Кардинальная смена имиджа

Наталья Ардалина

Совсем скоро на улицах страны вместо привычных милиционеров появятся новомодные полицейские. Для чего же нашу родную, привычную милицию, которую мы частенько ругаем, но к которой в случае чего и бежим за помощью, переименовывать в заморскую полицию?

История  вопроса

Кардинальная смена имиджа
Официальная версия формулируется довольно просто: смена наименования должна привести к смене идеологии всей системы и новым взаимоотношениям с обществом. Более подробно о новом законе нам рассказал начальник управления правового обеспечения ГУВД по Ставропольскому краю подполковник (пока еще) милиции Сергей Белик: 

- Вопрос о переименовании стоял еще в 1991 году в момент принятия Закона «О милиции». Тогда на голосование выносился документ под названием «О милиции(полиции)», и никто не знал, какое наименование станет окончательным. В итоге «милиция» прошла с  незначительным перевесом. Подобные дискуссии возникали и позже, в 93-м, 96-м, 99-м годах. По большому счету, все послереволюционные годы милиция фактически выполняла  полицейские функции, которые заключаются в охране общественного порядка, обеспечении жизни и здоровья, прав человека на профессиональной основе. После революции милицией называли отряды вооруженных людей, на добровольной основе обеспечивающих порядок. Но фактически этот период продлился не более 9-10 месяцев, и уже в 1918 году появились первые декреты, инструкции, которые указали на профессиональные составляющие милиции. Естественно, туда подбирались подготовленные сотрудники, в том числе из числа «сыскарей» царской полиции. Огромная армия царских полицейских никуда не делась, существовал декрет Совнаркома, который определил, что лица полицейских чинов, не скомпрометированные преследованиями по политическим мотивам или иными преступлениями против рабочего класса и крестьянства, могут поступить на службу в милицию. 

(Кстати, замечу в скобках, нынче, при обратном переходе, этот немаловажный принцип применяться не будет. Согласно ст. 56 Закона «О полиции» сотрудник милиции с его письменного согласия остается на службе в той же должности, что и раньше. Вот тут в первый раз и возникает вопрос: для чего рядить Ваньку в кафтан? Неужели общество вот так сразу начнет доверять тем же самым людям, уважать их просто потому, что они теперь называются по-другому?)

 

Новое название — новые отношения

Сергей Белик отмечает, что это не будет простым, никому не нужным переименованием.  Предполагается, что Закон «О полиции» станет базовым, каковым Закон «О милиции» по сути не являлся, потому что существовало очень много нормативно-правовых актов и законов, регулировавших деятельность органов внутренних дел. На этот раз предпринята попытка свести полицейское законодательство в один документ. Хотя он все равно не сможет вобрать в себя абсолютно все, например, социальные вопросы будут урегулированы отдельным документом. Тем не менее на сотрудника полиции не могут быть возложены какие-то иные функции, не предусмотренные новым законом. 

Смысл переименования в том, что должна измениться сама идеология взаимоотношений полиции и общества, оно должно стать отправной точкой для изменения имиджа. Во-первых, новый закон вносит много изменений в процесс профессиональной подготовки сотрудников ведомства. Во-вторых, впервые на уровне закона провозглашен принцип открытости системы, определены механизмы ее взаимоотношения с обществом. Только открытым лицом система внутренних дел может вернуть себе доверие и рассчитывать на реальное взаимодействие общества и полиции, как это происходит в европейских странах. Далее, будет серьезно повышено материальное обеспечение сотрудников полиции. Это позволит полицейскому не беспокоиться о куске хлеба для своей семьи и добросовестно нести службу. 

Кстати, как профессиональный юрист Сергей Николаевич заметил, что первая статья нового закона указывает на принадлежность полиции к системе исполнительных органов государства, но не конкретно МВД. Такая формулировка означает, что законодатель планирует реализовать базовый закон на максимально длительный срок, так что даже если Министерство внутренних дел претерпит какие-либо изменения, Закон «О полиции» все равно будет действовать. Это принципиальный момент: полиция — всерьез и надолго. А вот кадровые, тыловые службы останутся в составе МВД, но не будут называться полицейскими.

Вопрос муниципальной милиции пока не поднимается. В свое время этот эксперимент в отдельных регионах страны не оправдал ожиданий — где-то городские власти не смогли должным образом организовать работу стражей порядка, где-то не хватило средств на содержание местной милиции. Но полностью от идеи не отказались, просто решили, что пока не время для ее нового обсуждения. Пока же к 2012 году  финансирование полиции полностью переходит в задачи федерального бюджета. 

 

Финансовые затраты

Сергей Белик отмечает, что затраты на переименование, разумеется, неизбежны, но процесс реформирования предполагает длительный период, не будет являться принципиальным моментом, если в конце следующего года где-то останутся старые вывески. 

Однако большая часть тех, кто сам погоны не носит, все же отрицательно относится к переименованию. Реформа МВД и без этого идет полным ходом. Вполне можно было сделать базовым Закон «О милиции». Смена названия, что там ни говори, приведет к колоссальным затратам, а все это, не забывайте, наши с вами деньги - добросовестных налогоплательщиков. Это не только банальная смена вывесок на отделениях милиции, это еще и новая форма, новые бланки, печати, штампы и т.д. Заместитель председателя Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Ставропольского края Юрий Василенко отмечает, что, возможно, лучше было бы потратить эти средства на техническое оснащение милиции и иные нужды, которых немало. Кстати, в свое время власти Ставрополя решили переименовать улицу Коминтерна и проспект Октябрьской Революции, но, оценив затраты только на одной улице, вторую решили оставить в покое и найти деньгам более достойное применение, ведь дыр в бюджете всегда хватало. Здесь же правительство не скупится. Наверное, излишки образовались. 

Мент или коп?

Уже сегодня милиционеры стараются привыкнуть к новому названию. В управлении правового обеспечения ГУВД по краю активно обсуждали данную тему, и пришли к выводу, что это не только оправданная, но и своевременная мера. Немаловажно, что должны уйти в прошлое неприглядные наименования, которыми нередко награждали милиционеров. Если новое-старое ведомство сумеет реально добиться уважения к себе, то необходимости в новых «кличках» не возникнет, считают юристы. Хотя мне это кажется маловероятным, так уж устроен наш народ, что всех награждает прозвищами, просто они могут быть обидными, а могут и нет. Ведь не обижаются американские полисмены, когда их называют копами. 

Кстати, новая форма останется в традиционных милицейских цветах — синяя с красным околышем, так что в этом плане полисмены даже поначалу не будут так уж сильно «резать глаз».

Какая-то часть населения, особенно те, кто пережил оккупацию, настроены резко против наименования «полиция», поскольку оно созвучно с «полицаями» времен Великой Отечественной войны. Но коли уж нам придется с этим жить, нужно помнить, что главная обязанность милиционера, как его ни назови, — защита нашей жизни, и только в 2010 году более 400 сотрудников органов внутренних дел погибли, исполняя свой долг. 

 

Большая стирка

Бытует среди населения и еще одно мнение: смена вывески — это чистка кадров. Хотя для того, чтобы стать полицейским, милиционеру достаточно письменного согласия, есть вероятность, что не все смогут ими стать. При этом возможны разные варианты развития событий: в первом случае на своем месте останутся исключительно высококвалифицированные, подготовленные и честные сотрудники — такая чистка только на пользу любому ведомству. Во втором случае — уберут «неугодных» и «неудобных» сотрудников. Что мы получим в этом случае, даже думать не хочется. 

В общем-то, даже народная мудрость имеет разные мнения по сему вопросу. С одной стороны, как корабль назовешь, так он и поплывет. С другой - как с быком ни биться, а молока от него не добиться. Есть и более подходящая пословица, но уж больно обидная, а я совершенно не хочу обижать нашу милицию. В ее рядах немало глубоко порядочных людей, которые, не дай Бог что случится, первыми примут на себя удар. 

Выводы таковы: наше правительство считает, что общество готово к замене милиции полицией и воспримет данное новшество спокойно и даже благожелательно. Правда, для самого общества это в какой-то степени стало неожиданностью. 

Поэтому  мы приглашаем всех желающих обсудить новый закон в «Народной трибуне», которая состоится во вторник, 31 августа, с 11-00 до 13-00. Звоните по телефону 23-33-62. 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление