Два незабываемых концерта в зале филармонии подарила «Музыкальная осень Ставрополья»

Татьяна Даниелян

С большим волнением и нетерпением ждали меломаны встречи 2 и 4 октября в зале филармонии с выдающимися музыкантами современности - заслуженным артистом России, солистом Московской филармонии виолончелистом Александром Князевым, лауреатом более 20 престижных конкурсов пианистом Андреем Коробейниковым, солистом Московской филармонии, лауреатом ХV Международного конкурса имени П.И.Чайковского скрипачом Гайком Казазяном, а также с Государственной академической певческой капеллой Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Владислава Чернушенко.

 

Музыка царила даже в фойе филармонии (пианистка Ольга Козырева).
Александр ПлотниковМузыка царила даже в фойе филармонии (пианистка Ольга Козырева).

Фойе филармонии встретило публику багрянцем осенних букетов и фортепианными пьесами в исполнении пианиста Ольги Козыревой. Директор Лариса Конева радушно приветствовала гостей. Аншлаги в зале на классических концертах давно стали доброй традицией. Музыковед Татьяна Диева, которую очень любят наши постоянные слушатели, как всегда, кратко и ёмко рассказала о произведениях и представила исполнителей. В первом концерте звучали камерные произведения В. Моцарта и Л. Бетховена. Впервые в Ставрополе скрипичные сонаты были исполнены на виолончели.

На сцене Ставропольской филармонии виолончелист Александр Князев и пианист Андрей Коробейников.
Александр ПлотниковНа сцене Ставропольской филармонии виолончелист Александр Князев и пианист Андрей Коробейников.

Соната №18 соль мажор для скрипки и фортепиано была написана 22-летним В. Моцартом в 1778 году в Париже и посвящена курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Музыка наполнена певучими лирическими темами, светлым романтическим настроением, поэтому исполнители на других инструментах делают переложения и исполняют сонату на флейте и даже на саксофоне. А мы имели счастье услышать бессмертную музыку гения в исполнении необыкновенно талантливых музыкантов - Александра Князева и Андрея Коробейникова. Бархатный звук виолончели работы итальянского мастера Карло Бергонци, сделанной в 1733 году, окутывал зал. Инструмент в руках виртуоза, обладающего феноменальной техникой и безупречным музыкальным вкусом, звучал божественно. Заворожённый зал затаив дыхание внимал откровениям в диалоге виолончели и фортепиано. Волшебство продолжилось, когда исполнялась «Крейцерова соната» Л. Бетховена, первоначально посвящённая автором скрипачу Д. Бриджтауэру, ставшему первым её исполнителем в 1803 году в Вене. Позже Л. Бетховен изменил посвящение, так как считал, что имя французского скрипача-виртуоза Р. Крейцера более привлекательно для публики. Крейцер ни разу не сыграл произведение, обиженный тем, что соната сначала была посвящена не ему. «Крейцерова соната» - большое музыкальное полотно в трех частях рассчитано на виртуозное владение скрипкой и фортепиано. Партии обоих инструментов очень сложные и равноценные. Надо отметить, что Александр Князев - единственный в мире музыкант, играющий скрипичную партию сонаты на виолончели. Публика по достоинству оценила игру исполнителей бурными аплодисментами и возгласами «браво!».

 

Гайк Казазян, Александр Князев и Андрей Коробейников выступают с симфоническим оркестром Ставропольской филармонии под управлением Юрия Михайленко.
Александр ПлотниковГайк Казазян, Александр Князев и Андрей Коробейников выступают с симфоническим оркестром Ставропольской филармонии под управлением Юрия Михайленко.

Во втором отделении прозвучал Концерт для скрипки, виолончели, фортепиано (тройной концерт) и симфонического оркестра Л. Бетховена, написанный в 1803 году. В концерте три части. Это произведение стоит в ряду мировых шедевров. Светлое, радостное, праздничное - так характеризуют его музыковеды. Лидирующая роль в концерте отдана виолончели, нежным голо-сом начинающей все части, затем вступает скрипка и фортепиано. Тройной концерт исполняется редко. Очень трудно найти и объединить трёх виртуозов, одинаково понимающих и чувствующих замысел композитора. Нам несказанно повезло! Партию скрипки исполнял Гайк Казазян, чью игру отличают отточенная техника, яркий темперамент, глубокий звук и тонкая музыкальность. Звук его скрипки работы итальянского мастера ХХ века Ансальдо Погги прекрасно сливался со звучанием виолончели Карло Бергонци и роялем STEINWAY. Достойным «соперником» (концерт - это соревнование солистов и оркестра) был симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко. Музыканты, присутствующие в зале, отмечают профессиональный рост коллектива, хороший строй, штриховую грамотность, тонкую фразировку. Юрий Михайленко досконально знает партитуру и «кожей» чувствует солистов, находясь с ними в ансамбле. Положительным фактором (и это особенно хочется отметить) было отсутствие микрофонов и звукоусилительной техники, которая всегда искажает живое естественное звучание инструментов. Это было отмечено публикой.

 

Впервые в Ставрополе выступила Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга под руководством Владислава Чернушенко.
Александр ПлотниковВпервые в Ставрополе выступила Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга под руководством Владислава Чернушенко.

Концерт Государственной академической певческой хоровой капеллы Санкт-Петербурга тоже стал незабываемым событием в музыкальной жизни нашего города. Руководитель капеллы Владислав Чернушенко доверительно, по-домашнему (без микрофонов) поведал о том, что 12 августа капелле исполнилось 540 лет. В этот день в 1479 году хор певчих дьяков, основанный великим князем Московским Иваном III, принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля. Все годы певчии постоянно находились при государях (Иване Грозном, Петре I, Анне Иоанновне, Екатерине II) и участвовали в богослужениях. В разное время в капелле служили композиторы М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Аренский. Вместе со страной капелла пережила тяжёлые времена в годы революции и войны. В 1974 году коллектив возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Талант, огромные профессиональные знания и организаторские способности руководителя дали знаменитому рус-скому хору мировую славу. Россия - самая певческая страна в мире. «Песня - часть жизненного уклада человека, а когда звучит русская народная песня, мир стоит на коленях!» С именем В. Чернушенко связано возвращение в репертуар коллектива русской духовной музыки. Это произведения Д. Бортнянского, П. Чайковского, П. Чеснокова, С. Рахманинова и других композиторов.

Юные слушатели в зале филармонии.
Александр ПлотниковЮные слушатели в зале филармонии.

Коллектив много гастролирует. В сентябре артисты выступали в Париже и Берлине, но особо дороги им встречи с почитателями хорового пения в России. На фестиваль в наш город капелла привезла церковную музыку и русские народные песни. В первом отделении прозвучали духовные произведения Д. Бортнянского, А. Архангельского, П. Чеснокова, Г. Свиридова и современная пьеса для хора священника А. Косолапова. Второе отделение концерта было посвящено русской народной песне. Высокий профессионализм, безупречная интонация, тонкое чувство ансамбля, нюансировка - каждый хорист является солистом. Все произведения исполнялись a capella (без инструментального сопровождения) - это самый трудный вид хорового пения. Хорошо знакомые песни - «Ласточка», «Вечерний звон», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» и другие звучали в очень интересных обработках. Стремянной стала знаменитая «Барыня». Для слушателей это был концерт-урок, в котором маэстро рассказал о богатстве русской народной песни, об искусстве хорового пения. Зал стоя аплодировал капелле и долго не отпускал музыкантов, выражая восторг и поклонение перед великим искусством. На прощание В. Чернушенко сказал: «Мы - один народ и у нас одна песня! Берегите её!».

Татьяна ДАНИЕЛЯН,
заслуженный работник культуры России.

Андрей Коробейников, Музыкальная осень Ставрополья, Государственная академическая певческая хоровая капелла Санкт-Петербурга, Александра Князев

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление