Эстафета творчества не должна останавливаться

Ольга Метёлкина

25 марта – День работника культуры России

За время своего существования газета «Вечерний Ставрополь» рассказала на своих страницах о тысячах замечательных людей. Среди них были политики и ученые, учителя и экономисты, астрофизики и работники сферы, врачи, писатели, военные, а также представители еще очень многих профессий.

С художником Михаилом Савицким «Вечерка» познакомила читателей в первый же год своего издания. В 1990-м о нем рассказала журналист Наталья Чеха. Листая архивную подшивку, я обратила внимание на ее публикацию и решила разыскать Михаила. Оказалось, что он и сегодня живет в Ставрополе и уже много лет делится своими знаниями и опытом с детьми.

Художник Михаил Савицкий.
Художник Михаил Савицкий.

Михаилу выпала судьба родиться с фамилией, которая предопределила его профессиональное предназначение. Его тезка – народный художник СССР Михаил Савицкий был выдающимся белорусским живописцем. История искусств сохранила также имя действительного члена Императорской академии художеств, известного жанрового живописца XIX века Константина Савицкого.

Однако сам Михаил, изучая родословную, среди своих предков художников не нашел. По той информации, которой он располагает, были врачи, священно-служители, крестьяне. Прадед по отцовской линии служил адъютантом у А.С. Антонова, руководителя знаменитого Тамбовского восстания 1922 года…

Как бы то ни было, Михаил Савицкий с детства заинтересовался искусством. Конечно же, значительную роль в этом сыграли родители и воспитание. Мальчик в семье не был обделен вниманием взрослых. Для него было важно, что воспитанием занималась не только мама, но и отец, уделявший много времени общению с сыном. Это происходило тонко, ненавязчиво, в том числе в разговорах, походах в лес, в наблюдениях за малыми и большими природными явлениями. У Анатолия Андреевича Савицкого было особое отношение к окружающему миру, которое оказалось очень близко и понятно Михаилу. Он в обычных корягах и камнях умел видеть то, что было скрыто от других людей. Сын рос восприимчивым и наблюдательным.

Благодаря отцу Михаил с детства общался со студентами художественного училища и профессиональными художниками. Анатолий Андреевич брал его с собой в мастерскую скульптора Н.Ф. Санжарова. Николай Федорович давал Михаилу скульптурный пластилин и объяснял, как с ним работать. Пластичный материал в руках мастера становился послушным и приобретал очертания какого-нибудь существа или предмета. Мальчик с увлечением лепил, на время отвлекаясь от занятия, чтобы оглядеться по сторонам. Атмосфера мастерской завораживала. Кругом на полках стояли макеты будущих памятников, миниатюрные скульптуры.

В юном возрасте Михаил познакомился и с Павлом Моисеевичем Гречишкиным. С художником был дружен отец. Хорошо запомнилась встреча, которая произошла вскоре после возвращения Павла Моисеевича из Индии. Художник готовился к своей персональной выставке. Михаил с восхищением разглядывал работы мастера. Заметив этот взгляд, Павел Моисеевич поинтересовался у него, как у взрослого, какие работы понравились, и Михаил с детской искренностью и непосредственностью поделился своими впечатлениями. Он совершенно не испытывал смущения перед большим мастером живописи, в котором видел в первую очередь талантливого, открытого, доброжелательного человека.

 

От детской мечты к творческой профессии

Сегодня Михаил с теплотой вспоминает об атмосфере, которая была характерна для художественного сообщества Ставрополя в 70-80-е годы прошлого века. Он ощущал особое, уважительное отношение художников к творчеству коллег, видел то, как они помогали друг другу, замечал, как могли поддержать и покритиковать, если это считали нужным. Неудивительно, что с годами желание приобщиться к изобразительному искусству и привлекавшей профессии привело его в Ставропольское художественное училище. Однако студентом пришлось побыть недолго: тяжело заболела мама, и на Михаила лег большой груз забот. Он оставил учебу и забрал документы из училища. Однако от своей мечты не отказался. В то время при училище были открыты годичные курсы художников-оформителей. Михаила устраивал такой вариант. К тому же в училище ему разрешили посещать занятия по анатомии вместе с бывшими однокурсниками. Почему именно этот предмет? А потому что Михаил понимал – без знания основ анатомии в художественной практике очень сложно будет освоить портретный жанр живописи.

«Неодинокий пейзаж» Михаила Савицкого.
«Неодинокий пейзаж» Михаила Савицкого.

По окончании курсов Михаила Савицкого приняли на работу в Ставропольский кинотеатр «Экран». В 1980-е годы он был крупнейшим в крае учреждением кинопроката. На его широкоформатном экране показывали новинки отечественного и зарубежного кино. Работы для молодого художника было предостаточно. Если помните, в прошлом веке прокат каждого фильма анонсировали большие оформленные вручную афиши (сейчас бы сказали – постеры). Художники, работавшие в кинотеатрах, писали их на холсте, и эти афиши являли собой яркий пример художественной рекламы, которая в Советском Союзе не была распространенным явлением. Каждая такая работа выполнялась в единственном экземпляре – эксклюзив в своем роде.

Свою первую афишу Михаил сделал к фильму «Черная стрела», который вышел на экраны в 1985 году. В этой приключенческой картине, снятой по повести Р.Л. Стивенсона, играли замечательные актеры: Леонид Кулагин, Александр Филиппенко, Галина Беляева, Борис Хмельницкий. Работать над киноафишей было интересно. Первыми ее оценили родные и друзья, которые специально ходили к Дому книги, чтобы посмотреть на нее.

В то время художники-оформители без работы не сидели. Они оформляли красные уголки и стенгазеты на предприятиях и в учреждениях, стенды с наглядной агитацией и еще много чего. Михаил Савицкий в полной мере познакомился с этими видами творчества за непродолжительное время работы в Ставропольском РСУ.

 

Лик Христа в горах Архыза был не один

Лик Христа, написанный  у старой штольни в поселке Архыз,  сохранился только на фотографии.
Лик Христа, написанный у старой штольни в поселке Архыз, сохранился только на фотографии.

Михаил с ностальгией вспоминает семинары, которые в конце 1980-х проводил для молодых художников краевой научно-методический центр. Большой группой участники семинара выезжали на пленэры в Архыз. В качестве преподавателей с ними работали мастера очень высокого уровня, такие как Виктор Чемсо и Павел Гречишкин. Это было удивительное время, наполненное творчеством. Сама природа наделяла вдохновением и свободой самовыражения. В газетной статье 1990 года была опубликована фотография лика Христа. Михаил Савицкий рассказал, что написал эту фреску на входе в старую штольню в Архызе. Нет, речь не о таинственном лике, обнаруженном на склоне горы Мицешты в 1999 году. Просто совпадение, которых в жизни художника было немало.

Однажды по предложению руководства Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук (САО РАН), которая располагается в поселке Нижний Архыз, была организована сборная выставка работ участников семинара. Экспозицию разместили в башне на горе, где находится знаменитый шестиметровый телескоп БТА. Для Михаила Савицкого та выставка стала в каком-то смысле судьбоносной. Ученым очень понравились его пейзажи, и автор получил от них предложение сделать в Нижнем Архызе персональную выставку. А потом выяснилось, что в общеобразовательной школе для него есть вакантное место преподавателя изобразительного искусства. Там, в поселке астрофизиков, Михаил встретил свою будущую жену Наталью, она преподавала в местном филиале музыкальной школы. Через некоторое время молодая семья уехала в Ставрополь.

 

Эстафета творчества

Михаил Анатольевич и его ученицы.
Михаил Анатольевич и его ученицы.

Однажды Нижний Архыз снова напомнил о себе. Михаил встретил Дину Анатольевну Ступину, которая в конце 80-х руководила Домом культуры в поселке САО РАН, а позже переехала на Ставрополье и в 2009 году возглавила детскую музыкальную школу в Пелагиаде. Оказалось, что среди учебных предметов в ДМШ есть «Основы изобразительного искусства» и «Основы декоративно-прикладного творчества». Дина Анатольевна предложила Михаилу, который в свое время окончил курсы при краевом научно-методическом центре и получил диплом художника-педагога, подменить преподавателя в школе. И вот уже почти 10 лет Михаил Савицкий работает с детьми, ездит на занятия из краевого центра в Пелагиаду и в филиал ДМШ в село Верхнерусское. Его воспитанники – ребята от шести до 16 лет. «Практически все дети имеют способности, моя задача – дать им развиться», – считает Михаил. Он продолжает эстафету творчества, которую в юные годы принял от талантливых мастеров. Преподаватель не ограничивается занятиями в классе, его ученики не понаслышке знают, что такое фестиваль «Гречишкинская весна», Михаил Анатольевич организовал для них пленэр на малой родине Павла Моисеевича Гречишкина в Татарке. Вместе с детьми из художественной школы Михайловска его воспитанники побывали в поездке по достопримечательным местам Ипатовского района. У юных художников есть свои традиции, праздники.

Михаил Савицкий радуется, когда среди его выпусников появляются настоящие звездочки. Нам он рассказывал о девочке, которая мечтала поступить в вуз. Одаренную абитуриентку буквально «с нуля» всего за два месяца удалось подготовить к творческому экзамену, да так, что ее работа была признана лучшей. Ученики Михаила Анатольевича поступают в профильные учебные заведения, выбирают изобразительное искусство и дизайн в качестве своей будущей профессии. И это не может не радовать учителя.

Очерк о творчестве Михаила Савицкого, опубликованный в «Вечернем Ставрополе» более 30 лет назад, назывался «Одинокий пейзаж под звездами». С тех пор многое в жизни художника изменилось. Михаил Анатольевич написал несколько тысяч работ (сам автор затрудняется назвать их точное число), стал лауреатом премии Союза молодежи Ставрополья, был удостоен звания лауреата ряда выставок, в том числе дважды – Всесоюзных фестивалей народного творчества. И только самые близкие люди знают, с каким трудом ему удается создавать воздушные пейзажи, пронизанные внутренним светом. Виной всему ряд серьезных болезней, приведших художника к инвалидности, плюс к этому – последствия тяжело перенесенного ковида. Не сломаться, не утратить силу духа в этой ситуации Михаилу помогает творчество. Это оно спасает, не дает опускать руки и заставляет двигаться дальше.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

и из архива Михаила САВИЦКОГО.

художник Михаил Савицкий, культура, 25 марта – День работника культуры России, творчество

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление