ЕГЭ: генеральная репетиция и путь в эксперимент

Лариса Ракитянская

Вчера в министерстве образования Ставропольского края прошло расширенное заседание коллегии. Много говорили об участии Ставрополья в эксперименте по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2007 году. В работе коллегии приняли участие руководители органов управления образования из городов и районов, ректоры вузов, директора школ.

Выступила на коллегии и директор МОУ лицея № 14 г. Ставрополя Валентина Медведева. Нам удалось получить у нее интервью, и сегодня читатели «Вечерки» имеют возможность получить из первых рук информацию о будущем ЕГЭ на примере конкретной городской школы.

­ Валентина Алексеевна, многих родителей интересует вопрос: отменят ЕГЭ или нет?

­ Проведение Единого государственного экзамена закреплено законодательно, так что отступать некуда. Для этого мы еще в начале прошедшего учебного года взялись за изучение всей нормативно­распорядительной и инструктивно­методической базы ЕГЭ, провели немало совещаний в коллективе.

­ А как работаете с родителями?

­ Наш план подготовки к ЕГЭ состоит из четырех разделов, один из которых ­ информационное обеспечение. На классных часах, родительских собраниях выпускников 9­х, 11­х классов с октября по май об этом вели беседы я сама, заместитель директора по учебно­воспитательной работе, классные руководители. Помимо этого разработали инструкции и методические материалы: отдельно ­ в помощь учащимся, в помощь учителю и организаторам тестирования в аудитории. В лицее был создан консультационный центр для учащихся и родителей по подготовке к ЕГЭ. Помогает нам и система телекоммуникационных связей, через которую мы получаем информацию с использованием сайтов Интернета.

­ Значит, самим учителям пришлось к экзамену готовиться заблаговременно?

­ Конечно! Эту работу мы начали еще в октябре и вели до апреля. Обучили учителей лицея современным методам и технологиям контроля уровня знаний выпускников, приобрели сборники учебно­тренировочных материалов. А еще учителя лицея 10 ­ 11­х классов принимали участие в работе постоянно действующих семинаров городского и краевого уровней для преподавателей русского языка, математики, физики, химии, биологии по работе с тестами ЕГЭ.

­ Но тестирование, как и все новое, волнует многих ребят…

­ Конечно! У нас в лицее была организована консультативная помощь педагогам по психологическим проблемам, связанным с экспериментом по введению ЕГЭ. Мы стараемся не запугивать учеников, а формировать в них твердое убеждение: если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует «перегибать палку» и говорить школьникам, что ЕГЭ ­ это легко и просто! Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадежности. А для этого в «технике» сдачи теста мы учим постоянному жесткому самоконтролю времени. Ребята должны уметь оценить объективные и субъективные трудности заданий и, соответственно, разумно выбрать эти задания. Надо научить школьников «прикидке» границ своих результатов сразу после выполнения упражнений тестового задания и приемам «спирального движения» по тесту. Такие практические занятия с учащимися были у нас прямо на уроках. Да, много времени ушло на обучение технологии оформления бланков ЕГЭ, на проведение репетиционных тестирований. Но ведь не зря! Такие знания и опыт на будущий год обязательно пригодятся!

­ Но не в ущерб основной программе, надеюсь?

­ Естественно! Мы вели строгий контроль за своевременным прохождением программы учебных предметов весь год и следили за системой повторения по рус­скому языку и алгебре при подготовке к итоговой аттестации в 11­х классах и такой же контроль шел в 11­х классах ­ по физике, химии, географии, истории.

­ А какова, на Ваш взгляд, оптимальная методика подготовки к ЕГЭ?

­ Некоторые учителя пытаются прорешать с учащимися как можно больше вариантов предыдущих лет. Но при таком подходе запомнить все решения всех заданий невозможно, и у школьников появляется чувство растерянности и полной безнадежности. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к выполнению упражнений.

Принципов построения методической подготовки к ЕГЭ несколько. Первый – тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» ­ от простых типовых заданий до заданий со «звездочками». Тематический тест, может, выстраивается и в виде логически взаимосвязанной системы: то есть выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего. Третий принцип реализуется тогда, когда накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения в заданиях любой сложности. Четвертый принцип – все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени.

Пятый – максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Шестой: надо использовать свой запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

­ А как лучше «технически» готовиться к ЕГЭ?

­ Чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием. То есть при выполнении теста ЕГЭ привычка все правильно оформлять является очень «вредной».

­ Весной в лицее была «репетиция» ЕГЭ. Что Вы рассказали участникам коллегии минобразования края об этом?

­ Да, 22 мая наши 10­классники участвовали в репетиционной письменной работе по русскому языку в форме ЕГЭ. Результаты оказались следующими: писали у нас всего 71 человек. Справились по части А – 46 учащихся, по части В – 42, а по части С – 44. Процент обученности составил 98,6, в году – 100. А процент качества знаний – соответственно 66 и в году – 69.

­ Что ребятам было труднее всего?

­ По части А были сомнения в правильности выбора обоснования постановки знаков препинания; по части В были затруднения в заданиях, регламентирующих количественное выявление союзов, союзных слов и иных средств связи предложений в тексте. В части С трудно было выявить изобразительные средств языка и аргументировать их роль в тексте.

Но вывод, который был сделан учителями кафедры русского языка и литературы лицея № 14, звучит так: «Тесты позволяют достаточно объективно оценить знания проверяемых и очертить круг тем для более детального изучения, повторения и прочтения»…

Коллегия министерства образования обсудила немало вопросов, связанных с подготовкой к ЕГЭ, а вторым вопросом слушали перспективы развития дошкольного образования и рекомендации по проведению августовских педконференций. Судя по темам, обсужденным педагогами, предстоящее лето будет для них жарким.

Отклики на публикацию можно присылать по электронному адресу: lara@vechorka.ru

 

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление