«И мир окрасится в другие краски...»

Тамара Коркина

По данным Росстата, численность населения Ставропольского края на 1 января 2020 года составляла 2,8 миллиона человек. При этом практически четверть – это люди   старше трудоспособного возраста.

Именно поэтому в крае разработан и действует региональный проект «Старшее поколение». Его цель - улучшить качество жизни людей пожилого возраста.

Эта задача является основной и для краевого Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста. О том, как коллектив работает в этом направлении, рассказывает руководитель Центра кандидат социологических наук Галина Шпак.

 

- Галина Ивановна, социальное обслуживание в нашей стране имеет не очень долгую историю. Практически она началась со времен развала страны. Вы в этой сфере работаете много лет. Какие моменты в ней вы назвали бы поворотными?

- Мы стали не только свидетелями, но и участниками одного из таких, считаю, поворотных моментов. Дело в том, что наш коллектив в 2019 году включился в «пилотный проект» по созданию системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами. В этом «пилоте» участвует всего несколько регионов страны.

 

- В чем его новизна?

- Во-первых, это изменение миссии сотрудника, непосредственно предоставляющего социальные услуги. Теперь мы мотивируем социального работника не на выполнение всей работы за получателя, а только на компенсацию его утраченных способностей, то есть стремимся поддержать активность человека. Кроме того, задача специалиста по уходу - мотивировать человека на полноценную, насколько это возможно, жизнь в обществе. Мы обязаны донести до подопечного и сформировать у него желание максимально долго сохранять социальную активность, не терять социальных связей, сохранять привычный образ жизни. Иными словами, нам необходимо добиться изменения самосознания нашего подопечного.

Во-вторых, человек в системе долговременного ухода становится уже не объектом, а субъектом социальной работы.

И еще важно. Предоставление новых услуг по уходу возможно только с активным участием родственников.

 

- Как на практике применяется такой подход?

- Мы прошли через несколько этапов. Прежде всего, по рекомендации разработчиков системы провели типизацию получателей социальных услуг. Все они разделены на пять функциональных групп. Это позволило нам изменить время на предоставление социальных услуг, на нахождение социального работника у получателя в зависимости от степени его нуждаемости до четырех часов ежедневно. Это касается самой тяжелой функциональной группы.

В нашем Центре работает школа обучения членов семей тяжелобольных основам ухода за ними, организован пункт проката технических средств реабилитации.

На деньги, выделенные федеральным бюджетом, мы приобрели специализированное оборудование. О некоторых технических средствах реабилитации мы и сами узнали впервые. Это надувные ванны для мытья человека, скользящие простыни, пояс, доска для пересаживания и другие приспособления. Для сиделок, выполняющих услуги по уходу, сформирован полный комплект вспомогательных средств. Надо сказать, что долговременный уход не может представлять собою только социальное обслуживание. У нас полное взаимодействие с организациями здравоохранения города. Это позволяет оперативно оказывать в случае необходимости медицинские услуги.

Мы развиваем стационарозамещающие технологии, такие как служба сиделок, санаторий на дому, хоспис на дому.

К концу прошлого года системой долговременного ухода мы охватили свыше 1700 пожилых людей и инвалидов. Приведу пример. Одному из получателей услуг, назовем его условно Иван Петрович, оказываются социальные услуги на дому с января 2020 года. Он поступил к нам на обслуживание в тяжелом состоянии, лежачим, был полностью зависим в передвижении после перенесенного инсульта. Для него была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, исходя из его реального самочувствия. К работе приступила сиделка нашего отделения социального обслуживания на дому. Специалисты Центра помогли Ивану Петровичу оформить инвалидность и получить в безвозмездное пользование технические средства реабилитации. Ему помогает дочь, тоже не очень здоровый человек. В Школе ухода мы научили ее правильно укладывать, переворачивать больного, кормить, проводить гигиенические процедуры. Иван Петрович по рекомендациям врача получил услуги по массажу и физиотерапии в службе «санаторий на дому». Спустя полгода упорной работы Иван Петрович начал вставать с постели, передвигаться по комнате с помощью ходунков, самостоятельно принимать пищу уже не в постели, а на кухне. И такой пример в нашей практике не единичный. Убеждена, что мы движемся в правильном направлении. Такой подход к социальному обслуживанию делает жизнь нуждающихся людей более комфортной, а самих людей – более независимыми.

 

- Галина Ивановна, до сих пор мы говорили о социальном обслуживании на дому. Но, как не раз писал «Вечерний Ставрополь», вы ведете и полустационарное обслуживание. Расскажите об этом подробнее.

- Одновременно с той работой, о которой я рассказывала, на базе нашего Центра начали работать группы дневного пребывания для тех, кто имеет возрастные изменения памяти, внимания и других функций. Пожилых людей мы доставляем в группы на своем автомобиле в сопровождении специалиста. После занятий всех отвозим домой. В течение дня с пожилыми людьми занимается психолог, с ними проводятся оздоровительные процедуры (аппаратный массаж, физиопроцедуры, кислородный коктейль), а также занятия по лечебной физкультуре, досуговые мероприятия. При этом организовано питание.

Для групп дневного пребывания у нас оборудовано уютное помещение. В нем есть удобные кресла-реклайнеры, в которых пожилой человек может отдохнуть после занятий, приняв удобное положение. Для проведения сеансов релаксации обустроена сенсорная комната. В ней потолок имитирует звездное небо, а на стены проецируются красивые пейзажи. Под звуки водопада, который «шумит» в сенсорной комнате, и приятную музыку посетители групп дневного пребывания отдыхают после занятий.

Курс занятий составлен на три месяца. Занятия в группах проводятся с соблюдением всех вызванных пандемией профилактических мер, с соблюдением социальной дистанции. Каждая группа посещает занятия два раза в неделю, в каждой - от трех до пяти человек. Социальные услуги предоставляются в соответствии с законодательством бесплатно, за плату или частичную плату, в зависимости от среднедушевого дохода нашего подопечного. Сумма может быть чуть больше двух тысяч рублей.

Скажу, что многие побывавшие в группах дневного пребывания просятся зачислить их повторно. И специалисты, и сами подопечные, и их родственники как результат отмечают улучшение концентрации внимания, памяти, логического мышления, снижение уровня тревожности. Люди в группах с интересом общаются друг с другом, это общение потом часто переходит в повседневное.

Помимо этого, у нас работают такие проекты, как «Час здоровья», «Школа здоровья», «Группы здоровья». В прошлом году в них активно участвовали более 600 человек.

 

- Я правильно понимаю, что если за группу дневного пребывания нужно платить какую-то сумму, то множество образовательных программ у вас бесплатные?

- Мы с радостью принимаем всех пожилых людей, которые почувствуют необходимость пообщаться, получить какие-то знания. У нас работает университет «третьего возраста», в котором многочисленные и самые разнообразные факультеты, как говорится, на любой вкус. Есть компьютерные классы, которые помогают людям старшего поколения адаптироваться в новых цифровых условиях. Если есть желание кому-то помочь, облегчить чью-то участь - становитесь членом добровольческого движения «Серебряное волонтерство». Было бы желание что-то делать, предпринимать, преодолевать. И тогда мир для человека раскрашивается в другие краски.

- И последнее: давайте назовем номера телефонов, по которым любой может позвонить, чтобы проконсультироваться, записаться в группу дневного пребывания, в университет, на оздоровительные мероприятия.

- Наиболее востребованы у нас отделение срочной социальной службы - 72-80-46 и социально-оздоровительное отделение - 72-82-48. Звоните, мы рады каждому обращению к нам.

 

региональный проект «Старшее поколение», Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление