Кирилл Кузьмин: «Мир стал другим, и бизнес к этому в целом адаптировался»

Олег Чесноков

О своей оценке ситуации, в которой сегодня пребывает экономика России и конкретно нашего региона, в интервью нашей газете рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин

Бизнес-омбудсмен отметил, что после начала специальной военной операции 24 февраля прошлого года, образно выражаясь, «мир стал другим». И в немалой степени это коснулось как раз российского бизнеса.

 

Первоначальный шок и дальнейшее развитие ситуации

Кирилл Кузьмин подчеркнул:

«Первое время после введения санкций со стороны недружественных стран многие предприниматели, особенно те, чьё дело было тесно завязано на взаимоотношениях с так называемыми западными партнёрами, без преувеличения, находились в шоке. Одни из зарубежных контрагентов оказались порядочными людьми, которые продолжали добросовестно выполнять все свои обязательства. В то же время нашлись и другие, которые с первого дня спецоперации повели себя недружелюбно. Проблемы «зависания» грузов, торможения платежей, исчезновения документации, задержек на таможне часто носили умышленный характер. Понятно, что это было очень неожиданным, и по ряду направлений достаточно быстро заработали антикризисные планы, наверняка подготовленные заранее, а где-то сначала всё зависло».

Тем не менее оправиться удалось достаточно быстро. Начали приниматься качественные и эффективные решения по поддержке бизнеса со стороны федерального правительства. В крае органы исполнительной власти реагировали быстрее, и благодаря этому удалось снять многие вопросы.

 

Времени на «рефлексию» не осталось

Как отметил региональный бизнес-омбудсмен, человеку свойственно привыкать к новым обстоятельствам. А предприниматели делают это ещё быстрее, являясь классом наиболее активных и адаптивных людей. У них нет времени на «рефлексию», и подавляющее количество представителей бизнеса смогло заново выстроить своё дело или открыть новое. У кого-то это произошло быстро, а иные до сих пор находятся в процессе. Но фатальной ситуации, на которую так рассчитывали геополитические соперники России, всё-таки не случилось.

– Однако существуют и так называемые внутренние болезни, которые уже были давно, задолго до начала специальной военной операции, – рассказывает Кирилл Кузьмин. – Если взять статистику, то количество обращений в аппарат уполномоченного в последнее время даже снизилось. В то же время, о чём свидетельствует моё общение с отстаивающими интересы бизнеса адвокатами, многие их клиенты пока просто остановили судебные процессы по «долгоиграющим» делам. Предприниматели сейчас отложили то, что «терпит», до какого-то времени. Может быть, это даже является инстинктивной адаптацией на уровне мышления.

Что касается доходности бизнеса в регионе, то данный уровень далеко не по всем позициям достиг показателей позапрошлого года. Это, безусловно, завязано на глобальную экономическую повестку, но во многом зависит и от других факторов. В частности, от инфляции, сырьевой ориентации отечественной экономики, удорожания логистики и так далее. Позитивным и крайне своевременным моментом, уверен Кирилл Кузьмин, является государственное решение о запуске параллельного импорта. Сейчас бизнес успешно им пользуется, выстраивая собственные пути. Однако новые условия влияют на конечную цену товаров. Иной раз люди затягивают пояса и переходят на более скромный уровень потребления, что, конечно, сказывается на доходах предпринимателей.

 

Провала нет

Глобального провала в российском бизнесе, безусловно, нет. Хотя трудностей немало. Если говорить о Ставропольском крае, то общая статистика у нас соответствует среднероссийской. Количество индивидуальных предпринимателей в регионе увеличилось, а число юридических лиц снизилось. Это связано в том числе и с активной «чисткой» реестров от фирм-однодневок, которой занимается Федеральная налоговая служба. Ещё одним важным фактором является переход значительной части предпринимателей в самозанятые. Последняя категория сильно увеличилась. Эти люди тоже занимаются бизнесом, предоставляя населению большое количество услуг или производя товары. В то же время Кирилл Кузьмин считает, что немалое число самозанятых просто вышло из тени. Процесс легализации очень важен, а позволяющие его осуществить законодательные изменения стоит только приветствовать.

 

Ограничение проверок

Как подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин, федеральное правительство ещё 10 марта прошлого года своим постановлением № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ввело мораторий на проведение проверок бизнеса до конца 2022-го. Согласно документу, возможность проведения плановых проверок была сохранена только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

А вот проведение внеплановых контрольных мероприятий предусматривалось лишь в исключительных случаях. Это ситуации, в которых речь шла об угрозах жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, опасности для обороноспособности и безопасности государства, а также при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки в обязательном порядке должны быть согласованы с органами прокуратуры.

 

Ответы получены не от всех

В целях оценки результатов контрольно-надзорной деятельности на территории Ставропольского края уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионе традиционно были систематизированы соответствующие данные, запрошенные у органов федерального, регионального и муниципального контроля или надзора. При этом следует отметить, что общая картина оказалась неполной и несколько искаженной в связи с отсутствием отдельных данных по линии Роспотребнадзора.

Кирилл Кузьмин чётко расставляет приоритеты:

«Из ответа данного ведомства следует, что сведения о проверках, проведенных в отношении субъектов предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, формами государственной и отраслевой статистической отчетности не предусмотрены и в региональном управлении Роспотребнадзора отсутствуют. Из 24 органов федерального контроля, предоставивших информацию по запросу аппарата уполномоченного, только управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю дало такой ответ».

 

Общая статистика

Итак, общее количество плановых и внеплановых проверок, проведенных в минувшем году, составило 2582. Это без учёта сведений по Роспотребнадзору. Для сравнения: в позапрошлом году проведено 10254 проверки, а в 2020-м – 6116. При этом общее количество субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых региональным управлением Роспотребнадзора проводились проверки, оказалось достаточно внушительным и достойным внимания – 1633.

Несмотря на кратное сокращение количества проверок и примененных штрафных санкций, общая сумма самих штрафов по итогам прошлого года существенно превысила показатели 2021-го – более чем на 27 процентов, или почти на 54 миллиона рублей. Таким образом, выводы о снижении нагрузки на бизнес через уменьшение количества проверок оказались неоднозначными.

Общая сумма дополнительно начисленных платежей по результатам проведенной контрольной работы в области налогов, сборов, штрафов и пеней в минувшем году снизилась и составила 3 миллиарда 100 миллионов рублей. В позапрошлом году эта сумма достигала 5,9, а в 2020-м – 5,1 миллиарда рублей. Таким образом, есть и позитивные тенденции.

 

Ряд проблем и возможные пути их решения

В ведомстве бизнес-омбудсмена отметили основные системные проблемы в сфере контрольной и надзорной деятельности. В их числе фактическое расширение предмета проверки по сравнению с заявленным на старте, отсутствие замены административного штрафа на предупреждение, необоснованное привлечение предпринимателей к административной ответственности.

Кроме того, нет необходимого информирования и разъяснения относительно обязательных требований, а цены на лабораторные исследования находятся на необоснованно высоком уровне. В ходе проверочных мероприятий отсутствуют достаточные разъяснения, какие именно требования нарушены и чем они регулируются, чтобы их можно было оперативно устранить. Также не оказывается эффективного противодействия нелегальному предпринимательству. Увеличение штрафных санкций предпринимателей часто происходит до «неподъёмных» размеров. Они зачастую больше стоимости самого бизнеса. Штрафы не только перестали быть регулирующим фактором, они фактически стали сдерживающим элементом для занятия бизнесом и фактором снижения всех мотиваций к предпринимательской деятельности, к тому же способствуют развитию «теневой» экономики. К примеру, штрафы за ошибки в маркировке товаров составляют 200 – 300 тысяч руб. Наказание, очевидно, несоизмеримо с нанесенным ущербом, что противоречит основным принципам законодательства.

 

Обращения

За прошлый год в адрес бизнес-омбудсмена поступило 185 письменных обращений, из которых 13 носили уголовно-правовой характер, а 172 – административно-правовой.

Также аппаратом краевого бизнес-омбудсмена было проведено около тысячи устных консультаций, в рамках которых все субъекты предпринимательской деятельности получили ответы на интересующие их вопросы.

За минувший год в аппарат уполномоченного поступили обращения от субъектов предпринимательской деятельности из 28 муниципальных и городских округов нашего региона. Лидерами по их количеству, что, в общем-то, закономерно, были город Ставрополь и города-курорты Кавказских Минеральных Вод.

 

Актуальная тематика

– Что касается основной тематики поступивших обращений, то на первом месте стоят проблемы, связанные с административными давлением и барьерами, а также препятствиями для осуществления законной предпринимательской деятельности, – рассказывает Кирилл Кузьмин. – Также предпринимателей интересовало содействие в получении мер государственной поддержки, а многие бизнесмены сетовали на их недоступность и недостаточность форм. На третьей по значимости позиции находились жалобы на завышенные тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов и незаконность установленных нормативов их накопления. Далее по списку находятся проблемы, связанные с организацией нестационарной торговли. В частности, бизнесмены сетовали на препятствия и необоснованный отказ в продлении договоров, а также во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Среди частых тем обращений – сложности, связанные с получением в аренду или собственность земли и продлением договоров аренды, жалобы на организации естественных монополий и другое. Многие предприниматели обращались в аппарат уполномоченного по защите их прав по поводу необоснованных уголовных преследований, процессуальных нарушений в ходе производства по уголовным делам. Открывшие своё дело люди обращались по поводу несовершенства действующего законодательства и необходимости упрощения целого ряда процедур. Приводились примеры нарушений при принятии муниципальных правовых актов и имущественных прав собственников со стороны органов государственной власти. Затрагивались проблемы, связанные с проведением частичной мобилизации.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ

экономика России, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, Кирилл Кузьмин, специальная военная операция

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление