Эхо времени или раздумья о будущем?..

.

«Эхо времени. Кто такие казаки-некрасовцы» – так называлась выставка, которая в августе радовала посетителей Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Уменьшенный вариант той самой, что с успехом прошла летом в Москве. А осенью экспозиция перекочевала в гимназию №9. Такое продолжение получил совместный с этой школой художественно-образовательный проект «Галерея искусств в школе», реализуемый музеем.

Гимназия №9 – единственное в крае среднее учебное заведение, где систематически и всерьез ребят учат понимать искусство.

История с предысторией

Так кто же они такие – казаки-некрасовцы? Старшее поколение ставропольцев помнит начало 60-х годов, когда в восточной части края образовались компактные поселения бывших донских казаков. Известна история уникальной общины. После поражения первого крестьянского восстания К.Булавина в 1707-1708 годах и жесточайшей расправы с бунтарями предки нынешних казаков-некрасовцев более 250 лет «прятались» от тяжелой руки русских самодержцев в Турции.Вплоть до последнего дня жизни в 1737 году их выборным атаманом оставался Игнат Некрасов, который составил для общины правовой кодекс, записанный в «Золотой книге». Начинался он с пункта: «Царю не покоряться, при царях в Россию не возвращаться. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться». Царей в России не стало, вот и решили казаки вернуться на Родину.

При входе в зал не только я сама, но и моя восьмилетняя внучка Аленка на миг оторопели. Он был похож на букет, полыхающий яркими летними красками. Корзины с дарами природы, предметы быта и одежды казаков-некрасовцев, картины художников, полки с поделками из бисера и тканей…

– Ой, смотрите, какая кукла! У нее платочек завязан – совсем как у настоящей тети! – Аленка с восхищением рассматривает куклу-девушку, сидящую рядом с куклой-пареньком.

– И личико какое симпатичное!..

– А знаешь, как называется личико? – спрашивает наш экскурсовод Елена Николаевна Бондарева. – Харюшка!

– А мы с бабушкой смотрели северных кукол, так у них вообще лиц не было…

– Да, у северных народов есть такой обычай, – соглашается Елена Николаевна, – но здесь лицо обязательно должно быть вышито цветными нитками. А костюмы в точности такие, какие носили два с половиной столетия тому назад.

Аленка пытается потрогать головной убор куклы, но вовремя отводит руку. Можно? Нельзя. Ведь большинство экспонатов здесь в единственном экземпляре, одежда сшита из старинных тканей, которая бережно хранилась в сундуках и передавалась по наследству. Одежда казаков-некрасовцев носила сакральный, защитный смысл. Взять уруменский платок, ярко-красный, с набитым желтым узором, сверху живые цветы. Это для красоты. А надевался он так, чтобы надежно укрыть женщину от завистливых или недоброжелательных взглядов. Это уже для защиты. Юбка с завеской – фартуком – с изнанки, поддерживалась мутозиком – поясом, который шьется не менее чем из десяти разноцветных лоскутов. И это тоже хитромудрые обереги. Даже число пуговиц несет обереговый смысл! Надевались белые гольфы, черные кундры (обувь) – и наряд готов! Фасон и крой – прямиком из XVII века.

Закаленные в трудах и в бою

Во время экскурсии по выставке мы узнали, что высшей властью у казаков-некрасовцев был казачий Круг. Все его решения в исполнение приводил атаман. Заработок члены сообщества отдавали в войсковую казну, две трети распределялись между членами общины «по справедливости», а одна треть шла в кош (корзина, короб). Эти деньги использовались на войско и вооружение, а еще – на школу и церковь. Часть доходов уходила на помощь вдовам, сиротам и старикам. Брак заключался только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть. За разбой и грабёж – тоже. Кабаков в станице предписывалось не держать. За кражу войскового добра – сечь виновного и выливать на голову из горячего котла. Кто не исполнял заветов Игната, тот погибал. И так далее – всего 170 – 180 заветов. Сурово? Ещё бы. Но, видно, иначе сохранить общину в целости было невозможно.

Рассматриваем с Аленкой семейные фотографии казаков. Лица серьезные. Сто лет назад фотосъемка была делом редким, а потому ответственным. Елена Николаевна рассказывает:

– Жили свободно, вольно. Дворы было чисто выметены, избы уютные, с белоснежными вышитыми подушками, с одеялами из лоскутков (взгляните сами) – невиданной красы!

Рядом с одеялом расставлена утварь: все для рыбной ловли и приготовления пищи. Ни к какому делу казаки не приступали без молитвы. Детей самостоятельно обучали читать-писать, следовать заветам атамана Некрасова, причем по книгам XVII века, вручную переписанным и переплетенным. Интересно, что в турецкой армии мужчины служили, но никогда не воевали против своей страны.

В период с 1912 по 1962 год казаки-некрасовцы переехали в СССР. Не все вернулись на Родину: кто-то отправился искать счастье за океаном. В сентябре 1962 года 999 человек прибыли в Россию. По пути на теплоходе родился тысячный казак – Семён Бабаёв. У нас на Ставрополье казаков расселили в поселках Новокумском и Кумская Долина Левокумского района. Трудно себе представить: прибыли люди, которые в XX веке жили так, будто в XVII! Древнейшая ветвь русского, ещё допетровского, дораскольного православия. Сейчас это 600 человек, 180 из которых были рождены в Турции.

Жизнь заново

– Конечно, по приезде в социалистическую Россию от многих заветов Игната-казака его последователи отказались, жизнь в России сильно поменялась. Но работать, несмотря на малые доходы, жить чисто, сохранять стойкость духа – это они всегда умели, – рассказывает Елена Николаевна.

– Поселившись в безводных испепеляюще жарких местах Левокумья, они вынуждены были учиться жить не только рыболовством, но и крестьянствовать.

…Моя глазастая внучка первой узрела удивительный документ – меню казаков-некрасовцев.

– «Стюдень» рыбный и свекольный, дрожжевые блины, – Алёнка с трудом выговаривает «заковыристые» названия. – Калабушка – небольшая булочка из сдобного теста, калачики – бублики, копытце – ватрушки, кокурка – булочка из кислого теста с надрезом, кисель с нардеком. Нардек – это что?

– Арбузный мёд.

– Ой, вкусно должно быть!

– А как же, – подтверждает наш всезнающий экскурсовод.

«Пережившие время»: раздумья о будущем

Судя по фотографиям и картинам экспозиции, в лицах некрасовцев нет отчаяния от столкновения с трудностями. Разве что – строгость и раздумчивость. Задуматься есть над чем. Утрачивается вера, слабеют связи с молодым поколением: сыны и дочки уезжают в города, живут по законам мегаполисов, а не по заветам Игната-казака… Неужели исчезнет то, что столько лет держало общину?!

Именно Ставропольский краевой музей изобразительных искусств начал работу по тщательному изучению языка, быта, культуры казаков-некрасовцев. Делается это с 1989 года под началом директора музея заслуженного работника культуры Зои Белой системно, с привлечением ученых (в том числе из Москвы). По её инициативе создан Новокумский филиал музея, занимающийся проблемами традиционной русской культуры, и (внимание!) единственный в стране музей казаков-некрасовцев. В усилия по сохранению культурного нематериального наследия уникальной общины вписались не только научные мероприятия, но и пленэры, на которые Зоя Александровна приглашает лучших художников Ставрополья. Каталог картин, созданный специалистами СКМИИ, был показан на московской выставке и пользовался большим спросом.

Картины пленэров стали украшением и этой выставки. Карандашные наброски заслуженного художника РФ Ю.Орлова отличаются умением проявить характеры своих героев. Поразительны работы заслуженного художника РФ Л. Черного. Сюжеты его картин – как скрещение двух миров из разных временных пластов, где радость жизни соседствует с некоторой оторванностью от неё. Живописная группа казачек-некрасовок – то ли идет, то ли уже парит над землей, оттолкнувшись от чуждого ей городского быта, удаляясь в неведомую даль…

В качестве постскриптума

Экспонаты быта и культуры казаков-некрасовцев, собранные в музее, уникальны. Сейчас этнокультура в цене. Вот и подумалось: а почему до сих пор не налажены туристические поездки к месту поселения казаков-некрасовцев? Там уже есть этнодеревня, единственный в стране (а возможно, и в мире) музей казаков-некрасовцев; есть своя кухня, уникальные ансамбли… Понимаю, что организовать тур-маршруты – дело хлопотное и затратное, требует заинтересованности и поддержки краевых, а то и российских властей. Однако подобные затраты стоят того. Сейчас по телевидению и в прессе чуть ли не сами руководители Северо-Кавказских республик активно зазывают к себе туристов, обещая незабываемые ощущения от знакомства с экзотикой жизни, быта, культуры.

А разве казаки-некрасовцы – не экзотика? Их община – это чистая, никак не тронутая «осовремениванием» и «окультуриванием» история России. Вояжи в такое место – как путешествие во времени, а если точнее, как прекрасное ЭХО ВРЕМЕНИ, которое мы пока еще можем услышать…

Ирина ПАНАСКО, журналист

выставка, 9 гимназия, казаки

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление