Как найти украденный телефон

Наталья Ардалина

У дочки из кармана вытащили мобильник. Честно сказать, даже в милицию не пошла, потому что не могу утверждать, что именно вытащили, а не посеяла где-то сама, а пока будут разбираться, ребенка замучают бесконечными вопросами (чуть не написала «допросами»). И как-то слабо верится, что найдут, поскольку аналогичный опыт уже есть: когда-то у меня со стола в офисе «смахнули» телефон. Дежурный наряд, нужно отдать должное, тогда приехал очень быстро, я уж было надеялась, что сейчас они на улицу выйдут и догонят вора «по горячим следам» — прошло не больше пяти минут, как он вышел. Но нет, ребята начали подробно описывать место происшествия, фотографировать мой несчастный стол и даже измерять кабинетные двери. Я понимаю, что это процедура такая, и они обязаны оформить все по правилам, но помню свои ощущения: постепенно надежда тает, буквально угасает на глазах, и остается только чувство вины перед коллегами, которые, к их несчастью, хорошо рассмотрели воришку и были вынуждены потом ездить к следователю описывать все произошедшее в очередной раз. 

Почти ежедневно в Ставрополе крадут несколько телефонов, уже практически каждый может «похвастать» тем, что у кого-либо из членов семьи хоть раз, да украли мобильник: их прихватывают в офисах со столов отвернувшихся сотрудников, вытаскивают из девичьих сумок и портфелей школьников, просят позвонить и убегают с добычей, попросту сдергивают с шеи. Похвастать же тем, что украденный телефон вернули, могут редкие счастливчики. В чем же дело, почему украденные телефоны не возвращаются к своим владельцам?

Казалось бы, все так просто: каждый аппарат сразу после включения начинает передавать в сеть свой индивидуальный номер — IMEI. Это международный идентификатор мобильного оборудования, код, который «зашит» в программное обеспечение телефона. Он предназначен именно для того, чтобы идентифицировать каждый телефон как уникальный. Узнать IMEI своего телефона можно набрав *#06#. Данный код состоит из четырех групп цифр: первые шесть — утвержденный код типового образца (первые две из этих шести цифр — код страны); далее две цифры — код страны финальной обработки; еще шесть — серийный номер телефона и последняя цифра - контрольная, вычисляется на основе предыдущих по специальному алгоритму. Некоторые марки телефонов могут иметь еще две цифры — это версия программного обеспечения. В любом случае код, высветившийся на экране телефона, должен совпадать с кодом на упаковке.

Получается, что независимо от того, какая в телефоне стоит SIM-карта, можно достаточно быстро определить, в какой сети и с каким номером нынче работает ваш украденный мобильник. И даже локализовать его место нахождения с точностью до нескольких сотен метров. А дальше - дело техники.

Вот тут-то и начинаются всевозможные закавыки. Понятно, что преступник постарается сразу сбыть с рук «горячий» товар. Вряд ли он будет держать краденые вещи у себя в течение трех дней — ровно столько законодательство отводит органам предварительного следствия на принятие решения о возбуждении уголовного дела. Поскольку запрос в компанию сотового оператора отправляется в рамках уголовного дела, то получается, что мы уже отстаем от вора как минимум на три дня. Можно было бы попытаться ускорить процесс и обратиться к оператору самостоятельно, но, как рассказал заместитель руководителя службы безопасности бизнес-подразделений по Южному региону ОАО «ВымпелКом» Сергей Сбитнев, сотовые компании предоставляют только услуги связи и не обладают лицензией на частную детективную деятельность. Поиск и расследование преступлений, связанных с кражей, – прерогатива правоохранительных органов. Оператор связи не должен выполнять не свойственные ему функции. Так что с этой стороны, по крайней мере, официально, полный облом.

С другой стороны, правоохранительные органы постоянно ведут работу с сотовыми операторами. Сергей Сбитнев рассказал, что количество запросов достаточно велико, все обращения поступают в режиме он-лайн и обрабатываются в кратчайшие сроки. В свою очередь, начальник отделения ОУР №1 по Ленинскому району майор милиции Дмитрий Артюхов также отмечает, что большинство крупных сотовых компаний активно откликается на направленные в их адрес запросы сотрудников милиции. 
 Но IMEI не панацея — любой телефон несложно перепрограммировать, изменить его заводской код на новый. И все, даже если вы знаете каждую царапинку на своем родном мобильнике, формально он чужой, поскольку передает в сеть иной код.

Существуют еще специальные программы, которые при смене SIM-карты без уведомления нового хозяина посылают его контактные данные на заданный вами номер. Правда, пока что они в большей степени предназначены для смартфонов и коммуникаторов, но опять же, если телефон «перепрошили», то и эта программа вам не поможет.

Есть еще один путь: сотовые операторы имеют технические возможности блокировать работу любого телефона, что лишает кражу смысла — разве что на запчасти трубку продавать. В Англии, например, эта практика привела практически к искоренению воровства мобильников. У нас, к сожалению, такой практики нет. Можно, конечно, самостоятельно заблокировать трубку в разделе «безопасность» на случай смены SIM-карты. Но, во-первых, есть умельцы, которые подобную блокировку снимают на счет «раз», во-вторых, от воров это не спасет, а шансы, что телефон найдут, резко падают, поскольку кому он нужен в нерабочем состоянии?

Поэтому остается другой путь — он трудный самый. Это ежедневная рутинная работа наших милиционеров. Так как высокие технологии в России, как правило, не приносят должного результата, приходится работать не только головой, но и ногами, в частности, отрабатывать места продажи подержанных телефонов. Как рассказал Дмитрий Артюхов, в городе установлено рабочее взаимодействие с сотрудниками торговых учреждений, реализующих подержанные телефоны, им рекомендовано вести учет принимаемых «трубок». Обычно продавцы активно оказывают помощь сотрудникам милиции при проведении проверок. Оно и понятно — если вдруг один из мобильников окажется ворованным, их могут привлечь за скупку и реализацию краденого имущества.

Дмитрий Артюхов порадовал сообщением, что сейчас телефонные воры несколько поутихли — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество краж сократилось на 30%, а статистика раскрытия этих преступлений имеет положительную динамику. Особенно бывает приятно, когда задерживают воришку, не успевшего сбыть товар с рук, и идет он потом в сопровождении милиционеров, показывает, откуда, когда и какой телефон унес. Так что если вас все же постигла эта печальная участь, не тратьте время, обращайтесь в правоохранительные органы — шансы на возвращение вашего мобильного друга в последнее время значительно выросли.

Другие статьи в рубрике «Происшествия»



Последние новости

Все новости

Объявление