Искоренить произвол и хамство помогут сами пассажиры

Михаил Сухарев

Что такое комиссия по рассмотрению обращений граждан по вопросам транспортного обслуживания, как она работает и как в неё обратиться

Михаил Сухарев

Наверное, каждый житель Ставрополя хотя бы раз становился свидетелем хамского поведения некоторых водителей общественного транспорта. Где-то водитель закурил во время маршрута, где-то нагрубил пассажиру ни с того ни с сего. Некоторые ездят, как сумасшедшие, летая на запредельных скоростях, резко трогаясь, останавливаясь, поворачивая, как будто за рулём сидит знаменитый гонщик. Ну а бесконечные разговоры по телефону от конечной до конечной с рассказами, кто кого сейчас обогнал и кто за кем едет, зачастую, кстати, с использованием совсем нелитературного языка, давно стали обыденностью. Добавим сюда нарушения интервалов движения, схождение с маршрутов или их изменение и получим мощный коктейль, активирующий недовольство пассажиров.

В 2016 году администрация Ставрополя и лично глава города Андрей Джатдоев жёстко взялись за наведение порядка в сфере общественного транспорта, об этом "Вечёрка" писала уже не раз. Но вот о созданной в прошлом году комиссии по рассмотрению обращений граждан мы ещё не рассказывали. И зря. Срочно исправляемся.

Как работает комиссия

Заседания комиссии проходят еженедельно по пятницам. На одном из них мы побывали, чтобы рассказать вам, что это за структура и как она работает..

В комиссию входят депутаты городской Думы Ставрополя, представители ГИБДД, общественности и специалисты комитета городского хозяйства. Председательствует, как правило, заместитель главы администрации города Ставрополя, руководитель комитета городского хозяйства Сергей Савельев.

Обращения от граждан сюда поступают разными путями: звонки на телефон доверия главы Ставрополя, телефон доверия губернатора Ставропольского края, в письменном виде на адрес горадминистрации или комитета городского хозяйства. Лучший способ обратиться с жалобой или предложением - позвонить по «горячей линии» 24-27-64. Каждое обращение в индивидуальном порядке рассматривается специалистами, а после этого заявителя и водителя-нарушителя вызывают на заседание.

- Мы приглашаем и заявителя, и водителя. Водитель обязан явиться, а заявитель может прийти или не прийти - по своему усмотрению. В ходе рассмотрения обращения комиссия устанавливает истинные причины этого обращения и даёт объективную оценку тому или иному случаю. Соответственно, после этого комиссия принимает решение и рекомендует работодателю, если это наёмный водитель, либо сервисному предприятию, либо ИП, как поступить с нарушителем, - отметил Сергей Савельев.

По итогам рассмотрения жалобы нерадивый извозчик может получить выговор или временное отстранение от работы. Если случай из ряда вон выходящий, водитель потеряет работу совсем.

Сначала в кабинет вызывают заявителя, если он захотел приехать лично. Это, как правило, повышает шансы наказания водителя, если он действительно виновен. Во-первых, можно всё услышать из первых уст, а во-вторых, если заявитель не приезжает, комиссия может засомневаться в правдивости его обвинений.

Успей зафиксировать

Всегда очень важно наличие доказательств: фото- или видеофиксации, показаний свидетелей. Но даже если всего этого нет, в разговоре с водителем становится понятно, было нарушение или нет, единичный это случай или систематическое несоблюдение или непонимание им своих обязанностей.

- Если водитель нарушает ваши права, постарайтесь сфотографировать или хотя бы запомнить данные его карточки - имя, фамилию, также вы облегчите нам работу, если будете знать госномер транспортного средства, водитель которого совершил нарушение, - рассказал один из членов комиссии старший инспектор ГИБДД УМВД России по городу Ставрополю Василий Жужель.

После заявителя в кабинет заходит водитель, а вместе с ним вызывают и его работодателя либо ответственного представителя транспортного предприятия. Водителю говорят, за какой проступок его вызвали, после чего дают слово. Он может согласиться или не согласиться с позицией заявителя и объяснить своё видение ситуации.

Бывают случаи, когда пассажиры сами не совсем адекватно себя ведут - хамят водителю или требуют у него нарушить правила дорожного движения, например, остановиться в неположенном месте, а потом отправляют на него жалобу. В таких случаях наказания не будет.

Случай из жизни

Разберём конкретный пример. Водитель маршрута 9д резко затормозил на одной из остановок, из-за этого девушка, державшая в руках деньги для оплаты проезда, качнулась вперёд и монеты рассыпались. Шофёр на это отреагировал неадекватно, начал ругаться на девушку матом, вёл себя агрессивно, долго не давал сдачу. На просьбу девушки предъявить документы ответил отказом и сослался на их отсутствие. Когда девушка попыталась сфотографировать данные карточки водителя, он ей всячески мешал. Потом выскочил из маршрутки и мешал фотографировать уже госномера.

В заявлении девушка указала, что именно с этим водителем уже были подобные инциденты - один раз он по собственному усмотрению изменил маршрут в час пик, в другой раз матерился и угрожал, когда в салоне открыли форточку.

Мужчина осознал свою вину, извинился, пообещал впредь следить за своим поведением и не нарушать права пассажиров. Вердикт комиссии - отстранить водителя от управления пассажирским транспортом на две недели. Если заявление на водителя придёт повторно, наказание будет строже - скорее всего, он будет уволен.

Согласитесь, любой водитель, который регулярно нарушает права пассажиров, после такого наказания и предостережений комиссии будет более внимательным за рулём.

- Случаи произвола и хамства со стороны водителей должны быть минимизированы. Одномоментно исключить их, конечно, не получится. Когда общественность реагирует на происходящее, тогда это начинает работать. И если граждане бдительны и небезразличны к происходящему, обращаются с жалобами, это постепенно дисциплинирует водителей. Молва о решениях комиссии, об отстранениях и увольнениях за нарушения распространяется среди водителей очень быстро. Мы призываем граждан не умалчивать о таких случаях, - подчеркнул Савельев.

Общественный транспорт должен предоставлять качественные услуги

Активность пассажиров в этом направлении пока оставляет желать лучшего, хотя решения по нарушениям принимаются строгие. Представьте, водителя отстраняют от работы на месяц - это же серьёзные финансовые потери, - поделился мнением ещё один член комиссии, член общественного совета «ЖКХ контроль» Валерий Белоус.

Некоторые водители, по словам Белоуса, просто не понимают, что они так же оказывают услуги, как, например, продавцы. И «Газель» или «пазик» после выезда на маршрут перестают быть их личным транспортом и становятся транспортом общественным.

Руководитель отдела организации транспортного обслуживания населения комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Максим Ржевский рассказал, какие санкции уже были применены к водителям менее чем за полгода:

- По итогам 17 заседаний комиссии с 12 водителями в одностороннем порядке расторгнуты трудовые договоры, в 27 случаях к водителям приняты меры дисциплинарного воздействия в виде отстранения от работы либо объявления выговора. Кроме того, по рекомендации комиссии на предприятиях городского пассажирского транспорта с водительским составом были проведены более трёх десятков инструктажей и профилактических бесед по повышению качества перевозок и культуры обслуживания пассажиров, соблюдению правил и требований к перевозкам.

В общем, если вы сталкиваетесь с хамством водителей общественного транспорта Ставрополя - не стесняйтесь обращаться с заявлениями в администрацию. А начать наводить порядок лучше всего с себя. Будьте вежливы с водителями, не забывайте такие простые, но действенные слова, как «спасибо» и «пожалуйста», уступайте места старикам, инвалидам и беременным женщинам.

 

Комиссия, транспорт

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление