Какой диплом получим?

Лариса Ракитянская
Абитуриенты-2007 обсуждают новый законопроект 16 мая Госдума России одобрила законопроект, устанавливающий новые уровни высшего образования. Он обсуждался в течение трех лет, прошел ряд сложных согласований с бизнес-структурами и образовательным сообществом. Несмотря на отчаянное сопротивление оппозиции, законопроект был принят в первом чтении: 295 голосов – «за», 122 – «против». Но сегодняшний абитуриент никак не может понять, зачем понадобился новый закон, если вузы и сейчас, наряду со специалистами, столь же успешно готовят бакалавров и магистров? Многие поступающие вообще ничего не слышали о нововведениях. В этом мы убедились, поговорив с ребятами. Между тем новый законопроект имеет первостепенное значение. Речь идет о реформе высшего образования: уже с 1 сентября этого года она станет двухуровневой: будут выпускаться бакалавры и магистры. А есть еще и так называемый специалитет. Опять экзамены?! А где отсрочка? С чем его едят, зачем он нужен, наш корреспондент поинтересовался у Александра Д., который поступает в СГУ на юридический: - Я в Интернете читал, что продолжить образование в магистратуре вправе как специалист, так и бакалавр – в том случае, если тот и другой успешно пройдут конкурсный отбор. Значит, опять экзамены?! Не хочу! К тому же выходит, что это будет уже второе, а значит, платное образование. В отличие от бакалавра, куда я (гипотетически!) могу поступить на одно из бюджетных мест. - А я про армию ничего не понял, - говорит Костя М. - По действующему сейчас закону, отсрочки от призыва сохраняются полный срок обучения. А по новому законопроекту, магистр право на отсрочку теряет. Кто-то из ребят слышал, что совсем наоборот: бакалавр, вроде бы, может использовать даже две отсрочки, если он успеет поступить в магистратуру сразу же после получения диплома. Сам проект закона я не читал – некогда. Но папа интересовался, и понял по-другому. Он говорит, что стать магистром и продолжить обучение может только тот человек, кто после диплома где-то поработает и получит трудовой опыт. Разговор, подслушанный в парикмахерской: - А какая разница, на кого учиться, - говорил молодой человек, сидя перед зеркалом, - ведь за экзамены во время учебы все равно платить приходится. Я никак не могу объяснить это своему предку – он все говорит: учись, учись. А я бесплатно несколько экзаменов в эту сессию сдал, а вот за зачеты все равно платить пришлось… Еще стандартов нет, а закон придумали Марина – моя соседка. У нее мальчик перешел пока только в пятый класс. Но его мама считает, что об образовании Олега надо уже сейчас думать – по крайней мере деньги на его учебу она уже начала откладывать. Но волнует Марину как раз другая проблема: она никак не может понять, почему закон вступает в силу, когда еще не разработаны соответствующие государственные стандарты. - Я слышала, что новый закон не только устанавливает самостоятельные уровни образования, но и каждый из них еще имеет свои стандарты, свои вступительные испытания и итоговую аттестацию, - говорит Марина. –Соответственно, разделены процедуры лицензирования и аккредитации каждого уровня обучения. И образовательные стандарты высшего профессионального образования сегодня как раз и готовятся. Но если их пока нет, то к чему весь сыр-бор? Путь в науку: правой рукой к левому уху? - Какая разница между магистром и специалистом? – задается вопросом выпускница-2007 Наташа Д. – Я знаю, что магистр на Западе - это человек, идущий в науку. У нас же не пойдут все в науку! Но все равно я считаю, пятилетнее образование в вузе надо сохранить. Кстати, это не только мои мысли: вот и ректор МГУ Виктор Садовничий об этом везде говорит. Уж он-то знает! А мои одноклассники сейчас далеко не все понимают, кем они хотят стать – специалистом, или бакалавром, или магистром. С этим законом, по-моему, вышло как всегда: хотят как лучше, но сами не понимают, что же лучше! - А я знаю, что, например, специалисты IТ не захотят идти в магистратуру, – продолжает мысль Наташи ее подруга Эля. - Они просто теряют два года на учебу, которая потом ничего не даст, разве что путь в науку. Я убеждена, что новый законопроект разделит и вузы, и студентов на «черных» и «белых», потому что магистерское образование и специалитет станут доступными лишь для избранных, у кого есть деньги и желание. Как я понимаю, переход на магистра не считается вторым высшим образованием в принятом законопроекте. Это плохо. Потому что я думаю, что магистратура в обязательном порядке должна быть бюджетной, то бишь бесплатной. Тогда это будет справедливо, и люди учиться захотят! Мы все должны четко представлять! Ксения Михайлова собирается поступать в СГУ. Про закон слышала, и считает, что он какой-то путаный: - Не понимаю одного: когда человек поступает в вуз, сложность экзамена, требовательность вступительного экзамена одинакова и для того, кто идет на специалиста, и для того, кто идет на бакалавра? Говорят, что это регулируется другим законом - законом о Едином государственном экзамене. Но зачем такое разделение? Лучше бы уж люди сразу знали – по ЕГЭ так по ЕГЭ! И будущие выпускники приняли участие в разговоре. Они в принципе согласны, что надо учиться 11 лет. - У нас сегодня есть случаи, когда человека, который «не годится учителям», «выдавливают» из школы. Это несправедливо, - сказал, как отрезал, Дима Р. – Так что я закон поддерживаю, потому что в стране меняется система жизни, у нас сейчас идет интеллектуализация экономики – даже на современных заводах рабочие-недоучки никому не нужны. После 9-го класса человек свободно может пойти в проф-техучилище, в техникум средний профессиональный. От редакции: всех моих собеседников, как выяснилось, утешает то, что абитуриенты нынешнего года будут учиться по старым (то есть нынешним) правилам, поэтому у чиновников будет время до лета следующего года разработать и принять целый ряд сопровождающих закон нормативных актов, в том числе стандарты высшего профессионального образования третьего поколения.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление