Груз в район спецоперации

Тамара Коркина

Печальное известие

На днях мне позвонила председатель городского женского совета Анна Владимировна Смирнова. Спросила - нет ли в редакции адреса быстрой доставки гуманитарной помощи в район спецоперации. В общем-то, говорю, помочь могла журналист «Вечерки» Лена Павлова, которая больше десятка раз была в Донбассе, в том числе ездила и с гуманитарной колонной. Но она сейчас в отпуске, надо узнать, где отдыхает и поговорить. В беседе возник и второй адрес - Общероссийский народный фронт, который, дружно согласились мы обе, безусловно поможет.

А дальше Анна Владимировна рассказала о гуманитарном грузе:

- Наша Светлана Петровна Портуровская готова направить в Донбасс вспомогательные медицинские материалы. Там шприцы, системы для внутривенных инъекций, хирургические разовые фартуки, шовный материал, разовые простыни и еще много такого, что необходимо при операциях. А дальше сообщила такое, что...

Светлана Петровна Портуровская
Светлана Петровна Портуровская

- Светлана Петровна недавно потеряла дочь Анечку, Анну Борисовну, которая работала ветеринарным врачом. Своих питомцев у нее весь город лечил. Вот ее запасы и хочет отправить...

Анна Борисовна Лопырина
Анна Борисовна Лопырина

Уточнение Анны Владимировны «наша» вполне понятно. Светлана Петровна - многолетний член президиума городского женсовета, энтузиаст женского движения с тридцатилетним стажем. Как раз с той поры, когда женщины Ставрополя встали на защиту своих мужчин, которым угрожала отправка на межнациональные разборки. Тогда-то на Ставрополье и зародились женсоветы, которые работают по сей день.

Со Светланой Петровной накоротке я не была знакома, хотя мы обе как члены женсовета нередко участвовали в одних мероприятиях, приветствовали друг друга. А вот о ее активности, готовности действовать, помогать, представлять женсовет в самых разных аудиториях была   наслышана. И такое горе на ее материнское сердце...

 

Семья, профкомовские заботы

Мне очень захотелось встретиться со Светланой Петровной. Просто поддержать, если позволит, соберется с силами и расскажет - написать о дочери. Да и о ней самой, о ее активной жизни, вобравшей в себя немало радостей и трудностей.

И вот Светлана Петровна в редакции. Черный ободок на голове, улыбка, доброжелательная готовность к разговору.  

Узнаю, что в Ставрополь она попала случайно, в 1961 году. Жила в Темрюке, подруги засобирались поступать в Ставропольский пед-институт - и она с ними. Подала документы на естественно-географический факультет, прошла. На четвертом курсе вышла замуж. С мужем своим, Борисом Анатольевичем Лопыриным,   встретилась на спортивной площадке. В ту пору она упоенно занималась волейболом, имела первый взрослый разряд по этому виду спорта. Семья жила счастливо, увлеченно, как и полагается молодым, родились дочка Анна и сын Анатолий. Но, прожив вместе тридцать лет, супруги расстались. Рассказывать о причинах Светлана Петровна не стала - «не надо об этом». Сказала только, что после развода так случилось, что забота о детях полностью легла на ее плечи. Взросление ребят, их учеба пришлись как раз на трудные девяностые годы.

- К этой поре я работала в сельхозинституте, преподавала растениеводство. Вроде бы проблемы с продуктами не должны были нас касаться - во всех хозяйствах наши выпускники. Но совхозы и колхозы начали быстро разваливаться. Все выживали как могли. Меня избрали председателем профкома, на этом посту, совмещая его с преподавательской работой, я пробыла семь очень тяжелых лет. Профком была единственная общественная организация, на которую легли все заботы о людях. Мы добывали для сотрудников продукты, делили огороды. Коллективу их нужно было около тысячи, огороды брали все - от уборщиц до профессуры.

У меня самой всегда было 20 соток земли - огород и дача. На огороде работали втроем - я и дети. Они выросли очень трудолюбивыми, ответственными. Нашими продуктовыми запасами были мешков пятнадцать картошки и дачные соленья. А рацион - утром пюре, вечером - большая сковородка жареной картошки. Так мы прожили девяностые и частично двухтысячные годы. Честно признаться, я за всю жизнь ни разу не была в косметическом кабинете и ни разу не сделала маникюра. Как-то не пришлось - всегда работала на земле.

 

Работа на опытной станции

Если бы при распаде СССР и зарождении новой России судьбу и дальнейшее развитие аграрного сектора страны определяли такие люди, как Портуровская, не сидели бы мы сегодня без семян, попав в полную зависимость от Европы. Окончив пединститут, Светлана Петровна планировала работать в школе. Но мест не было, и она, поработав немного на кафедре, устроилась в агрохимическую лабораторию опытной станции сельскохозяйственного института. Вся большая деятельность станции была направлена на развитие семеноводства в крае, на селекцию новых сортов. Они зарождались здесь, на опытных делянках. Семеноводческая работа, рассказывает Светлана Петровна, велась по 33 культурам и сортам.   На делянках рождались новые идеи, делались открытия, на них аспиранты готовили диссертации, а студенты - дипломы.

В основу диссертации самой Светланы Петровны легли испытания сортов озимого ячменя. Ее научная работа была посвящена повышению его зимостойкости и продуктивности. Для края это было очень актуально - в восточных районах ячмень вымерзал, а это бесценная фуражная культура.

- Мы все время искали, испытывали, экспериментировали. Я объехала всю страну, чтобы найти что-то новое, привезти в край семена, провести опытную работу. Вспоминаю, как буквально на себе везла мешок семян пивоваренного ячменя из Одесского селекционно-генетического института. И была счастлива перспективой - изучим, вырастим, получим что-то новое.   Последняя моя командировка была в Среднюю Азию - там я собрала интереснейший материал для книги по ячменю.

- А вообще сказать, работа на опытном поле, на станции очень трудная, за день набегаешь десятки километров. При этом еще и разъяснения студентам надо давать, показывать. Да и аспирантам тоже.

Знаете, когда поле колосится и начинается ветер, тебя охватывает ощущение, что ты на волнах, и начинается самая настоящая качка. В таком поле можно потерять сознание, что не раз случалось со студентами во время видовых прополок. Да и на себе сюрпризы природы испытывала.

Светлана Петровна проработала на станции пятнадцать лет, не зная ни покоя, ни трудового графика.

- Я чувствую вину перед детьми - мало уделяла им внимания. Когда Анечке исполнилось семь лет, пошла к ректору с просьбой перевести меня на преподавательскую работу. И еще двадцать два года вела в институте курс растениеводства.

Тут тоже - не без поиска и стремления внедрить что-то новое.

- Перейдя на кафедру и стремясь усовершенствовать учебный процесс, поехала в Вильнюс - привезла класс программированного обучения. Все тесты, методическое обеспечение разрабатывали преподаватели. Ну раз я проявила инициативу - на меня все и упало. Коллеги полушутя-полусерьезно так и говорили: ты привезла - ты и разрабатывай.

 

Горе

А теперь - о материнской трагедии. В тот роковой майский день позвонила помощница дочери: у Анны Борисовны кружится голова, она плохо себя чувствует.

- Я тут же прибежала - живу недалеко от клиники. Анечка была без сознания. Вызвали скорую, каждая минута тянулась вечность. Снова и снова набираю - едем, едем, вы же знаете, какие в пять вечера пробки...

Приехали - сердце уже остановилось. Потом ждали милицию, судмедэксперта... Диагноз - постковидный синдром, дочь перенесла ковид бессимптомно.

Первое время мне все казалось - вышла, уехала в командировку. А сейчас приходит осознание, что все, я никогда больше дочку не увижу...

Мне кажется, она чувствовала свой уход. Наказывала, чтобы ее кремировали.   Кремация прошла в Новороссийске, урну с прахом мы похоронили в Ставрополе, между дедушкой и бабушкой.

Светлана Петровна рассказывает, что Анечка родилась болезненным ребенком, с хроническим заболеванием. Здоровьем слабенькая, а память великолепная, бурная фантазия, мгновенная реакция. Три года - со второго по четвертый класс - в школу не ходила. Только соберется - тут же поднимается температура. Врачи объясняли это процессами, происходящими в организме в связи с заболеванием.

- Воспитанием Ани занимались обе бабушки. Одна, моя мама, заслуженный учитель, другая - Нина Викторовна Логинова,   профессор.

С такими воспитателями дочь успешно окончила школу, затем с отличием - медицинское училище, за ним - с отличием ветеринарный факультет сельхозинститута, защитила кандидатскую диссертацию.

О душе дочери, складе ее характера говорит тот факт, что Анна десять лет ухаживала за больной бабушкой - Ниной Викторовной Логиновой, вдовой известного в крае ученого, Героя Социалистического Труда Анатолия Ивановича Лопырина. Она и умерла на руках внучки.

- Будучи в аспирантуре, Аня стала работать в зоологическом клубе на Хетагурова. Там лечили кошек, собак, занимались дрессировкой. А еще, - улыбнулась Светлана Петровна, - там жила обезьяна Кеша, которую принес на усыпление фотограф. Кеша пил, курил и безобразничал. В общем, зооклуб приобрел большую популярность в городе, у него было много клиентов.

Потом Аню позвали в ветлечебницу на Герцена, где она проработала 20 лет.

- К Ане всегда была большая очередь, она великолепный диагност и замечательный хирург.

Потом Анна Борисовна перешла в статус индивидуального предпринимателя. Семья купила небольшое помещение площадью 23 кв. метра, затем случайно по дешевке удалось расшириться.

- Я несколько раз уже без Ани заходила в клинику. И всегда там заставала людей. Увидев меня, они бросались с вопросом: где Анна Борисовна, почему она на звонки не отвечает?

Подтверждение популярности Анны Борисовны я нашла в ближайшем окружении. Оказывается, мои сын и невестка со своей кошкой Масей только к ней ходили. Коллега Лариса Ракитянская тоже горько изумилась: как не стало Анны Борисовны? Да мы всегда только к ней идем с проблемами наших двух котов!

Наверное, в утешение самой себе Светлана Петровна говорит:

- Люди по-всякому жизнь проживают. У Ани она была широкая, вбирала много друзей, клиентов. И питомцев, которых очень любила. Сколько раз она плакала вместе с хозяевами при безысходном состоянии их домашних любимцев! Для нее радость была - помочь, поддержать, подарить, отдать...

 

Борьба за интересы внука

Сегодня главная опора Светланы Петровны в ее горе - внук Ильяс, сын дочери.

- Вдвоем мы с ним остались. Внук очень самостоятельный, сам готовит, убирает. Ему 18 лет, окончил с золотой медалью лицей № 16. Сейчас мы с ним на перепутье - куда пойти учиться? Мамино дело продолжать не хочет, склоняется к юридическому факультету.  

На мой вопрос про папу Ильяса Светлана Петровна рассказала:

- Дочка вышла замуж за однокурсника, за красавца карачаевца, думаю, что ей, слабенькой физически, захотелось иметь сильную опору. Муж по окончании вуза в Ставрополе работу не нашел, устроился в Черкесске. Ездил два года, завел там другую семью - с женщиной своей национальности.

А я такой человек: если мне нужно наладить контакт с кем-то - я не комплексую, обязательно налажу. Вот и тут: подхватила двухлетнего внука и к его родне в Архыз - к бабушке, дядям, тетям. Все принимали нас хорошо - карачаевцы детей любят. А мне нужно было, чтобы у ребенка были родственники, чтобы он их знал и любил. И они его тоже. С новой семьей отца отношения были похуже. Но и то... Как-то приехал бывший зять, сказал, что жену с ребенком оставил в машине, она идти не хочет. Я тут же спустилась - пойдемте, отдохнете, чайку попьете, что вы тут с малышом сидеть будете...

Так и познакомились. А с внуком мы все годы в Карачаево-Черкесии   бывали. Сейчас у него большая родня, он уже и один к родственникам ездит. И с отцом отношения хорошие.  

 

Стержень поколений

Зашел у нас разговор и о родителях Светланы Петровны. Отец Петр Данилович и мама Надежда Алексеевна - оба фронтовики. Когда началась война, мама училась на третьем курсе. Сразу же пошла в военкомат - проситься на фронт. Ее направили в интендантское училище. А папа на войне был политруком, о своей должности рассказывал так: первым - вперед, за Родину, за Сталина! Родители поженились на войне, в сорок четвертом родилась Светлана. Мама оставила двухмесячную девочку бабушке и снова на фронт.

...В общем, в жизни Светланы Петровны сфокусировалась жизнь минимум четырех поколений. Родителей, своя, дочери и внука. И крепким стержнем через все поколения проходят мощные человеческие качества: патриотизм, ответственность, человеколюбие, самоотдача. Качества, которые Светлане Петровне позволяют сказать о себе:

- Я альтруист и трудоголик, всю жизнь - все сама, боюсь кого-нибудь обременить собой. А для других - все отдам, все, что нужно, сделаю.

К слову, ее медицинский груз забрали ребята из ОНФ. Приехали, загрузили багажник машины, часть коробок сложили в салон. Хочется надеяться, что на сердце Светланы Петровны стало чуточку легче: большое дело она сделала в память о горячо любимой дочери.

Донбасс, судьбы, Россия, городской женский совет, СССР, Великая Отечественная война, спецоперация, ОНФ

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление