще он дарит надежду на то, что все может закончиться благополучно.

Слесарь Гоша, гордый и независимый, мастерски воплощенный Алексеем Баталовым в оскароносном фильме Владимира Меньшова, вернул на экраны рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кино. В одном из интервью актер говорил: «Гоша – это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины».

В материале использована кинематографическая литература. 

искусство, актер, кино, Алексей Баталов

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление