Казанская площадь Ставрополя

Елена Павлова
У южного подножия Крепостной горы разместилась одна из старых площадей Ставрополя. Правда, на современных планах города ее не найти, однако и документов о переименовании тоже нет.

Нумерация строений, расположенных на ней, подчинена порядкам номеров домов улиц, выходящих на эту площадь. Это улицы Шаумяна, Казачья и Горького. Последняя прежде называлась Поспеловской, а еще раньше — Первой Станичной. Названия Казачья и Станичная свидетельствовали о том, что именно здесь зарождалась Ставропольская станица, поселение казаков близ крепости. Станица прекратила свое существование в связи с тем, что казаки отсюда были переселены на реку Куму, где основали станицу Карантинную, названную в 1825 году Суворовской. Казаки станицы Ставропольской забрали с собой на новое место станичную деревянную церковь Во имя Казанской Божьей Матери. Отсюда — Казанская площадь, на месте которой стояла церковь. Улица Шаумяна прежде называлась Армянской. Здесь был удобный спуск с Крепостной горы к станице, близ которого возник квартал переселенцев армян. Маленькая Казанская площадь была самой известной и благоустроенной площадью города. Сейчас это место одно из самых посещаемых в Ставрополе — здесь разместился Нижний рынок. Эта территория города ныне плотно заполнена как капитальными строениями (огромный шатер крытого продовольственного рынка), так и временными, начиная от ларьков и палаток до контейнеров с выкладкой промышленных товаров самого широкого профиля. Как выглядела Казанская площадь конца XIX — начала XX века, можно представить себе, обойдя по периметру квадрат Нижнего рынка, обращая внимание только на окружающие его здания. Лучше прийти сюда ближе к вечеру, когда разредится людское столпотворение. Обзору будут мешать лишь заполонившие площадь разномастные «торговые точки», за которыми спрятаны замечательные строения. А любоваться ими можно часами. С юга Казанскую площадь окаймляет северный фасад «Пассажа», здания, построенного в начале XX века как торгово-зрелищный центр. Именно эта часть здания сохранилась в первозданном виде в отличие от выходящей на главную улицу города. Южный фасад «Пассажа» в советское время был переделан так, что здание со стороны Ермоловского бульвара уже не производит впечатления единого целого. Сопоставляя фотографии прошлых лет, понимаешь, что группа ставропольских архитекторов во главе с Григорием Кусковым нашла правильное решение — сделать парадными обе стороны величественной галереи, соединившей центральные улицу и площадь. Запущенность здания «Пассажа» со стороны Казанской площади не вызывает удивления — это задворки торгового комплекса со всеми вытекающими последствиями. А ведь здесь проходят тысячи людей, как местных жителей, так и гостей Ставрополя.

Однако вид Казанской площади с северной стороны сражает наблюдателя наповал: здесь уже много лет зияет пустыми глазницами окон кирпичное двухэтажное заброшенное строение без крыши. У старожилов этот дом встает в памяти как одно из самых оригинальных зданий Ставрополя, украшение Казанской площади. Особенно поражала крыша с конусовидными башнями, увенчанными балкончиками с ажурным металлическим ограждением и флагштоками наверху. Башни возвышались по бокам здания. Внимательный взгляд замечал резные детали деревянных рам окон здания, произведений искусства высочайшего класса. Не дом, а картина художника с изысканным вкусом. Возведение этого здания связано с человеком, получившим художественное образование в Москве. Здесь без экскурса в историю не обойтись. На этом месте в конце XIX века стоял дом героя Кавказской войны генерала Ф. П. Сахацкого, в котором хранилась собранная им картинная галерея портретов российских императоров, царских наместников на Кавказе и героев Кавказской войны. В 70-е годы XIX века этот дом приобрел купец Вышлов. Его дочь Елена по окончании Ставропольского Александровского училища получила художественное образование в Москве. Вернувшись в Ставрополь, она на месте снесенного старого дома возвела новый, который и стал украшением Казанской площади. Не исключено, что фантазии художницы получили воплощение в проекте архитектора. В годы советской власти здание имело неухоженный вид, а два пожара в конце XX века довершили процесс разрушения. В наши дни дом Вышловой и все, что его окружает, иначе, чем позором для города, именовать нельзя. Судите сами: на безобразном заборе, слепленном из обрывков ржавого железа, начертаны возвышенные слова — «Художественный салон». И чтобы сомнений не возникало, что же именно размещено в этом здании, большая красочная вывеска с этими кощунственными в данной ситуации словами прикреплена и на балконе. Только полным отсутствием чувства юмора можно объяснить размещение такой вывески на здании-инвалиде. Недавно довелось побывать на втором этаже этого здания, куда пришлось карабкаться

по… чуть не написал — лестнице. Это был набор шатающихся досок. На месте убедился, что дому не хватает крыши для того, чтобы развернуть работы по восстановлению здания. Крыша уже не только заказана, но и сделана. Но работу нужно оплатить, крышу установить… и т.д. и т.п. Многострадальный дом по улице Горького, 49, находится в аренде у Национально-культурного общества славян. Как-то стало не по себе. Известно, что национально-культурные общества других народов, населяющих край, ведут просветительскую деятельность в достаточно комфортных условиях. Кстати сказать, славяне составляют подавляющее большинство населения края. На этом фоне странным представляется такое пренебрежение городских и краевых властей к восстановлению здания, имеющего к тому же статус памятника истории и архитектуры.

Владимир Ивановский.



Последние новости

Все новости

Объявление