Итоговое сочинение переживает «восьмой сезон»

Лариса Ракитянская

В 2014/2015 учебном году выпускники школ впервые писали итоговое сочинение-рассуждение, которое стало допуском к ГИА (государственной итоговой аттестации). С тех пор так и повелось: все одиннадцаклассники России пишут сочинение

Каждый год ребятам предлагается несколько направлений, по которым в день экзамена называются темы.

Этот год — не исключение: выпускникам на выбор будут предложены пять тем (по одной теме из каждого направления). Отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут.

Елена Лагутина, председатель Ставропольского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член редакционного совета выпуска методических рекомендаций по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/2022 году,  директор гимназии № 25 г. Ставрополя.
Елена Лагутина, председатель Ставропольского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член редакционного совета выпуска методических рекомендаций по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/2022 году, директор гимназии № 25 г. Ставрополя.

Сегодня корреспондент «Вечерки» беседует с председателем Ставропольского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» членом редакционного совета выпуска методических рекомендаций по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/2022 году Еленой Владимировной Лагутиной, директором государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ставропольского края «Гимназия № 25».

 

Хотим получить «зачет»

- Елена Владимировна, сколько слов необходимо написать выпускнику в декабрьском сочинении, чтобы получить желанный «зачет» — допуск к ГИА?

- Экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов. Это количество слов — рекомендуемое.

- А каков «критический» предел по объему?

- Это 250 слов.

- Выходит, если человек написал меньше, то получит «незачет»?

- Тут важно выполнить два требования — по количеству слов и самостоятельности написания, а также сочинение должно соответствовать теме и в качестве аргумента необходимо использовать литературный материал.

- Как проверяющий догадается, что сочинение списано?

- Поверьте, опытный учитель это видит и, если хотите, чувствует. Но в исключительных случаях самостоятельность написанного проверяют технические специалисты, а там уж в течение нескольких секунд все видно...

- Елена Владимировна, правда ли, что среди требований к декабрьскому сочинению содержится и такое: необходимо привести один пример из школьной программы, а другой — из программы по внеклассному чтению или из любимого произведения?

- На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochi-nenie) опубликованы комментарии к пяти направлениям. В них отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении недостаточно: выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т. п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика.

- Какие основные «технические моменты» можно еще подсказать выпускникам и их родителям?

- Их не так уж много: во-первых, сочинение оценивается по системе «зачет / незачет». Во-вторых, во время работы использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено лишь использование орфографического словаря (предоставляется организаторами). В-третьих, качественное сочинение может добавить до 10 баллов к ЕГЭ (если вуз принял такое решение).

Как видим, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, нацеливаясь не просто на «зачет», а на максимально качественную работу, выпускник получает больше возможностей для поступления «на бюджет» в 2022 году.

 

Чем живы люди?

- Елена Владимировна, итоговое сочинение переживает уже «восьмой сезон», если считать по учебным годам, начиная с 2014/2015. Как меняется их тематика?

- Несмотря на кажущееся разнообразие направлений, можно объединить их в некую «всеохватную» тему. Я назвала бы ее так: «Чем живы люди?». Все темы нацеливают на размышление об общечеловеческих нравственных ценностях, актуальных всегда, о том, что позволяет человеку быть и оставаться Человеком во все времена.

Просто приведу некоторые примеры в подтверждение сказанного. В 2014/2015 учебном году ребята писали о творчестве М. Ю. Лермонтова (год памяти великого поэта). Были и такие темы: «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем живы люди».

В 2015/2016 - направления назывались так: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь и... Литература» и «Год литературы».

В 2016/2017 - «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

В 2017/2018 - «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

В 2019/2020 - «Война и мир» (к 150-летию великой книги), «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».

В 2020/2021 учебном году направления вновь «перекликались» с прошлыми годами: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

2021/2022 учебный год предлагает выпускникам поразмышлять над следующими направлениями: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (дорога реальная, воображаемая, книжная), «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные), «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние), «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника), «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

- Получается, что мы видим в самих названиях направлений некоторую универсальность. Значит ли это, что список литературы тоже обладает этим качеством?

- В чем-то это и вправду так. Дмитрий Лихачев, профессор, искусствовед, культуролог, в одном из своих «Писем о добром и прекрасном» писал: «Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно». Вот почему в методических рекомендациях по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/2022 году говорится о широких возможностях использования литературы — не только художественной (классической и современной, русской и зарубежной), но и публицистической.

Другими словами, и выпускникам 2021/2022 учебного года предстоит размышлять о главном в собственной жизни и в жизни страны, мира, всего человечества.

Записала Лариса РАКИТЯНСКАЯ.

Фото предоставлено гимназией № 25 города Ставрополя.

итоговое сочинение, гимназия № 25, ГИА, «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Елена Владимировна Лагутина

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости