Если не успели использовать подарочный сертификат

Лариса Денежная

Недавно одна моя знакомая, назовем ее Татьяной Ивановной М., потратила немало нервов... из-за подарочного сертификата, которым ее премировало ведомство за хорошую работу

Казалось бы: радоваться надо. Можно выбрать на популярном маркетплейсе, где представлены сотни тысяч разнообразных товаров как отечественных, так и зарубежных производителей, необходимую вещь и при этом сэкономить деньги — некоторая сумма уже перечислена владельцу электронной торговой площадки. Самая большая трудность для держателя сертификата - определиться с покупкой и продавцом, после чего оформить заказ на сайте онлайн-маркета в Личном кабинете (его нужно предварительно завести) с введением кода подарочного сертификата.

Увы, у Татьяны Ивановны возникли трудности на этом этапе. Сначала по причине того, что никак не удавалось оформить покупку: женщина, нужно признать, совсем не имела опыта взаимодействия с онлайн-магазинами. А потом, когда Татьяна Ивановна привлекла к этому знающих людей, возникла проблема с покупкой по вине продавца. Но об этом женщина узнала не сразу, а после переписки в чате с представителями агрегатора.

После первой попытки оформить покупку с доплатой (выбранный товар стоил больше номинала подарочного сертификата) через какое-то время на телефон приходило сообщение об отмене сделки и возврате средств. Помощники Татьяны Ивановны связались по обратной связи с сотрудниками маркетплейса, сообщив о возникшей проблеме. Получив необходимые рекомендации, повторили попытку — безуспешно. Деньги вернулись снова с пометкой об отмене заказа без объяснения причин.

Снова — переписка с маркетплейсом. Между тем до окончания срока действия сертификата   оставались считанные дни. Татьяна Ивановна даже заподозрила: может, специально представители агрегатора затягивают время, и тогда воспользоваться подарочными деньгами уже будет невозможно и они «сгорят». Или продавец хитрит, предоставил хорошую скидку на товар, но не хочет лишиться какой-то части своей прибыли от продажи. В очередном чате представители маркетплейса сообщили: им непонятна причина отмены покупки и они будут разбираться с продавцом, выставившим товар на реализацию. На момент переписки предложение о продаже   вещи было актуально.

И тогда Татьяна Ивановна решила купить аналогичный товар у другого продавца. Пусть не такой красивый, но все же. Как говорится: лучше синица в руке. Представители маркетплейса одобрили этот вариант и вновь пообещали: разберутся с ситуацией.

Товар доставили быстро. Татьяна Ивановна уже им пользуется. Но осадочек, как говорится, остался. Между тем на сайте агрегатора мы увидели рекламу с разъяснениями преимуществ подарочного сертификата. Одно из них гласило: мол, активировать сертификат нужно в течение года, а вот воспользоваться   им можно в течение трех лет. Когда появилась эта надпись, неизвестно. Знай об этом Татьяна Ивановна раньше, не переживала бы так.

Подарочные сертификаты получили сегодня широкое распространение. И у многих нередко возникают вопросы: можно ли им воспользоваться после указанного на этом бланке срока действия и что делать, если нужного товара в магазине нет, а покупать абы что не хочется?

Специалисты управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обращают внимание, что у получателей сертификатов есть возможность самим выбрать продукцию или услуги из предложенных в магазине, где оные были куплены. Если этот бланк подразумевает предоставление услуг, то человек может выбрать не только то, что импонирует именно ему, но и самостоятельно определиться с датой получения сервиса. Все это увеличивает шансы на то, что желания получателя будут удовлетворены.

Часто по условиям договора покупки сертификата, по истечении срока его действия, если потребитель не воспользовался таким подарком, возврат денежных средств не осуществляется. Однако данное условие, как предупреждают специалисты Роспотребнадзора, не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям:

в соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 57-КГ15-7, отношения по приобретению подарочного сертификата следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате (статья 487 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пока товар не передан покупателю, продавец является его собственником, а значит, договор купли-продажи еще не заключен.

Если продавец, получивший предварительную оплату, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предоплаты за него.

Таким образом, перечисленные денежные средства подлежат возврату только в случае, когда продавцом не исполнена обязанность по передаче товара (пункт 3 статьи 457 ГК РФ).

Для восстановления нарушенного права следует предъявить письменную претензию продавцу. Если последний отказывается удовлетворить ее, следует обратиться в суд и (или) в Роспотребнадзор.

Организация также может быть привлечена к административной ответственности. Для этого необходимо обратиться с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю.

Адрес для направления письменных обращений граждан: пер. Фадеева, д.4, г.Ставрополь, 355008.

Можно подать обращение в электронном виде  на сайте надзорной службы или лично в МФЦ Ставропольского края в письменной форме.

Специалисты ведомства также отмечают: если столкнетесь с вопросами, которые самостоятельно решить не получится, можно обратиться за консультацией по телефону горячей линии 8-800-700-88-26, в рабочие дни с 10-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 13-45, или в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по номеру 8-800-555-49-43 (круглосуточно).

 

Роспотребнадзор, подарочный сертификат, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, маркетплейс, договор купли-продажи

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление