Как убрать автохлам из дворов

Наталья Ардалина

Жители практически любого населенного пункта регулярно сталкиваются с проблемой брошенного транспорта. Стоит такой автомобиль и месяц, и полгода, из него высыпаются стекла, на капоте подростки царапают различные надписи, под колесами собирается мусор, а внутри селятся бездомные животные. В больших городах, где транспорта много, такой автомобиль еще и создает помехи для движения. Однако до сих пор у власти не было реального механизма, чтобы убрать бесхозную машину. Решить проблему кардинально намереваются в краевой Думе Ставрополья.

В конце апреля в Думу был внесен законопроект «О порядке выявления, перемещения, временного хранения, реализации и утилизации бесхозяйных, брошенных и иных транспортных средств, в том числе разукомплектованных транспортных средств, на территории Ставропольского края». Его авторы — Тимофей Богданов и Сергей Сауткин знают эту проблему не понаслышке. К депутатам регулярно обращаются жители краевого центра с просьбой помочь убрать из двора или с проезжей части брошенный автомобиль, который пылится и гниет там на протяжении длительного времени. Но у каждого такого транспортного средства, хотя оно и не ездит давно, есть владелец, и без его ведома убрать машину - значит нарушить права частной собственности. По этой же причине не могут ничего сделать с автохламом сотрудники полиции. Максимум, на что распространяются их полномочия — обследовать технику на предмет наличия взрывчатых веществ.

Брошенные автомобили во дворах Ставрополя
Александр ПлотниковБрошенные автомобили во дворах Ставрополя

В редакцию по этому вопросу также неоднократно обращались жители города. Ведь на самом деле, стоит такой автомобиль во дворе многоэтажного дома, а рядом играют наши дети. Есть серьезная опасность пораниться о ржавые металлические части или осколки стекла; скопившийся мусор как минимум становится причиной аллергии, а то и какой-нибудь инфекции. Нередко такая машина мешает проезду специального транспорта: скорой помощи, полиции, пожарной, газовой служб. Да и, наконец, в условиях огромного количества автомобилей в краевом центре она просто занимает отдельное парковочное место, тогда как местным жителям некуда ставить свои автомобили. В спальных районах есть дворы, где чуть ли не по линейке вымерены парковочные места для каждого жителя дома, и у всех есть телефоны соседей, потому что выехать или заехать можно, только подвинув другой автомобиль.

Брошенные автомобили во дворах Ставрополя
Александр ПлотниковБрошенные автомобили во дворах Ставрополя

«Бесхозный транспорт, помимо того, что становится источником опасности, мешает работе коммунальных служб, - рассказывает Тимофей Богданов. - Дворник не полезет под колеса выгребать опавшие листья и мусор; а зимой снегоуборочная техника вынуждена объезжать брошенные автомобили, которые превращаются в огромный сугроб. Один такой автомобиль на улице Ленина в период снегопада становится причиной километровых пробок, опозданий на работу, в школу. Получается, охраняя право собственности одного безответственного человека, мы заставляем нервничать тысячи других людей».

Работа над законопроектом была начата в декабре прошлого года. По словам Сергея Сауткина, необходимо было тщательно проработать каждый момент – от обнаружения такого транспорта до его утилизации, чтобы ни в коей мере не нарушить прав собственности. Поэтому в течение четырех месяцев досконально прописывались все механизмы, согласно которым можно будет убрать надоевшее всем транспортное средство.

Во-первых, сразу хочется успокоить ставропольцев: у враждующих соседей не получится навредить друг другу и «сдать в утиль» автомобиль своего недруга. В законопроекте четко прописаны признаки, по которым транспортное средство будет признано или не признано подходящим под «уборку». Это длительность нахождения на месте без движения, тенденция к сбору мусора, расположение на газонах, детских площадках, явные признаки разукомплектованности, отсутствие регистрационных знаков и многое другое.

Далее для обследования автомобиля соберется целая комиссия из представителей органов внутренних дел, администрации, жильцов дома. Если автомобиль будет признан отвечающим всем необходимым признакам, владельцу (которого установят по базам данных ГИБДД) дадут десять дней на то, чтобы освободить место. Для этого разместят соответствующие объявления, в том числе на самом автомобиле. В случае, если владелец не обнаружен или просто не отзывается, машину, опять же в присутствии всей комиссии и с составлением акта, отправят на специализированную стоянку, где она будет находиться в течение трех месяцев. В этот период у собственника также есть возможность оплатить штраф, хранение на стоянке и забрать свой автомобиль.

По истечении трех месяцев встает вопрос, что же делать с бесхозным транспортом дальше? Авторы законопроекта предусмотрели практически все возможные варианты развития событий: например, владелец объявился, но не хочет платить за работу эвакуатора и хранение на спецстоянке. В этом случае он может написать отказ от автомобиля в пользу местной администрации. Если же собственник так и не появился, то в судебном порядке машина признается бесхозной, и тогда администрация имеет право либо утилизировать ее, либо реализовать с торгов, либо обратить в пользу муниципалитета.

Собственно, экономического эффекта от этого закона депутаты не ждут, поскольку более 90 процентов такого транспорта никакой ценности не представляет и пойдет исключительно под утилизацию. Основная цель — освободить улицы от потенциальной угрозы и помехи движению.

Неофициальный анализ ситуации в этой сфере показывает, что только в краевом центре имеется порядка пяти сотен таких автомобилей. Также актуален вопрос для городов Кавказских Минеральных Вод, особенно Пятигорска, Ессентуков. В обсуждении законопроекта уже приняли участие представители нескольких районов края, силовых ведомств, и все двумя руками «за» его реализацию. Однако это не означает, что проект будет принят именно в том виде, в котором представлен в настоящий момент. Депутаты готовы широко обсуждать свою инициативу, рассматривать любые предложения от жителей края.

Пока что подобного закона нет ни в одном регионе страны. Но, заинтересовавшись проектом, законодатели одной из центральных областей России уже попросили рабочие материалы для изучения и возможного применения в собственной практике.

Мы ждем от читателей предложений по обсуждаемым вопросам, а также фотографий бесхозяйных автомобилей с указанием места нахождения. Обращаться можно по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30, редакция газеты «Вечерний Ставрополь», а также по электронной почте: n.ardalina@mail.ru.

благоустройство, автохлам, дворы

Другие статьи в рубрике «Автоклуб»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление