Как журнал «Крокодил» стал источником вдохновения для будущего академика
Ольга МетёлкинаПервые посетители новой выставки, открывшейся в галерее «Паршин», оказались в атмосфере сатиры и юмора накануне Дня смеха.
Проект «Мировые художники» знакомит посетителей с работами известных мастеров карикатуры. Его организатор – член-корреспондент Российской академии художеств Василий Чаусов предложил вниманию зрителей коллекцию произведений известнейших советских и российских художников-карикатуристов. Среди них работы Михаила Златковского, Виктора Чижикова, Василия Дубова, Эдуарда Дробицкого, Владимира Уборевича-Боровского, Валерия Рязанова, Игоря Кота, Василия Чаусова, Сергея Моисеенко, Сергея Олешни и многих других авторов. На выставке представлены также графические листы легендарного карикатуриста Бориса Ефимова.
Картинки из старого журнала
На открытие экспозиции в Ставрополь приехал один из авторов – академик Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, член Союза журналистов РФ Владимир Мочалов. На выставке его работам отведена значительная часть экспозиции.
В один из дней своего пребывания в нашем городе Владимир Георгиевич встретился в галерее «Паршин» со студентами Ставропольского краевого художественного училища и провел для них мастер-класс. Думаю, что первоначально участники творческой встречи даже не подозревали, с мастером какого уровня им повезло встретиться.
Владимир Мочалов рассказал, как начинался его творческий путь. Будущий карикатурист учился в Московской средней художественной школе, где преподавателем у него был известный живописец Николай Иванович Андрияка (эта фамилия хорошо известна нашим читателям, его сын – академик Российской академии художеств, выдающийся акварелист Сергей Андрияка приезжал в Ставрополь с выставкой своих работ).
Детство Владимира Мочалова прошло в центре Москвы. Лет в девять на чердаке своего дома он обнаружил перевязанную бечевкой старую подшивку журнала «Крокодил» времен Великой Отечественной войны. Мальчик с увлечением перелистывал пожелтевшие страницы, рассматривал юмористические картинки и, как выяснилось, именно в тот момент подсознательно выбрал для себя профессию карикатуриста. Он копировал рисунки из «Крокодила» и развешивал в квартире, как на настоящей выставке. В художественной школе, однако, всё было не так гладко.
– Николай Иванович посмотрел на мою живопись и сказал: «Знаешь, старик, живописца из тебя никогда не получится», – рассказал Владимир Георгиевич. – Я это доверчиво «проглотил». И в результате подумал: пойду в полиграфический институт, там не нужна живопись.
«У человека должно быть сильнейшее желание чего-то добиться»
Абитуриента ждали новые испытания. После окончания школы, когда он не поступил в институт, пошел работать на фабрику Гознака. Учился на гравера, со временем успешно освоил профессию и даже стал автором нескольких марок, выполненных в технике классической резцовой гравюры. В полиграфический институт Владимир Мочалов поступил только с восьмой попытки.
– У человека должно быть сильнейшее желание чего-то добиться, – поделился со студентами художник. – Когда он преодолевает те трудности, с которыми сталкивается по жизни, то приобретает больше, чем тот, кому всё дается легко. Необходимо воспитывать в себе бойцовские качества.
Старая подшивка «Крокодила» неожиданно стала для Владимира Мочалова источником вдохновения. Он мечтал познакомиться с художниками, которые работали в журнале, побывать в редакции. И вот однажды прочел в газете объявление, что журнал «Крокодил» набирает в свою студию молодых карикатуристов. Владимир выбрал свои самые лучшие рисунки и послал в редакцию. Никакого ответа не получил и очень огорчился. Он не мог представить тогда, что в журнал приходило более ста тысяч писем в год, вся редакция была буквально завалена мешками с корреспонденцией, и письмо с рисунками легко могло потеряться.
От своего приятеля Владимир узнал, что того приняли в студию, и попросил взять с собой в редакцию. В конце концов мечта сбылась, и его тоже взяли в студию молодых карикатуристов при «Крокодиле». Первый рисунок Владимира Мочалова был опубликован в журнале в 1973 году.
В армии, куда его призвали на срочную службу, талант молодого бойца не остался незамеченным. Замполит даже настоял, чтобы студент-заочник продолжал учебу в институте, и отпускал его на сессию. В 1978 году Владимиру Георгиевичу предложили в «Крокодиле» должность технического редактора. Он работал с теми художниками, которых когда-то мечтал просто увидеть. Все они были старше его в два-три с половиной раза, но внимательно слушали и терпеливо принимали замечания. Подумать только, много лет Владимир Мочалов общался со старейшим советским карикатуристом, ровесником XX века Борисом Ефимовым!
У штурвала флагмана советской сатиры и юмора
С 1984 по 2000 год Владимир Георгиевич работал главным художником «Крокодила». В свое время журнал был мегапопулярным. Сегодня трудно представить, что его тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров. Журнал моментально раскупали в киосках «Союзпечати», на его подписку по почте устанавливали лимит. Жанр карикатуры в советское время был одним из самых популярных у читающей публики и востребованным в обществе. С помощью юмористической и сатирической графики можно было показать очень многое: тонко высмеять недостатки и пороки сограждан, жестко отреагировать на внешнеполитические события, обозначить отношение к проблемам культурного, исторического, экологического и любого другого характера. Карикатуры в периодических изданиях идеально дополняли фельетоны. К сожалению, реалии времени изменились, а вместе с ними стал другим и жанр карикатуры.
– Искусство карикатуры в советское время было на высочайшем уровне, – говорит Владимир Мочалов. – Сейчас этого нет. Хожу по выставкам, смотрю – качество работ чрезвычайно низкое.
Как знать, может быть, история сделает очередной виток, и карикатура снова станет острой и актуальной, и уже художники нового поколения найдут вдохновение для создания работ в этом жанре. Ведь если обернуться в историческое прошлое, то можно вспомнить, что предвестником современный карикатуры был старинный русский лубок.
Рисовать везде, где возможно
Вероятно, студенты, которые пришли на творческую встречу в галерею «Паршин», не планировали так глубоко погружаться в реалии древнерусского и советского изобразительного искусства. Однако когда речь зашла о практической стороне творчества, возникло полное взаимопонимание с московским коллегой. Владимир Георгиевич предложил студентам взять в руки бумагу, карандаш и нарисовать портрет. В качестве модели согласился выступить их преподаватель – Александр Викторович Сытников. Сделать портрет педагога надо было не с натуры, а по памяти. На этом настаивал Владимир Георгиевич. Один из советов, который получили от него студенты, так и звучал: «Художник обязан развивать свою зрительную память».
Владимир Георгиевич посоветовал студентам рисовать и делать наброски везде, где это возможно. Сам он, когда работал в «Крокодиле», любил во время редакционных собраний рисовать своих коллег, а потом из их портретов получилась огромная выставка.
Глядя на шаржи, созданные Владимиром Мочаловым, понимаешь, что таким мастерством владеют избранные художники. Далеко не каждому дано передать в шарже не только портретное сходство персоны, но и особенности характера, придумать сатирический или юмористический контекст.
Вдохновляют личности
Как художник выбирает героев для своих работ? По признанию Владимира Георгиевича, его интересуют не просто знаменитые, узнаваемые люди, а те личности, которые каким-то образом повлияли на судьбу нашей страны или мира в целом. Автор может перенести персонаж в необычное для него место и время. Как это произошло с Леонардо да Винчи, которого художник изобразил сидящим с мольбертом на московском Арбате. На создание работ мастера вдохновляют политические деятели прошлого и настоящего, отечественные и зарубежные звезды шоу-бизнеса, писатели, поэты разных времен и народов… Повезло и некоторым гостям творческой встречи: Владимир Мочалов в считанные минуты создал их портреты в жанре шаржа, обладающие потрясающим сходством с моделями. Студенты стали счастливыми участниками увлекательного мастер-класса…
В мае Владимир Мочалов отметит юбилей. К этому событию планируется приурочить его персональную выставку в Российской академии художеств, на которой будут представлены не только шаржи и карикатуры, но также живописные работы автора. Владимир Георгиевич работает в реалистической направленности как портретист и пейзажист. У него есть удивительная живописная серия «Симфония дождя». И к тому же сравнительно недавно художник увлекся абстрактным искусством. Коллеги-академики, увидев работы, созданные в этом направлении, высоко оценили их уровень. Выходит, само время показало, что педагог Николай Иванович Андрияка сильно ошибался.