Как обходились без ГАИ в дореволюционном Ставрополе?..
.Облик современного Ставрополя невозможно представить без автомобилей. А ведь не далее, чем сто лет назад, самодвижущиеся экипажи на улицах губернского центра были довольно редким явлением. В то время горожане не очень-то доверяли чудесам техники, по старинке отдавая предпочтение привычным лошадкам. Тем более местная пресса время от времени сообщала трагические подробности дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей.
Ставропольский краевед, исследователь и коллекционер Дмитрий Романов углубился в изучение истории автомобильного движения в Ставрополе и в подшивках дореволюционной периодики, хранящейся в Ставропольской краевой научной библиотеке имени М. Лермонтова, обнаружил любопытный факт. Оказывается, 100 лет назад, в марте 1915 года, в губернском центре было зафиксировано первое ДТП со смертельным исходом. Газета «Северокавказский край» сообщила о пешеходе, погибшем под колесами автомобиля.
«Около 2 часов дня на переходившую дорогу от Окружного суда к Бульвару (современный пешеходный переход, ведущий от углового здания на пересечении проспектов Карла Маркса и Октябрьской революции к фонтану «Дети») неизвестную пожилую женщину налетел автомобиль, принадлежавший г-ну Меснянкину. Несчастную мгновенно смяло и протащило по мостовой несколько саженей. Поднятая городовым и прохожими женщина была без чувств, у нее была сломана нога. Шофер, ехавший один, после записи номера был отпущен».
На следующий день та же газета сообщала: «Неизвестная женщина, задавленная автомобилем, отправленная в больницу на извозчике, не приходя в сознание, скончалась. Личность несчастной не установлена».
Рассказывает Дмитрий Романов.
- С момента появления в Ставрополе автомобилей появилась необходимость регулировать их движение по улицам. В феврале 1909 года было опубликовано «Обязательное постановление для населения Ставропольской губернии», в котором предписывалось следующее: «При езде по городу на автомобилях, лошадях, мотоциклетах и велосипедах лица, ими управляющие, обязаны исполнять требования полиции относительно направления движения и скорости езды, не превышать таковую свыше 12 верст в час и останавливаться по первому требованию полиции». Однако владельцы новомодных транспортных средств, как правило, люди не бедные, не очень старательно исполняли эти правила, о чем красноречиво свидетельствуют заметки в газетах.
Май 1910 года: «Наши автомобилисты, даже темными вечерами, разъезжая по городу, развивают большую скорость, что является небезопасным для прохожих и проезжих. Следовало бы городским властям обратить внимание на это обстоятельство».
Май 1912 года: «На днях во время быстрой езды по 1-й Воробьевской улице (сегодня это часть улицы Дзержинского от Артема до Краснофлотской) на своем автомобиле купеческий сын Петр Леонидов задавил породистую, великолепно выдрессированную охотничью собаку г-на З., которым подано заявление о привлечении виновного к ответственности. Кроме этого, г-н З., по слухам, намерен предъявить иск к г-ну Леонидову на 350 рублей. Этот случай, надо думать, будет хорошим уроком владельцам авто, которым следовало бы помнить правила езды, и о том, что при быстрой езде легко может быть несчастный случай». Наивные надежды автора не оправдались, урока хватило всего лишь на год.
Август 1913 года: «Наши автомобилисты, надо думать, из породы тех, у которых по пословице «на голове хоть кол теши»: езда по городу совершенно не согласуется с правилами, изданными на сей счет городским самоуправлением. Так, 4-го августа, автомобиль № 19 стремился по Воронцовской (ныне проспект Октябрьской революции. - Д.Р.) часов около 6 вечера. Подле почты мирно стоял, ожидая седока, извозчик № 64. Шофер так направил автомобиль, что тот врезался в фаэтон и лишь по счастливой случайности кучер, слетевший с козел, остался жив и невредим. Несмотря на то, что извозчик стоял «в сторонке», шофер на него же еще излил свое негодование». Прошёл целый век, а нравы, как видите, мало изменились.
Спустя всего полгода, в январе 1914 года, на газетных страницах отражаются новые поводы для недовольства водителями. Местная печать донесла до нас из глубин времени фамилию одной из первых пострадавших в ДТП.
«О том, что наши автомобилисты чувствуют себя господами, в положении которых нет надобности считаться ни с чем и ни с кем, у нас уже писалось неоднократно. Вот еще факт: 19 января, в воскресенье, между 8 и 9 часами вечера по 1-й Воробьевской улице катил автомобиль Ястребцева, а в результате девушка Костенко, 17 лет, помята «крыльями» автомобиля настолько серьезно, что слегла в постель».
Основной проблемой того времени было нарушение скоростного режима. В июне того же 1914 года имело место еще одно происшествие с авто, в котором, по счастью, никто не пострадал:
«10 июня в 11 часов утра против магазина Тарасовых по Николаевскому проспекту (пр. К.Маркса, 56) автомобиль № 16, принадлежащий инженеру Лашу, по неосторожности шофера наскочил на встречный фаэтон № 121
и сильно изуродовал экипаж. Лишь по счастливой случайности пассажиры, бывшие в фаэтоне, отделались испугом. О случае доведено до сведения полиции».
А в сентябре того же года появилось первое упоминание о размере штрафа и возможном наказании водителя: «Шофер автомобиля Владимир Пивнев, проезжая с ускоренной быстротой по Поспеловской улице (ул. Горького), с 5-6 пассажирами, по дороге задавил курицу. Он будет подвергнут штрафу в размере 16 руб. или аресту на 2 дня».
До того момента, как погибнет первый пешеход, оставалось меньше полугода. Но даже после того трагического случая владельцы авто продолжали нарушать скоростной режим, не считаясь ни со своей безопасностью, ни с безопасностью других.
Август 1915 года. «Во вторник, 4-го августа, около 6 часов вечера проезжавший по Романовской улице (ул. Ленина от пр. Октябрьской революции до Краснофлотской) автомобиль землевладельца Свистун-Ждановича налетел на подводу с телеграфными столбами. Автомобилем убита лошадь и ранен возчик, который со слабыми признаками жизни был направлен в больницу».
Конечно же, число автомобилей на улицах города сто лет назад и сейчас ни в какое сравнение не идёт. В качестве наглядной иллюстрации того, какое количестве машин могло собраться в одном месте тогда, можно предложить фотографию из книги «Ставрополь - вчера, сегодня, завтра» издания 1967 года. На ней хорошо видна стоянка автомобилей возле часовни в память великомучеников земли Русской, что располагалась на Александровской площади. Забавно, что идея использовать площадь в качестве парковки впервые была воплощена в жизнь уже сто лет назад…