Есть только миг между прошлым и будущим…

Василий Скакун


Человек приходит в мир со сжатыми ладонями
и как бы говорит – весь мир мой, а уходит из него –
с открытыми ладонями и как бы говорит –
смотрите, я ничего не беру с собой.
Талмуд

И спросил астроном; «Учитель, что скажешь ты о Времени?». И ответил Учитель: «Вы хотите отмерять время безмерное и неизмеримое. Вы хотите жить согласно часам и временам года, и даже дух свой подчинить им. Из времени вы хотите сделать ручей, чтобы сесть на берегу и следить за его течением.
Но вневременное в вас осознает вневременность жизни. И знает, что вчерашний день – лишь память сегодняшнего, а завтрашний – его мечта. И то, что поет и мыслит в вас, все еще пребывает в том первом мгновении, которое рассыпало звезды в пространстве.
Кто из вас не чувствует, что сила его любви беспредельна? Но кто при этом не чувствует, что сама любовь, хотя и беспредельна, заключена в центр его естества, а не тянется вереницей любовных мыслей и деяний?
И разве время не подобно любви – неделимой и неизмеримой? Но если в своих мыслях вы должны отмерять время по временам года, пусть каждое из них объемлет все другое».
Как некоторые из нас гордятся своими предками, которые дожили до глубокой старости. Мы все время напоминаем всем: моя бабушка прожила 95 лет, а мой прадед, проживший под сотню, воевал с турками под знаменами Суворова, как будто в этом есть и доля нашей заслуги. И на самом деле «призрачно все в этом мире бушующем», и поэтому мы все время теряемся в опознаниях основных параметров жизни, постоянно путая ее назначение и определение, выражаемые через количество и качество. Нам просто невдомек, что Великий Некто, который и создал Все и Вся и который задал все параметры вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, совсем не для того, чтобы мы их называли сутками и временами года. Мы подзабыли о том, что нашим предкам было абсолютно безразлично то, сколько зим прошло со дня его рождения, их больше занимало то, на сколько качественно обработана почва под весенний посев. Это нас, современников, понимание убегающего времени заставило выбрать суету за норму жизни. Мы все время пытаемся в некий ее малый отрезок затолкать как можно больше личных намерений и притязаний, которые непременно обрастают трудноразрешаемыми проблемами, ломая голову над которыми, мы и заполняем то самое время, зачастую попусту тратя силы внешние и внутренние. Но с теми самыми годами, прожитыми в суете и борьбе со временем, вдруг начинаем понимать, что время – это абстрактное понятие и что не имеет смысла гнаться за ним, и что Великий Замысел жизни определяется не словом «сколько», то есть количеством, а словом «как», то есть качеством. Ибо количество само по себе никогда не приносит удовлетворения, удовлетворенность приносит только качественность – всего, за что бы мы ни брались в своей жизни. Только какое-то высококачественное дело может оставаться надолго, а иногда и на века, потому что в него (дело) вложено, нет, не время – в него вложена душа: душа ваятеля, художника, поэта. И тогда начинаешь понимать, что прислан ты на эту Землю не для того, чтобы отсчитывать количество лет в муках борьбы за власть, за деньги, за славу. Ты прислан оставить после себя посеянное добро, творимое твоей душой. Пусть тебе не удастся достичь высот Рафаэля и Пушкина, пусть наша роль много скромнее на сегодняшний день, но все дело в том, чтобы именно для этих порывов души и потратить то самое время, которое и выделяется каждому из нас чуть ли не под расписку. Еще Чарльз Дарвин заметил, что если ты способен потратить бесцельно какую-то часть времени, то ты еще не понял назначения жизни.
«Однажды днем, когда они сидели в длинной тени серебристых тополей, кто-то сказал: «Учитель, я боюсь времени. Оно пролетает над нами и отнимает у нас юность. А что дает взамен?». И сказал он в ответ: «Возьми-ка пригоршню тучной земли. Ты в ней найдешь семя, а может, и червя. Будь твоя рука безмерно пространна и бесконечна длительна, семя стало бы чащей, а червь сонмом ангелов. И помни: годы, что обращают семена в чащи, а червей в ангелов, принадлежат вот этому Сейчас, все годы – одному этому Сейчас. Разве времена года не ваши мысли, сменяющие одна другую? Весна – пробуждение в вашей груди, и Лето – осознание собственного плодородия. Не есть ли Осень то древнее в вас, что поет колыбельную частице вашего естества, все еще пребывающей во младенчестве? И что есть Зима, спрашиваю я вас, если не сон, наполненный сновидениями о всех иных временах года?».
В чем парадоксы нашего непонимания времени: они заключены в том, что наше взросление, старение и все остальное, что непременно с этим связано (то есть прожитые годы), никак не связано со временем лет, пропущенных через себя, потому как жизнь идет своим чередом. У времени свои собственные представления о течении и параметрах жизни, между ними нельзя ставить знак равенства. Некоторые мудрецы, осознавшие назначение жизни, признавались, что они поняли, что не время течет, наполняя наши жизни сутками и годами, а мы своими деяниями движемся под его неподвижным ликом. Нам нужно, главным образом, освободиться от нелепой мысли, будто время сможет (с течением лет) исправить наши крупные ошибки. Если вы неряшливо приготавливаете какое-нибудь кушанье, то вы не рассчиты-вайте, что со временем Провидение сделает его наиболее вкусным, и точно так же если вы в течение целого ряда лет ложно направляли свою жизнь, то не должны ожидать, что некое вмешательство само по себе (со временем) устроит и направит вас к лучшему.
Не думай никогда, что не важно то маленькое дурное дело, которое ты сегодня сделал – «нынче сделал, а завтра не буду». Это неправда, тебе трудно будет удержаться, чтобы не сделать другой раз то, что ты сделал уже один раз. Никогда не говори про доброе дело: «успеется», «если не сегодня, то завтра», «это так легко», «когда захочу, тогда и сделаю». Не думай и не говори так. Всегда небольшое доброе дело придает силы для доброй жизни, так же как недоброе дело убавляет эти силы.
Ведь недаром каждого из нас наделили абсолютно разными индивидуальностями как профессиональных качеств, так и черт характера, посредством которых мы и общаемся с внешним миром. Черты характера – это как щупальца осьминога, которыми он обеспечивает себя пропитанием. Мы же, кто докопался до глубины существа вопроса, изме-няя и приспосабливая свои черты под некую общую составляющую добродетели, выводим свои жизни в то русло, при котором время теряет власть над нами. Мы уже не принадлежим ему, мы вышли на следующий уровень общения с жизнью, без ее посредника – времени, и тогда понимаешь мудрецов, которые поучали: «Помни, что ты не живешь в мире, а проходишь через него».
«Воистину нет большего дара для человека, чем тот, что превращает все его цели в запекшиеся губы, а всю жизнь – в нескудеющий родник. И в этом наша честь и награда, когда бы я ни пришел к роднику напиться, я вижу, что живая вода сама жаждет. И она пьет меня, пока я пью ее».
Использованы фрагменты
книги «Пророк»
Халила Джебрана.


Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление