Хитрый лис

Василий Скакун

Хитрый лис

Вы никогда не задумывались о принципах работы своего ума? Понаблюдайте и убедитесь – это целая энциклопедия разнообразных уловок, направленных для собственного самоутверждения. Как сказал один мудрец, наш ум, не переставая, пишет себе восторженные письма о своей находчивости, всеумении и заканчивает их льстивой самовлюбленностью. Он с улыбкой смотрит на соседа, доброжелательно похлопывая его по плечу, и тут же подсчитывает стоимость его новой машины, и с недоумением мысленно вопрошает – откуда у него взялись такие деньги? Его хитрости и изворотливости можно только удивляться. В любом деле общественного плана, которое только собирается выполнять его хозяин, ум тут же прикидывает возможности личной выгоды. Для него отсутствуют понятия порядочности, чести, совестливых переживаний – на все это он смотрит свысока непонимающими глазами, посмеиваясь над «происками» милосердия.

Весь мир, а это теперь нетрудно оценить, живет запросами своего ума, попавшись ему на крючок. И самое трудное, обозревая все несовершенство мира, понять и осознать, что все это результаты учебы человечества в начальной школе познания самого себя, где директором, завучем и преподавателем одновременно является собственный ум. Еще никому не удавалось подниматься по лестнице духовности прежде, чем не разграничить запросы ума и посылы сердца. Все, без исключения, запросы ума притягательного наклонения: к себе, для себя, одновременно отталкивая всех других от кормушки явной или мнимой.
«Моя хата с краю…» - это его принцип взаимоотношений с миром. Его противоположность – сердце, которое лишено эгоистических побуждений, постоянно выискивает объекты помощи, защиты, передачи энергии сострадания и любви.
Всевышний отдал человеку на откуп способы выстраивания личных отношений со своими внутренними помощниками. Ум брезгливо смотрит на сердце, как на нерадивого хозяина, который готов все накопленное им богатство раздать (спустить) на нужды других людей. Сердце укоряет ум – зачем тебе так много и просит поэта быть судьей:
Опять кому-то тесно на планете,
Все тянутся побольше откусить.
Все не нажрутся, будто бы на свете
Им суждено лет двести жить.
От силы сто! Чего же вы гребете,
Куда вам столько? Ведь не донести.
Ведь за две жизни столько не сожрете,
Да и за три, блин, Господи, прости!
Ум не может поверить в многоразовость жизни (так как принадлежит телу) и поэтому до последнего вдоха все будет тянуть на себя. Сердце, помня свои предыдущие воплощения, знает, что только духовный рост есть истина пребывания человека на Земле, все остальное – происки ума. Но сердце никогда не теряет надежды по перевоспитанию ума. Оно говорит:
Ведь, в сущности, что человеку надо?
Горбушку хлеба да воды попить,
Да ночью соловьиную руладу,
А утром деток в школу проводить,
И жить!
Вот что интересно, понаблюдайте за собой – как только мы получаем какую-либо информацию, связанную с изменением обстоятельств жизни, то непременно обязаны каким-то образом реагировать на происходящее – мы так устроены. Так вот сердце всегда опережает ум и дает свое единственное понимание (с нравственной точки зрения) в решении вопроса, и зачастую довольно затруднительное для реализации, и тут же вскоре, через несколько секунд, приходит ум и предлагает сразу несколько вариантов здравого смысла, естественно, с учетом (если это возможно) личных интересов. И, зная, что сердце уже отметилось со своим посланием, специально подчеркивает невыгодность или невозможность его выполнения. Но решение принимает хозяин – человек, и, как правило, то, что называется здравым смыслом, а это всегда либо с личной выгодой, либо без ущемления собственных затрат.
Вот так годами и десятилетиями они и существуют в организме человека. И большинство людей, зачастую прожив, как им кажется, полноценную жизнь (оценивая ее качественность материальной составляющей), даже и не догадываются, что были носителями каких-то абсолютно разных качеств, одно из которых осталось непроявленным в этом жизненном цикле. Это то, что принято называть неудачным опытом для души. Мудрецы по этому поводу говорили: «Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает».
В легкой атлетике есть такой вид – бег с препятствиями. В нем на самом деле победитель определяется наименьшим временем преодоления дистанции в 3000 метров (она еще называется стипль-чез). Но кто-то когда-то додумался наставить всевозможных барьеров: ям с водой и прочих неприятностей, чтобы спортсменам было как можно труднее преодолевать то самое минимальное время пробега. Дилетанты скажут: что за глупость, ведь цель – время перемещения, так зачем создавать эти нелепости, и будут правы. Так вот наличие ума в жизни человека – это очень схожий сценарий. Жизни человеческой мечтается быть полноценной, приносящей удовлетворенность и ощущение счастья. И вдруг ум подбрасывает барьеры и препятствия в виде сомнений, тревог, переживаний, а если этого мало, то вот, пожалуйста, кое-что посерьезней (яма с водой): гордыня, эгоизм, зависть, страх – это все его воины тьмы. И реальность человеческого бытия - осознанно (ну как те спортсмены) преодолевать все эти недоразумения. И самое интересное заключено в том, что после хотя бы малой победы над этими препятствиями ума мы непременно почувствуем, что высоту этих барьеров кто-то принизил, а глубину ям кто-то приподнял и тем самым создал предпосылки для более безошибочного преодоления и остальных препятствий с нарастанием скорости перемещения.
Самым важным самооткрытием будет понимание того, что назначение ума – это некая хитрость, отвлекающий маневр, сравнимый с действиями во время войны, когда фанерные модели самолетов выставлялись на лжеаэродромах, чтобы отвлечь внимание неприятельской стороны от истинных целей, замаскированных в это время в лесу, которые и составляют настоящий костяк эскадрильи. Но с умом все значительно сложнее, так как он знает своего врага в лицо и, постоянно используя неразумность своего хозяина, пытается запереть его в темницу.
Послушаем мудрецов по этому поводу: «Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом, и она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано – свой быстрый бег.
Собака имеет чутье, когда она лишается того, что ей дано – своего чутья, она несчастна, а не бывает несчастна, когда она не может лаять.
Точно так же и человек становится несчастным не тогда, когда он не может осилить медведя или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано – доброту и рассудительность. Вот такой-то человек воистину несчастен и достоин сожаления.
Не то жалко, что человек умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство» (великий Эпиктет).

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление