И сострадание, и участие те же!

Тамара Коркина

Мысли о прошлом

Были в моей журналистской жизни времена, когда я занималась вопросами здравоохранения. До сих пор живет в памяти мир с прекрасными одухотворенными врачами-терапевтами, хирургами, педиатрами, о которых мы с удовольствием писали. Практически в единственную тогда газету - «Ставропольскую правду» - потоком шли письма читателей с благодарностями врачам. Поскольку все их опубликовать было невозможно, мы делали еженедельные обзоры: брали из писем по абзацу-другому, получалось убедительное, энергетически сильное повествование о том, насколько мы защищены профессионализмом и милосердием людей, посвятивших себя спасению человеческих жизней.
К сожалению, сейчас эта вера подвергается жесточайшим испытаниям. Медицину, попросту говоря, заклевали, заклеймили, нет дня, чтобы телеканалы не сообщали народу о непрофессионализме медиков, их безответственности и бездушии. «Жареное», к сожалению, сегодня больше востребовано газетами и телеканалами, чем повседневное «рутинное» спасение человеческих жизней. Переполненных благодарностью за возвращенное здоровье людей попросту никто не слышит.

И сострадание, и участие те же!

Вот такие мысли бродили в моей затуманенной тревогой голове, когда я сидела во дворе четвертой больницы, ожидая окончания операции родного мне человека. Я не знала хирургов, которые в данный момент колдовали над ним, но как же они были мне дороги, как верила им, как убеждала себя, что они безусловно самые-самые! Если в это не верить — можно сойти с ума.

Потом — многоместная палата, каталки с прооперированными больными... Повеселевшие пациенты, которые, отходя от наркоза, в полузабытьи, горячечно радовались возвращению в жизнь. Родственники, в святом благоговении встречающие в коридоре хирургов...

Иная жизнь, иной ритм

Урологическое отделение
№ 1 на 60 коек. Поскольку бывшая «четвертая» - сегодня больница скорой медицинской помощи, то пациенты со всей экстренной урологической патологией попадают именно сюда. В том числе и потерпевшие в дорожно-транспортных происшествиях - с разрывом почек, мочевого пузыря, другими многочисленными профильными травмами. Ну и больные с таким распространенным на Северном Кавказе заболеванием, как мочекаменная болезнь, — освобождение от нее здесь находят сотни и сотни страдальцев.

Заведует отделением Игорь Владимирович Павленко. Оперирующий хирург, был удостоен в этом году звания «Лучший врач 2013 года». Проходил стажировку в Германии. Член Европейской ассоциации урологов - каждый год ездит на конгресс, учится, привозит коллегам все самое новое, что есть в мировой урологии.

Тут в самый раз привести слова о нем главного врача больницы Александра Борисовича Минаева:

- Урология - это одно из отделений, к которому у пациентов нет нареканий. Ко мне постоянно приходят благодарности от людей, которые получили в нем облегчение своим страданиям. Что касается Игоря Владимировича Павленко, то это руководитель, который четко видит дальнейшие пути развития отделения и урологической службы в целом. Хирурги отделения выполняют операции, которые не делают больше нигде в крае. Знаете, в больнице иная жизнь, иной ритм, нежели за ее пределами. Тот же Павленко - 24 часа в отделении. Как ни приедешь - в два, три часа ночи — Игорь Владимирович с больными.

Каждый день наполнен болью

Мы сидим в маленьком кабинете Игоря Владимировича Павленко с массой сертификатов, дипломов и свидетельств на стене. Вижу, как нелегко ему переключиться на мои вопросы. Постоянно трезвонит мобильный, около кабинета люди. Молчаливые, тихие, с тревогой и надеждой в глазах, готовые ждать бесконечно. Они едут сюда со всего Северного Кавказа.

А я, задавшись целью рассказать о повседневной работе хирургов, начинаю с вопроса: изменило ли наше духовно-растрепанное время врачей?

- Мне очень обидно слышать, что врачи стали не те. Где угодно и кому угодно готов доказывать, что отношение к пациенту не изменилось. Как были сострадание, участие, заинтересованность в его выздоровлении, так они и остались. Для нас каждый день наполнен человеческой болью и надеждой, несмотря на самый тяжелый диагноз.

Узнаю, что в отделении две операционные, в каждой проходит по четыре операции в день. Операцию проводит бригада, в которой три хирурга, медицинская сестра и анестезиолог.

В отделении 11 урологов-хирургов, хочется добавить - работающих в бессменном режиме спасателей. Попросила назвать самых лучших, Игорь Владимирович представил полный список. Александр Татаркин, Константин Татаркин, Владимир Прунцев, Одиссей Хаджиев, Рустам Хапсироков, Александр Кашин, Карпо Макаров, Роман Францев, Радик Абдульменов, Денис Шумаков, Арсен Осипян. Добавил, что без старшей медицинской сестры Елены Деба и сестры-хозяйки Елены Моисеенко дела бы в отделении застопорились.

Не говоря уж о профессоре заведующем курсом урологии Ставропольского университета Петре Ильиче Чумакове. Он постоянно с коллегами — консультирует, подсказывает, помогает поставить диагноз.

Думаю, не один читатель взволновался, прочитав ту или иную фамилию. Через отделение прошли тысячи и тысячи горожан.

- Средний возраст врачей у нас - 35 лет, все очень грамотные хирурги, - рассказывал Игорь Владимирович о коллегах. - Все имеют сертификаты по УЗИ, это очень важно для диагностики и выбора методов дальнейшего лечения. Все делают как полостные, так и эндоскопические малоинвазивные операции. Такие операции легко переносятся пациентами, не дают болевых ощущений, больные быстрее выздоравливают. Но... Кардинальные облегчения больным вовсе не означают, что легче стало и хирургу. Наоборот, для него эндоскопические операции - трудоемкие и ответственные процедуры, которые без глубоких знаний, опыта, четкости действий не проведешь.

Безграничная преданность больным

Мечта Игоря Владимировича — современный литотриптор. Тот, который есть в отделении, выработал свой ресурс, устарел во всех отношениях. Хотя когда-то был вторым в России и составлял гордость отделения. Манипуляции на нем требуют большого напряжения, тогда как сейчас есть современные литотрипторы, дающие более качественное дробление камней и тратящие на это меньше времени.

Тут я снова вернусь к моей беседе с Александром Борисовичем Минаевым.

-Хирургом может стать далеко не каждый.

Нужно иметь определенный склад ума, тактильные навыки, то есть особую чуткость рук. И безграничную преданность больным, которые тебе особенно дороги еще и потому, что видишь результат сразу после операции. Еще вчера человек прощался с жизнью, а сегодня благодаря хирургу он снова возродился. Хирурги идут на все, в том числе и на то, что работа у них круглосуточная, без выходных, а для семьи просто не остается времени.

Экстренная помощь в круглосуточном режиме

Думаю, не все знают, что наша бывшая четвертая больница - единственное в крае крупное многопрофильное учреждение (персонал 1025 человек, 841 койка), которое оказывает экстренную помощь жителям Ставрополя и близлежащих районов. Статус «скорой» больница приобрела три года назад, вступив в федеральную программу по оказанию скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Заместитель главного врача по скорой медицинской помощи Максим Ульянченко рассказывает:

- Пострадавшие в ДТП попадают в травмоцентры, которые подразделяются на три уровня. Травмоцентр первого уровня — в Ставрополе, это наша больница. Травмоцентры второго уровня организованы на базе медучреждений Невинномысска и Пятигорска. И третьего - центральные районные больницы по трассе М29 «Кавказ».

И сострадание, и участие те же!

У нас первый уровень потому, что больница многопрофильная, практически все службы экстренные, работают в круглосуточном режиме. На все тяжелые ДТП в Ставрополе выезжает наш реанимобиль. Если дорожная авария произошла в районе или в селе, и врачи там видят, что пострадавший в тяжелом состоянии и его необходимо отправить в травмоцентр первого уровня, они связываются с нами и мы выезжаем за больным. Проще сказать, забираем тяжелых пострадавших со всех травмоцентров второго и третьего уровня.

Максим Иванович рассказывает, что сразу же в приемном покое больницы - операционное отделение для противошоковых мероприятий. Нуждающийся в экстренной операции больной тут же и оперируется. Человек с политравмой или изолированной скелетной травмой, сопровождающейся шоком, поступает в отделение сочетанной травмы. В нем — самые тяжелые больные, которым оказывается специализированная помощь.

Отделение сочетанной травмы сотрудничает с противошоковым отделением, реанимационным отделением, а также отделением челюстно-лицевой хирургии, хирургии и нейрохирургии.

При оказании скорой помощи решающая роль - за хирургами, профессионализм которых подтверждается круглосуточно.

Отрасль активно развивается

Александр Борисович Минаев, можно сказать, подвел такой итог всем моим вопросам:
- Медицина идет по пути развития высоких технологий. Новое оборудование, магниторезонансные и компьютерные томографы, работизированные комплексы — все это у нас есть, как есть специалисты, умеющие на них работать. Все они обучались на центральных базах в Москве и Петербурге.

И обществу не надо сокрушаться, что медицина сворачивается, что медики сегодня не те. Наоборот, отрасль активно развивается и по видам оказания медицинской помощи, и по ее качеству. Государство дает в рамках многих федеральных программ по здравоохранению значительные средства на оснащение, на обучение специалистов, на проведение капитальных ремонтов.
За пять лет нам удалось отремонтировать все отделения, кроме терапевтического на шестом этаже. Средства были не только федеральные, нам очень хорошо помогал и город.

Красивая напольная плитка, пластиковые окна и двери, стеклянные душевые, санузлы, не уступающие собратьям престижных офисов - это уже данность. Плюс хорошее питание. Как руководителю мне очень важно, чтобы наши пациенты чувствовали себя достойно.
…Вот такие знания я почерпнула о современной медицине, столкнувшись с ней, можно сказать, лоб в лоб. Спасибо хирургам, в нашей семье снова покой.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление