Грустная поездка в весёлый город

Олег Чесноков

Время неумолимо. При всей банальности в справедливости этой истины сомневаться не приходится. Не успеешь оглянуться, а оно уже намотало десятки, а то и сотни дней на свой незримый счётчик.

Моя мама  Секачева Елена Константиновна
Моя мама Секачева Елена Константиновна

Казалось, что недавно мама была жива, хоть и сильно болела, а вот с даты её смерти минуло уже несколько месяцев. Отец очень сильно переживает трагедию и никак не находит успокоения. И вот мы на нашем маленьком семейном совете приняли решение отметить вдвоём с батей очередную годовщину родительской свадьбы именно в том самом месте, куда они совершили путешествие сразу после того, как официально зарегистрировали свои отношения, – в городе-курорте Сочи.

 

Новое лицо РЖД

Ехать решили поездом из соседнего Невинномысска, добраться туда на моей машине и оставить её на охраняемой парковке возле дома проживающего там товарища. Стоянка находится буквально в двух десятках минут пешего хода до железнодорожной станции. Надо сказать, что на местном вокзале я не был давно, и он приятно удивил меня благоустроенной прилегающей территорией, уютом и чистотой.

Мы купили электронные билеты в спальный вагон фирменного поезда Кисловодск – Адлер, и путешествие началось и завершилось достаточно комфортно. В стоимость поездки автоматически входило скромное, но довольно вкусное питание из вагона-ресторана даже с небольшим, но всё-таки присутствовавшим выбором блюд. Более того, за день до даты обратного рейса мне пришло смс с приглашением в бизнес-зал железнодорожного вокзала Сочи. Попасть туда можно было без дополнительных затрат, достаточно лишь показать билет на поезд в распечатанном или электронном виде. Для нас это был очень хороший вариант скоротать время до посадки в поезд, так как сидеть в общем шумном зале ожидания вокзала не очень приятно. Здесь же тишина, очень удобные диваны и кресла, пусть скромное, но вполне позволяющее подкрепиться питание по шведской линии, даже есть возможность принять душ.

Резюмируя эту часть рассказа о путешествии, хочу отметить, что российские железные дороги за последние лет пять очень сильно изменились в лучшую сторону. Это затрагивает практически все составляющие компании – качество сервиса, чистоту вагонов и станций, да и само отношение сотрудников к пассажирам. Время, когда ведомством руководили «менеджеры», направляющие всю свою энергию в создание собственных хранилищ для шуб, похоже, окончательно ушло в прошлое.

 

Приезд и размещение

В Сочи мы прибыли ранним утром в начале седьмого. Нас встречал бодрящий дождик, хотя основная непогода, вылившаяся за несколько дней до нашего приезда в стихийное бедствие с человеческими жертвами, к счастью, была позади. До гостиницы мы, решив не мокнуть, поехали на такси, приняв предложение пожилого водителя прямо на перроне. Скажу сразу, что тем, кто хочет сэкономить, повторять этого не следует. Здесь отлично работают службы такси, что делает поездки на порядок дешевле. Ими мы впоследствии и пользовались.

Теперь собственно о гостинице. При её заказе я столкнулся с проблемами. Отец настаивал на хорошо ему знакомой «Жемчужине», и я зашёл на отлично оформленный сайт, где в деталях была представлена информация о наличии свободных номеров. Я даже сделал небольшую предоплату, со мной тут же связались по WhatsApp, через какое-то время очень вежливо сообщили, что деньги зависли, и предложили ещё раз отправить код верификации карты, но я, почувствовав неладное, не стал этого делать. Всё происходило поздно вечером, и телефон ресепшен гостиницы уже не работал. Уже утром мне сообщили, что отель мессенджерами вообще не пользуется, а также, что сайт липовый и у них скопилось огромное количество заявлений о мошеннических действиях. Что и неудивительно, ведь проходимцы оформили свой портал гораздо лучше и качественнее официального. Меня терзают смутные сомнения, кто может быть к этому причастен. Но это в конце концов дело правоохранителей. А винить в случившемся надо в первую очередь самого себя – поторопился там, где нужно было проявить внимание и осторожность. Ну на ошибках учатся, благо – сумма утрачена небольшая. Хочу предупредить всех, кто собирается останавливаться в сочинской «Жемчужине»: ни в коем случае не оформляйте номера на сайте zhemchyzhina.com, который первым высвечивается после набора в поисковой строке. Осторожно, это мошенники!

Впрочем, эта маленькая неприятность настроя на поездку не сломала. Гостиница была заказана неподалёку, пусть не на самой первой линии, но всего в пяти-семи минутах ходьбы до пляжа. Более того, заселили нас сразу после приезда, не заставляя ждать полдня, причём абсолютно бесплатно. И продлили пребывание до 20:00 – ведь наш поезд уходил в десять вечера – без проблем и за вполне умеренную сумму. То есть, по сути, из двух суток пребывания мы были обеспечены жильём три полноценных дня. Весьма удачно получилось.

Что касается самого отеля, то здесь, пусть и без особого пафоса, тем не менее присутствовало всё необходимое для отдыха. Включая тёплый бассейн с пресной водой, достаточно плотный шведский завтрак, который при желании и определённой доплате можно легко превратить в обед и ужин, а также удобное расположение у моря, в самом центре Сочи рядом с дендрарием и городским цирком. В последнем шло сезонное представление с участием хищников, и по дороге на пляж можно было отчётливо слышать мощный львиный рык. Вот только с Интернетом в гостинице схема была какая-то замороченная, с чем соглашались и сами сотрудники. Но и с этим через небольшое время удалось разобраться. Короче, отелю я ставлю твёрдую «пятёрку».

 

Санаторий «Ставрополье» и цветы в море

Погода в течение нашего короткого пребывания была разной. Первый день, когда почти всё время шёл то моросящий, то довольно ощутимый дождь, мы посвятили своеобразной разведке и построению планов на завтра. Съездили на морской вокзал, где узнали стоимость прогулки в море на катерах, которые здесь громко называли яхтами. Цены кусались – от пяти тысяч рублей и выше. Но пришлось потратиться, ведь отец заранее запланировал издалека увидеть ту самую береговую линию, где они с мамой отдыхали в своём далёком свадебном путешествии. В сторону пляжа санатория имени Серго Орджоникидзе катера ходили, а в противоположном направлении из-за особого режима охраны расположенной там правительственной резиденции – нет. А ведь именно по этому курсу находилось ещё одно место отдыха, где мои родители в своё время бывали чуть ли не каждое лето – санаторий «Ставрополье». Его с детства хорошо запомнил и я.

На следующий день, когда погода наладилась и появилось яркое солнце, мы решили сначала съездить в бывший санаторий на такси, а потом уже тем же способом отправиться на морской вокзал. Здесь заказать такси не получилось – видимо никто из водителей ехать в микрорайон Мамайка не хотел. Пришлось воспользоваться более дорогими услугами припаркованных недалеко от гостиницы машин частников, подавляющее большинство из которых, судя по автомобильным номерам, представляло дружественную Кабардино-Балкарию.

Я не был на территории, где раньше располагался знаменитый среди моих земляков санаторий «Ставрополье», очень давно, с ранней юности. Здесь всё изменилось, и, мне показалось, что не в лучшую сторону. Впрочем, это, скорее всего, традиционное ворчание немолодого человека, склонного идеализировать прошлое. А может, тоска по навсегда ушедшему детству, когда всё хорошо и жизнь впереди. Наверное, и то, и другое понемножку. Вот точно к лучшему изменилась дорога. Пролетев на автомобиле пару комфортабельных, построенных к зимней Олимпиаде 2014 года тоннелей, мы очень быстро оказались в самом центре Мамайки. Микрорайон я узнал не сразу – он стал очень густо заселён, и, помимо многочисленных частных, здесь выросли и огромные многоквартирные дома высотой в десятки этажей. Новостройки полностью затмили когда-то доминирующий на этом пространстве главный корпус санатория «Ставрополье», прозванный в народе «кукурузой». А может быть, как раз и спроектированный в форме початка.

Пляж бывшего санатория «Ставрополье»
Пляж бывшего санатория «Ставрополье»

В советское время санаторий назывался межколхозным, то есть был построен в складчину несколькими крупными хозяйствами. Направления туда раньше выдавались только труженикам села. В далёком 1979 году отцу первый раз только по большому знакомству удалось достать путёвку для нашей семьи в самый лучший корпус «Ставрополья» – пляжный, расположенный на берегу моря. Даже помню, что в курортных книжках у нас были другие фамилии, по-моему – Белявцовы. Мне строго-настрого было велено так и представляться. Тогда тотальный дефицит распространялся буквально на всё, и отдых на море исключением не был. Чем труд врачей, кем работали мои родители, менее важен, чем работа на селе, конечно, непонятно. Просто для одной категории жителей края был построен свой санаторий на морском побережье, а для другой – нет. Вот и приходилось идти на ухищрения.

Впрочем, все эти неудобства казались сущими мелочами, после заселения в номер, где с балкона открывался прекрасный вид на морскую гладь и сладко засыпалось под шум прибоя. Из глубин памяти, как кусочки мозаики, выскакивают отдельные воспоминания о купании в дождь, о тепле маминой руки, о крепости отцовского плеча во время обучения плаванию, о заказах еды на послезавтрашний день в столовой, словно в настоящем ресторане, о походах в казавшуюся экзотикой сауну, о замечательном вкусе бутербродов с креветочной пастой из магазина морепродуктов в торговом центре, о похожих на джунгли субтропических зарослях на прогулочной тропе возле корпуса и о многом другом. Человеческому мозгу свойственно сохранять картинки чего-то приятного и яркого, избавляясь от скучной рутины. И это хорошо.

Потом были и другие поездки, уже в куда более скромный, похожий на жилой микрорайон и расположенный на приличном расстоянии от моря спальный корпус санатория. Самым ярким впечатлением от этого отдыха была борьба с обитавшими в номере в чудовищных количествах удивительными южными тараканами, которые, видимо, в результате субтропической мутации получили способность летать. Или обрели заново, ведь крылья, пусть и недействующие, имеются у всех представителей этого отряда насекомых. Точнее, они совершали затяжное планирование в воздухе, и бороться с непрошенными гостями приходилось с помощью мухобоек. Процесс был противным, но увлекательным, оттого и запомнился. В дальнейшем добыть путёвки в санаторий было проще, и он стал практически постоянным местом отдыха для родителей вместе со мной. Последний раз я приехал сюда к маме и папе из Ставрополя сразу после демобилизации из армии, даже не получив паспорт, по военному билету.

Надо сказать, что пляжный корпус санатория и сам пляж – одни из немногих мест, которые с тех пор почти не изменились. Только теперь они носят очень странное название Coocoorooza, что, видимо, является данью памяти архитектуре главного корпуса «Ставрополья». А сам санаторий юридически канул в Лету в результате различных имущественных разборок. Грустная, но уже совсем другая история.

С волнореза, на котором когда-то располагался мужской аэрарий, мы бросили в воду чётное количество белых роз в память об ушедшей жене и маме. Затем повторили ту же самую процедуру уже с катера в море с видом на пляж санатория имени Орджоникидзе, где почти шесть десятков лет назад отдыхали мои молодые родители. Кроме того, отец отправил в пучину специально подготовленную коробочку, внутри которой он положил сплетённые локоны волос – своих и мамы. Такой ритуал придумал он сам, и очень надеюсь, что ему станет он этого хоть немного легче…

 

Дневник памяти

От морвокзала мы возвращались пешком по набережной, изрядно обгорели, и потому провели весь остаток дня в номере, намазываясь кремом и лишь иногда спускаясь в бассейн. На следующий день, который был до самого отъезда вечером в нашем распоряжении, я решил сделать обход памятных лично для себя мест. Дело в том, что 25 лет назад в своего рода свадебное путешествие ездил в Сочи и я. Тогда последний раз и посещал местный парк, а теперь принял решение сделать это снова.

Поднявшись по канатной дороге, станция которой располагалась поблизости, я спустился вниз пешком. Прогулка по территории уникального собрания субтропической флоры доставила мне настоящее удовольствие. Побывал я и в Доме-музее основателя парка Сергея Николаевича Худекова. Тогда четверть века назад строение представляло собой полуразрушенное здание. Я заплатил за экскурсию, которую для меня, как единственного любознательного туриста, провёл экскурсовод со своеобразной, очень манерной дикцией, особенно подробно описывая работу подвижника в качестве историка балета.

После прогулялся я и до санатория «Черноморье», где в то самое время мы отдыхали с супругой Алёной. Он очень изменился, став многоэтажной высоткой и оставив в прошлом разбросанные в зарослях экзотических растений симпатичные отдельно стоящие корпуса и домики. Впрочем, новое строение выглядело гораздо лучше холодного блеска черных зеркал громады отеля «Гранд Карат», расположенного поблизости. Суетившиеся около входа весьма потрёпанные сотрудники секьюрити своим видом сильно напоминали персонажей боевиков категории «Б». А вот здание гостиницы «Приморская» я, похоже, увидел в последний раз. Там идёт, скажем так, реконструкция, начавшаяся с тотального сноса на прилегающей территории зелёных насаждений и разборки красивого здания. Что возникнет на этом месте, покажет уже ближайшее будущее.

Вернувшись в наш отель, я случайно увидел картину, от которой мне словно воткнули иглу в сердце. На небольшой, скрытой растениями от глаз площадке недалеко от входа, на скамейке сидел мой отец. Он прижимал к груди рамку со старой фотографией молодой и красивой девушки – своей жены и моей мамы – горько и беззвучно плакал.

Когда я был маленьким, мой отец казался самым сильным человеком в мире. Это, конечно, субъективно, но и объективные обстоятельства для такого впечатления есть. Юрий Алексеевич Секачев – заслуженный врач России, создатель Центра гемодиализа или «искусственной почки» в крае, спасший многие тысячи человеческих жизней. Когда его совершенно незаслуженно просто выпроводили на пенсию.

Мой отец оглядывается назад, и я не имею никакого права его осуждать. Если впереди не так уж много хорошего и светлого, то можно окунуться в прошлое, когда они с мамой были молоды и счастливы. После завершения нашей поездки я часто представляю себе, что переплетённые волосы моих родителей на дне Чёрного моря готовят им встречу когда-нибудь в совсем ином, лучшем мире. Ведь если не верить во что-то подобное, то нет и смысла жить…

Фото автора.

память, Российские железные дороги, заслуженный врач России Юрий Алексеевич Секачев, город-курорт Сочи, путешествия, отдых

Другие статьи в рубрике «Путешествия»



Последние новости

Все новости

Объявление