Как журнал «Крокодил» стал источником вдохновения для будущего академика

Ольга Метёлкина

Первые посетители новой выставки, открывшейся в галерее «Паршин», оказались в атмосфере сатиры и юмора накануне Дня смеха.

Автор Иван Семенов
Ольга МетёлкинаАвтор Иван Семенов
Автор Борис Ефимов
Ольга МетёлкинаАвтор Борис Ефимов

Проект «Мировые художники» знакомит посетителей с работами известных мастеров карикатуры. Его организатор – член-корреспондент Российской академии художеств Василий Чаусов предложил вниманию зрителей коллекцию произведений известнейших советских и российских художников-карикатуристов. Среди них работы Михаила Златковского, Виктора Чижикова, Василия Дубова, Эдуарда Дробицкого, Владимира Уборевича-Боровского, Валерия Рязанова, Игоря Кота, Василия Чаусова, Сергея Моисеенко, Сергея Олешни и многих других авторов. На выставке представлены также графические листы легендарного карикатуриста Бориса Ефимова.

 

Картинки из старого журнала

На открытие экспозиции в Ставрополь приехал один из авторов – академик Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, член Союза журналистов РФ Владимир Мочалов. На выставке его работам отведена значительная часть экспозиции.

Владимир Мочалов на выставке в Ставрополе
Ольга МетёлкинаВладимир Мочалов на выставке в Ставрополе

В один из дней своего пребывания в нашем городе Владимир Георгиевич встретился в галерее «Паршин» со студентами Ставропольского краевого художественного училища и провел для них мастер-класс. Думаю, что первоначально участники творческой встречи даже не подозревали, с мастером какого уровня им повезло встретиться.

Владимир Мочалов рассказал, как начинался его творческий путь. Будущий карикатурист учился в Московской средней художественной школе, где преподавателем у него был известный живописец Николай Иванович Андрияка (эта фамилия хорошо известна нашим читателям, его сын – академик Российской академии художеств, выдающийся акварелист Сергей Андрияка приезжал в Ставрополь с выставкой своих работ).

Детство Владимира Мочалова прошло в центре Москвы. Лет в девять на чердаке своего дома он обнаружил перевязанную бечевкой старую подшивку журнала «Крокодил» времен Великой Отечественной войны. Мальчик с увлечением перелистывал пожелтевшие страницы, рассматривал юмористические картинки и, как выяснилось, именно в тот момент подсознательно выбрал для себя профессию карикатуриста. Он копировал рисунки из «Крокодила» и развешивал в квартире, как на настоящей выставке. В художественной школе, однако, всё было не так гладко.

– Николай Иванович посмотрел на мою живопись и сказал: «Знаешь, старик, живописца из тебя никогда не получится», – рассказал Владимир Георгиевич. – Я это доверчиво «проглотил». И в результате подумал: пойду в полиграфический институт, там не нужна живопись.

 

«У человека должно быть сильнейшее желание чего-то добиться»

Абитуриента ждали новые испытания. После окончания школы, когда он не поступил в институт, пошел работать на фабрику Гознака. Учился на гравера, со временем успешно освоил профессию и даже стал автором нескольких марок, выполненных в технике классической резцовой гравюры. В полиграфический институт Владимир Мочалов поступил только с восьмой попытки.

– У человека должно быть сильнейшее желание чего-то добиться, – поделился со студентами художник. – Когда он преодолевает те трудности, с которыми сталкивается по жизни, то приобретает больше, чем тот, кому всё дается легко. Необходимо воспитывать в себе бойцовские качества.

Старая подшивка «Крокодила» неожиданно стала для Владимира Мочалова источником вдохновения. Он мечтал познакомиться с художниками, которые работали в журнале, побывать в редакции. И вот однажды прочел в газете объявление, что журнал «Крокодил» набирает в свою студию молодых карикатуристов. Владимир выбрал свои самые лучшие рисунки и послал в редакцию. Никакого ответа не получил и очень огорчился. Он не мог представить тогда, что в журнал приходило более ста тысяч писем в год, вся редакция была буквально завалена мешками с корреспонденцией, и письмо с рисунками легко могло потеряться.

От своего приятеля Владимир узнал, что того приняли в студию, и попросил взять с собой в редакцию. В конце концов мечта сбылась, и его тоже взяли в студию молодых карикатуристов при «Крокодиле». Первый рисунок Владимира Мочалова был опубликован в журнале в 1973 году.

В армии, куда его призвали на срочную службу, талант молодого бойца не остался незамеченным. Замполит даже настоял, чтобы студент-заочник продолжал учебу в институте, и отпускал его на сессию. В 1978 году Владимиру Георгиевичу предложили в «Крокодиле» должность технического редактора. Он работал с теми художниками, которых когда-то мечтал просто увидеть. Все они были старше его в два-три с половиной раза, но внимательно слушали и терпеливо принимали замечания. Подумать только, много лет Владимир Мочалов общался со старейшим советским карикатуристом, ровесником XX века Борисом Ефимовым!

 

У штурвала флагмана советской сатиры и юмора

С 1984 по 2000 год Владимир Георгиевич работал главным художником «Крокодила». В свое время журнал был мегапопулярным. Сегодня трудно представить, что его тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров. Журнал моментально раскупали в киосках «Союзпечати», на его подписку по почте устанавливали лимит. Жанр карикатуры в советское время был одним из самых популярных у читающей публики и востребованным в обществе. С помощью юмористической и сатирической графики можно было показать очень многое: тонко высмеять недостатки и пороки сограждан, жестко отреагировать на внешнеполитические события, обозначить отношение к проблемам культурного, исторического, экологического и любого другого характера. Карикатуры в периодических изданиях идеально дополняли фельетоны. К сожалению, реалии времени изменились, а вместе с ними стал другим и жанр карикатуры.

– Искусство карикатуры в советское время было на высочайшем уровне, – говорит Владимир Мочалов. – Сейчас этого нет. Хожу по выставкам, смотрю – качество работ чрезвычайно низкое.

Как знать, может быть, история сделает очередной виток, и карикатура снова станет острой и актуальной, и уже художники нового поколения найдут вдохновение для создания работ в этом жанре. Ведь если обернуться в историческое прошлое, то можно вспомнить, что предвестником современный карикатуры был старинный русский лубок.

 

Рисовать везде, где возможно

Вероятно, студенты, которые пришли на творческую встречу в галерею «Паршин», не планировали так глубоко погружаться в реалии древнерусского и советского изобразительного искусства. Однако когда речь зашла о практической стороне творчества, возникло полное взаимопонимание с московским коллегой. Владимир Георгиевич предложил студентам взять в руки бумагу, карандаш и нарисовать портрет. В качестве модели согласился выступить их преподаватель – Александр Викторович Сытников. Сделать портрет педагога надо было не с натуры, а по памяти. На этом настаивал Владимир Георгиевич. Один из советов, который получили от него студенты, так и звучал: «Художник обязан развивать свою зрительную память».

Владимир Георгиевич посоветовал студентам рисовать и делать наброски везде, где это возможно. Сам он, когда работал в «Крокодиле», любил во время редакционных собраний рисовать своих коллег, а потом из их портретов получилась огромная выставка.

Глядя на шаржи, созданные Владимиром Мочаловым, понимаешь, что таким мастерством владеют избранные художники. Далеко не каждому дано передать в шарже не только портретное сходство персоны, но и особенности характера, придумать сатирический или юмористический контекст.

 

Вдохновляют личности

Как художник выбирает героев для своих работ? По признанию Владимира Георгиевича, его интересуют не просто знаменитые, узнаваемые люди, а те личности, которые каким-то образом повлияли на судьбу нашей страны или мира в целом. Автор может перенести персонаж в необычное для него место и время. Как это произошло с Леонардо да Винчи, которого художник изобразил сидящим с мольбертом на московском Арбате. На создание работ мастера вдохновляют политические деятели прошлого и настоящего, отечественные и зарубежные звезды шоу-бизнеса, писатели, поэты разных времен и народов… Повезло и некоторым гостям творческой встречи: Владимир Мочалов в считанные минуты создал их портреты в жанре шаржа, обладающие потрясающим сходством с моделями. Студенты стали счастливыми участниками увлекательного мастер-класса…

Портрет за пять минут
Ольга МетёлкинаПортрет за пять минут
Владимир Мочалов. «Леонардо да Винчи»
Ольга МетёлкинаВладимир Мочалов. «Леонардо да Винчи»

В мае Владимир Мочалов отметит юбилей. К этому событию планируется приурочить его персональную выставку в Российской академии художеств, на которой будут представлены не только шаржи и карикатуры, но также живописные работы автора. Владимир Георгиевич работает в реалистической направленности как портретист и пейзажист. У него есть удивительная живописная серия «Симфония дождя». И к тому же сравнительно недавно художник увлекся абстрактным искусством. Коллеги-академики, увидев работы, созданные в этом направлении, высоко оценили их уровень. Выходит, само время показало, что педагог Николай Иванович Андрияка сильно ошибался.

юмор, Российская академия художеств, День смеха, сатира, Творческий Союз художников России, Союз журналистов РФ, Владимир Мочалов, галерея «Паршин»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление