Это не бой, это диалог

Сергей Гаврилюк

Корреспондент «Вечёрки» познакомился со ставропольскими бойцами капоэйра

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

Общаться можно разными способами; чаще всего мы используем слова, реже - жесты, символы, танцы или музыку. Что бы вы делали, если бы вам предложили общаться с помощью боя? Ваша цель не ударить противника, а просто поиграть с ним, «побеседовать»: каждое ваше движение, каждый удар — это ответ. И чем больше вы знаете движений, чем быстрее вы продумываете ответный удар, тем интереснее ваша игра.

Сегодня капоэйра известна как бразильское боевое искусство, сочетающее танец, акробатику и музыку. Бой ведется ногами, в то время как всё тело выступает в качестве рычага. Поставь руку так — и тело повернется само в эту сторону, поставь иначе — тело последует в другом направлении. Зная физику своего тела и имея достаточный навык, боец капоэйра во время игры выдает кульбиты покруче любого циркача или танцора. Эти трюки – квинтэссенция безжалостного боя и танца. В них отражена длинная история становления искусства: от боевого стиля рабов до целой философии.

Первые удары

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

Далекий XIX век. Бразилия существует как португальская колония, куда свозят африканских рабов для работы на плантациях. В портовом городе Салвадор прибывших из Анголы, Гвинеи и Мозамбика чернокожих людей выставляют на продажу. Представители разных районов Африки попадают к землевладельцам и начинают жить вместе. Их взгляды и устои начинают смешиваться, появляется культура, музыка, танцы и боевые искусства, которые морально и физически укрепляют пленных. Наиболее удачливые, кому посчастливилось сбежать, селятся в лесах Южной Америки и образуют целые поселения.

Так, в бараках, небольших конурках, где держали африканских рабов, и лагерях беглецов зародился не похожий ни на что феномен, названный боевым искусством капоэйры.

Общая беда сплотила разобщенные этнические группы, у рабов появилась надежда, уверенность в своих силах. Постепенно появлялись группировки бойцов, способных дать отпор надзирателям. Рабы то и дело получали травмы во время тренировок, а это было нежелательно с экономической точки зрения. Подобный порядок не устраивал рабовладельцев, и прибывший в Бразилию в 1808 году португальский король дон Жуан IV объявил капоэйру вне закона.

В условиях запретов боевое искусство продолжало развиваться разными путями. В Рио-де-Жанейро капоэйра была исключительно боевым стилем. Немецкий художник Ругендас так описал бой:

«У негров есть и другой способ воинственного времяпровождения, значительно более жестокий - капоэйра: два чемпиона бросаются один на другого, пытаясь нанести нокаутирующий удар головой в туловище противника. Искусно избегая атак прыжками в стороны и уклонами, они все же то и дело с огромной силой сталкиваются головами. Нередко игра превращается в драку, в дело идут ножи, и все кончается кровопролитием».

При этом ни слова о музыке, акробатике и ударах ногой. После отмены рабства в 1888 году свободные рабы Рио-де-Жанейро не нашли себе применения и использовали своё искусство в качестве орудия грабежа и разбоя. Капоэйристы носили с собой холодное оружие, дабы наносить смертельные удары потенциальной жертве.

Совершенно иначе развивалось это искусство в Байе. Бой быстро перерос в игру: к боевым приемам добавились музыкальные инструменты и элементы танца. В итоге, когда в начале XX века полиция начала преследовать разбойников капоэйра в Рио, байские «игроки» остались нетронутыми.

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

В Байе и зародилась современная капоэйра. Участники входят в роду – круг, создаваемый капоэристами и небольшим оркестром (батерией), и ведут схватку-диалог под музыку. Ритм задает беримбау – инструмент, напоминающий лук с резонатором. По струне бьют небольшой палочкой (бакетой), ритм подхватывают бубны и африканский барабан. Создающие роду бойцы хлопают, подпевают и помогают соперникам вести диалог.

Важнейший этап становления этого боевого искусства связан с именами мастеров Бимбы и Пастиньи. Они упорядочили и систематизировали капоэйру, открыли свои школы. Мастер Бимба развивал региональный стиль из Байи, который впоследствии получил название Режионал. Мастер Пастинья учился у выходца из Анголы по имени Бенедито и впоследствии открыл свою школу, где преподавался стиль «капоэйра Ангола».

Усилиями мастеров необычное боевое искусство стало законным после демонстраций учениками навыков прямо на улицах. Боевое искусство перестало восприниматься как оружие воров и разбойников, бойцы капоэйры могли больше не прятаться.

Только сильнейшие

Виктор носит зелено-желтый корда старшего ученика (второй ученический пояс).

У Макса первый ученический пояс. Они приходят на занятие первыми. Занятие проводит Виктор, Макс помогает.

Макс узнал о капоэйре в 1996 году. Увидел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом и захотел сражаться так же. Детская мечта осела где-то в памяти и напомнила о себе спустя долгие годы уже в Ставрополе. Виктор попал на эти занятия в 2007 году. Затем небольшой армейский перерыв, продолжение тренировок, и в прошлом году он стал руководителем группы. Учить других он начал случайно: прежний инструктор уезжал, нужно было передать кому-то бразды правления, и выбор пал на него.

- Макс буквально силком отправил меня на инструкторские курсы в Санкт-Петербург. Туда съезжаются инструкторы со всей России и вместе тренируются целыми днями. Лучшего испытания не найти. В Ставрополь вернулся полон эмоций, с новыми знакомствами и огромным синяком на груди… От собственной челюсти. Тренировки были изнурительными, но оно того стоило. Спал после занятий как убитый. К шести утра оживал, делал зарядку, завтракал и снова на тренировки.

Постепенно приходят остальные бойцы. У них пока нет поясов, кто-то занимается давно, кто-то пришел недавно. Если приходит новичок, на занятии вся группа повторяет базовые движения, а молодой боец, глядя на других, вникает в азы и уже через пару тренировок занимается вместе со всеми.

Тренировка начинается с обычной разминки, обязательно под музыку: шея, руки, спина, поясница и, конечно же, ноги. Одно из упражнений – разминка пальцев рук. Руки в капоэйре выступают в качестве опоры для бойца, и без умения переносить вес на руках не обойтись. Далее стойки на руках и голове, балансирование на руках, растяжка для ног…

- Похоже на брейк-данс или хип-хоп. Дело в том, что многие движения из капоэйры используются в современных танцах, - говорит Макс. - Так что, если выпустить опытного капоэйриста на состязание по брейк-дансу, он ничуть не уступит другим участникам.

После разминки группа отрабатывает удары. Все движения должны быть плавными и точными.

В капоэйре нет стойки, боец должен постоянно перемещаться, уклоняться от ударов и быть готовым нанести удар. Для этого существует джинга – постоянное движение, из которого можно быстро начать атаку или защиту.

- Хорошо! Отрабатываем армаду! – командует Виктор. Группа одновременно наносит удар ногой с разворота. Так в течение нескольких минут. На фоне звучат беримбау и бубны.

Следом отрабатывается ещё один удар – щапа. Удар наносится не с разворота, нога, словно пружина, расправляется и бьет пяткой. Каждое упражнение выполняется несколько минут, никто не останавливается ни на секунду, из каждого приема выходят в джингу, с неё же начинается каждая следующая атака. Ещё несколько приемов, и группа разбивается по парам и работает в связках. Удар ногой – уклонение – смена позиции. Каждый боец обязан провести десять атак.

Виктор легко выполняет серию. Говорит, в Санкт-Петербурге приходилось делать по сто и больше ударов. При этом делать это красиво:

- Это даже не боевое искусство. Это скорее просто искусство. Здесь есть танец, есть элементы мордобоя. Получить удар в зубы можно спокойно. Поэтому важно следить за противником, блокировать удары руками. В капоэйре надо, прежде всего, думать: можно просто дать человеку по уху, а можно сделать красивую игру. Мой противник наносит удар, задает мне вопрос, у меня есть масса способов уйти от удара, то есть ответить ему. Чем больше я знаю комбинаций, чем лучше я владею своим телом, знаю его физику, тем лучше моя игра, мои ответы.

- Общаясь вот так, с помощью боя, ты учишься наперед угадывать мысли собеседника. Постепенно эта привычка переходит и в обычную жизнь. Капоэйра учит не биться, а общаться, держаться вместе, поддерживать друг друга. Ведь она и зародилась таким образом. Когда создается рода, люди в кругу хлопают и энергия идет в центр. Когда сам входишь в роду, чувствуешь эту энергию, поддержку и появляется некая эйфория, как на хорошем концерте. За счет этого и игра твоя становится интереснее, - говорит Макс.

Ради роды в капоэйре все и существует. Первый вход в неё – важнейшее событие на пути бойца, в роде он проходит боевое крещение и растет как игрок. От года к году цвет его корды меняется. Если начал заниматься капоэйрой, то учись, пока пояс не посинеет. Считается, что синий пояс инструктора в капоэйре аналогичен черному поясу по карате. При этом синий пояс – лишь середина пути. Можно десять лет играть с одним и тем же человеком, но толку от этого не будет, боец должен развиваться и узнавать что-то новое, перенимать от других опыт.

Тренировка подходит к концу, настало время для интенсивных упражнений. Каждый прием отрабатывается в течение определенного времени без перерыва.

- Хорошо! - Виктор делает музыку погромче. – Я ставлю трек, пока он играет, мы непрерывно делаем армаду, затем щапа и дальше всё, что сегодня повторяли.

- Ты только короткие ставь, чтобы энергии хватило!

- У меня много песен здесь, сейчас выберу. Так, вот хорошая песня на тринадцать минут. Вот на двадцать… Ладно, три минуты двадцать шесть секунд. Поехали!

капоэйра, боевые искусства

Другие статьи в рубрике «Спорт»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости